Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков П - Б"
план-конспект на тему
Занятие разработано для детей 6 лет, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_p-b.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Дифференциация звуков П – Б»
Тимонина Н.Н.
учитель-логопед
Цели: 1. Закрепить навыки различения звуков П-Б в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навык звуко-слогового анализа слова.
- Закрепить графический образ букв.
- Составлять предложения по опорному слову с использованием предлогов под, из-под; их схемы.
- Закреплять навык чтения слогов, слов.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память, эмоционально-волевую сферу.
Оборудование: наборное полотно, мяч, индивидуальные наборы для составления схемы слова, карточки для определения места звука в слове, набор для составления схемы слова на доске; схемы предлогов под, из-под; предметные картинки с изображением поросенка, барана, щенка; буквы, слоги, ребусы, материал для схемы (для сопоставления звуков П-Б), магнитная доска, маркеры, картинки-символы букв П-Б, простые карандаши, индивидуальные тетради по обучению грамоте, картинки-силуэты с изображением животных, ширма, музыка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Л: Пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, называя друг друга ласково и желая доброго утра.
Л: Доброе утро, Катенька. (Доброе утро, Мишенька. И т.д.)
Л: Теперь у нас у всех хорошее настроение.
II. Постановка цели занятия.
Развитие мыслительной деятельности.
Игра «Четвертый лишний».
Л: Сегодня мы будем повторять звуки, а какие, догадайтесь сами. Выделите лишнее слово из ряда слов.
Слова: 1) Поросенок, тигр, жираф, крокодил. (Поросенок).
2) Волк, баран, лиса, заяц.(Баран).
Дети выделяют «лишнее» слово и объясняют свой выбор.
Логопед выставляет картинки с изображением поросенка и барана.
Л: Сегодня к нам на занятие пришли в гости поросенок Пулька и баран Борька. Они приготовили для вас много интересных игр и заданий. Поиграем? (Да.)
Л: Назовите первый звук в имени поросенка. (Звук П).
Л: Назовите первый звук в имени барана. (Звук Б).
Л: Сегодня мы будем повторять и учиться различать звуки П – Б.
III. Развитие фонематического слуха.
1. Игра «Измени слово» (с мячом)
Л: Пулька предлагает поиграть в игру «Измени слово».
Л: Замените звук П в словах, которые я произнесу, на звук Б, и назовите новое слово.
пой-бой
пыль-быль
папка-бабка
палка-балка
почка-бочка
пашня-башня
папочка-бабочка
Л: Молодцы, вы правильно назвали все слова.
2. Сходство, различие звуков П – Б (по схеме).
Л: Какой звук повторяется в моих словах? (Звук П).
Л: Что общего в ваших словах? (В наших словах повторяется звук Б).
Л: Чем похожи эти звуки? (Звуки П-Б: согласные, губные, твердые).
Л: Чем они отличаются? (Звук П – глухой согласный, звук Б – звонкий согласный).
Л: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
3. Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».
Л: Баран Борька хочет узнать, насколько вы внимательны. Он предлагает поиграть в игру «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».
ба-па-па
бу-бу-пу
бо-по-бо
бэ-пэ-пэ
пы-пы-бы
по-бо-бо
пу-бу-пу
Дети повторяют цепочки слогов и садятся за столы.
IV. Произношение звуков П-Б в словах.
Определение места звука в слове.
Игра «Угостим наших гостей».
Л: Наши гости немного проголодались. Угостим их? (Да.)
Л: Послушайте стихотворение И. Лопухиной « В булочной». Запомните те угощения, в названиях которых слышится звук П или Б.
По рядам: первый ряд запоминает слова со звуком П, второй – со звуком Б.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Л: Чем вы угостите поросенка Пульку? (Плюшкой, пряником, пампушкой, пастилой.)
Л: А чем угостите барана Борьку? (Баранкой, булкой, батоном, бубликом.)
Л: Одно из угощений отличается от всех остальных. Догадайтесь, какое.
Логопед перечисляет все слова, дети выделяют лишнее слово и объясняют, почему. (Пастила.)
Л: Определите место звука П в слове пастила на карточках. (Дети определяют место звука в слове.)
Л: Где слышится звук П в слове пастила? (В начале слова.)
Л: Молодцы! Гости довольны вашими угощениями и ответами.
V. Звуко-слоговой анализ и синтез слова.
Л: Ребята! Угадайте, какое из угощений больше всего понравилось барану Борьке: Б, А, Т, О, Н. (Батон).
Л: Составим схему слова батон. (Один ребенок составляет у доски, остальные за столами.)
Л: Сделаем анализ этого слова.
Л: Сколько слогов в слове батон? (2 слога).
Л: Как вы догадались? (Потому что в слове батон два гласных звука. Правило.)
Л: Назовите первый слог. (Ба)
Назовите второй слог. (тон)
Л: Сколько звуков в первом слоге ба? (Два звука).
Назовите первый звук. (Первый звук Б – согласный, губной, звонкий, твердый).
Назовите второй звук. (Второй звук А – гласный).
Л: Сколько звуков во втором слоге тон? (Три звука).
Назовите первый звук. (Первый звук Т – согласный, глухой, твердый).
Назовите второй звук. (Второй звук О – гласный).
Назовите третий звук. (Третий звук Н – согласный, звонкий, твердый).
Л: Сколько всего звуков в слове батон? (5 звуков)
Л: Какие из согласных звуков звонкие? (Б, Н).
Л: Назовите глухой согласный звук. (Т).
Л: Молодцы! Вы угадали слово и правильно составили его схему.
VI. Физминутка.
Л: Наши гости предлагают нам сделать зарядку
«На зарядку дружно встали»
Очень мы сидеть устали,
На зарядку дружно встали,
Руки в боки, смотрим вправо,
Поворот налево плавный.
(Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснемся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперед-назад, вправо-влево.)
От души мы потянулись,
(Потягивание – руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
(Дети садятся.)
Л: Молодцы! Хорошо делаете зарядку.
VII. Игры с буквами, слогами. Чтение. Ребусы.
1. Связь звука с буквой.
Л: А теперь покажем Пульке и Борьке, как вы читаете.
Но прежде вспомним, чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем, и пишем.)
Л: Какой буквой на письме обозначается звук П? (Буквой П.)
Л: Какой буквой на письме обозначается звук Б? (Буквой Б.)
2. Восстановление графического образа букв.
Игра «Буквы поломались».
На магнитной доске изображены «поломанные» буквы.
Л: Буквы «поломались». Допишите их, пожалуйста.
Дети восстанавливают буквы – дописывают недостающие элементы букв маркерами.
Л: Молодцы!
Л: На что похожа буква П? (Ответы детей.)
Логопед читает стихотворение о букве П и выставляет картинку-символ.
Л: На что похожа буква Б? (Ответы детей.)
Проводится работа, аналогичная работе с буквой П.
Л: Молодцы!
3. Игра «Составь слово»
Л: У наших гостей есть друг – маленький забавный щенок.
Л: Они пригласили его к нам на занятие, чтобы и он посмотрел, как вы хорошо занимаетесь. Составьте слово из «рассыпанных» букв и вы узнаете, как его зовут.
На наборном полотне буквы: о, Б, б, к, и.
1 ребенок составляет слово у доски и читает его. (Бобик.)
Выставляется картинка с изображением щенка.
Л: Почему слово Бобик пишется с большой буквы? (Мы знаем правило: клички животных пишутся с большой буквы.)
Л: Молодцы! Вы правильно составили слово и вспомнили правило.
4. Игра «Слоги рассыпались».
Л: Маленький, неуклюжий Бобик так спешил сюда, что по дороге «рассыпал» слоги. Соберем из слогов слова.
На наборном полотне слоги: па-на-ма, са-по-ги, бан-ты, ба-нан. (По одному ребенку выходят к доске, составляют и читают слова.)
Л: Прочитаем полученные слова еще раз.
Л: Молодцы. Бобику понравилось, как вы читаете.
5. Ребусы (расшифровка слов).
Индивидуальная работа.
Л: Пулька и Булька думают, что уж со следующим заданием вы не справитесь. Оно очень сложное. Попробуем? (Да.)
Л: Слушайте внимательно.
Спросил меня как-то знакомый троллейбус:
«Скажи мне, пожалуйста, что это – ребус?»
«Ах, ребус?! Да это загадка такая,
Она необычная и непростая.»
Ребусы людям известны давно.
Слово-отгадка в картинках дано.
Л: И мы с вами попробуем разгадать ребусы.
Раз, два, три, картинки переверни.
Дети разгадывают ребусы. Одновременно уточняется смысл слов.
(Незабудка, бабочка, бусы, пальцы, забор, рыбак, полки.)
Л: Молодцы! Пулька и Булька говорят, что вы очень сообразительные дети.
VIII. Работа с предложениями. Схема, анализ.
Составление предложений по опорному слову с использованием предлогов под, из-под.
Л: А сейчас попробуем ответить на вопросы наших гостей.
Л: Что такое предложение? (Предложение – это когда слова дружат между собой и о чем-то сообщают.)
Л: Придумайте предложения со своими словами, используя маленькие слова – предлоги под, из-под.
На наборное полотно выставляются графические схемы предлогов. Дети называют составленные предложения.
Л: Молодцы! Интересные предложения у вас получились.
Л: Составьте схемы своих предложений в тетрадях и подчеркните в них слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги.
Дети выполняют задание в тетрадях.
По ходу проводится анализ предложений; повторяются правила грамматики: большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, раздельное написание слов; выделяются слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова – предлоги; дети упражняются в умении задавать к данным словам вопросы.
Л: Молодцы! Вы не только правильно составили схемы своих предложений, но и ответили на все вопросы.
Л: Наше занятие подошло к концу и нашим гостям пора возвращаться домой. (Звучит музыка.)
Картинки с изображением поросенка, барана, щенка убираются.
IX. Итог занятия.
Л: Итак, какие звуки мы сегодня повторяли? (П-Б.)
Чем похожи звуки П-Б?
Чем отличаются? (Ответы детей.)
Кто был у нас в гостях?
В какие игры играли? (Дети перечисляют.)
Л: Нашим гостям очень понравилось, как вы занимались, и на память они оставили вам свои портреты (Задание на вечер – раскрасить силуэты животных, составить звуко-слоговые схемы слов: Пулька, Бобик.)
Л: Благодарю вас за занятие.
Литература
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб., 2006.
- Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль, 2002.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, II, III периоды. – М., 1999-2001.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., 2001.
- Лопухина И. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"
Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Мудрой Совы"
конспект занятия по обучению грамоте по теме "В гостях у Мудрой Совы" для детей 6-7 лет.. на данном занятии дети знакомятся в игровой форме с согласным звуком В, отрабатывается техника чтения слогов и...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,сове...