Конспект урока "Описание игрушки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока развития речи "Описание игрушки" в 5 классе - это урок подготовки к сочинению-описанию. ученики 5 класса учатся различать типы речи и развивают навыки составления текста описания. Данный урок помогает усвоить порядок описания предмета, развивает речь, знакомит пятиклассников с культурой и традициями русского народа, воспитывает уважение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_opisanie_igrushki._5_klass.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Урок развития речи в 5 классе
Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»
Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания
Задачи: научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);
Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;
Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.
Ход урока.
1.Организация класса.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
у нас урок русского языка по развитию речи.
- Сообщение цели и выявление темы урока.
- Ребята. У вас есть любимые игрушки?
- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)
- Сегодня нам предстоит большая и интересная работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.
- Как вы думаете, на какую тему?
(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)
- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?
( любимая)
- Что значит любимая?
( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)
- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)
- Ребята, давайте поближе познакомимся с игрушками.
- А для чего предназначены игрушки: куклы, машинки?( Чтобы играть)
Но есть и игрушки- сувениры.
- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).
( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).
- Какие игрушки могут быть сувениром? Посмотрите на слайд( Матрёшки)
Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.
- Игрушки могут быть сделаны из разного материала. Назовите, из какого материала могут быть сделаны игрушки. Давайте запишем сложные слова, обозначающие материал и запомним их написание. Возможно, они пригодятся вам при описании вашей любимой игрушки.
Вот неваляшка, из какого материала она сделана? (из пластмасса)
- значит она какая? –( 4 слайд)
( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка ( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма)
( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне), а матрёшка у нас какая? (деревянная- две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите
глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).
- Ребята, а какое свойство имеет эта игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).
- А вот эти слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)
зав..дная
уд..вительная
ч..десная
инт..ресная
з..бавная
- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная ( безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем) - Молодцы!
- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)
- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).
Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)
- Эти слова помогут вам ярче описать игрушку.
- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
4. Работа над предложением.
-Ребята, вы сказали, что у вас есть любимые игрушки.
- Как называется твоя любимая игрушка? А твоя?
А вот ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка – собачка.
Прочитайте предложение,
- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении? ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п, игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)
- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?
( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире
- А мы давайте запишем такое предложение ( 8 слайд)
Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.
- Прочитай своё предложение….
Хорошо, Молодцы!
5. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем – глубоко вздохнём.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили. Садитесь.
Посмотрите направо глазками, налево,
Опустите глаза вниз, перед вами лежит текст.
6. Работа с текстом. Составление плана.
- Послушайте, как Света написала ( рассказывает) о своёй любимой игрушке.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.
У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем, вечером вместе засыпаем.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.
- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)
- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.
- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать во вступлении?
Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка, а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)
- Вот в первой части вы и расскажите:
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
- А какая часть текста самая большая? (2- основная)
- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)
- В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.
- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и сравнения.
- Давайте найдём, какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?
( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).
- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…
-Молодцы!
- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)
- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)
- Вот в третьей части своего сочинения вы выразите своё отношение к игрушке и напишите, чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)
7. Дом. задание.
- Ребята, мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст. -Давайте прочитаем…( 9 слайд)
План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?
- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом буклете ( Приложение 1)( раздаю), давайте прочитаем памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)
8.Устный рассказ.
А теперь вы мне расскажите о своей игрушке.
9. Рассказ учителя.
- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.
- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?
- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?
( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)
- А ещё, ребята, игрушка может рассказать о целом народе.
10. Экскурс в историю русской игрушки
- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть в историю русской игрушки.( слайд-шоу на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) Приложение 3.
- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что- то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.
Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.
Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.
Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.
Шли Матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Три Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – символ русского народного искусства.
Курская область известна все стране своими свистульками, их изготавливаю из глины.
В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.
- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?
- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!
11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.
- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись с вами в мир игрушек, ( 11 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.
- Все вы хорошо работали, я вам ставлю … , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 12 слайд)
- Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.
- Спасибо за урок. ( 13 слайд).
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - "Игрушки"
Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»...
Конспект НОД: «Игрушки»
1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь. 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно...
Конспект занятия "Игрушки"
Тема «Игрушки»Цель: Развивать коммуникативные способности детей с ОВЗ.Задачи: - Учить связно излагать свои мысли. - Правильно строить предложения....
Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка» 3-ий год обучения
Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка»3-ий год обучения...