Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Крюкова Екатерина Владимировна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока:  закрепление ЗУН

Форма урока:  урок с применением ИКТ.

 Учебник  «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

Учитель: Крюкова Е.В.

 

Тема

 «Три склонения имен существительных»

Цель

 Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных.

Задачи

Образовательные: отрабатывать умения и навыки  в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

Развивающие: продолжать  развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, пони­мание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.

УУД

Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению,

осознание личностного желания учиться.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, словарём, с интерактивной доской.

Основные понятия

 склонение

Межпредметные связи

 Литература, география

Ресурсы:   основные

  •  дополнительные

 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 5 класс.

Проектор,  индивидуальные карточки, ноутбук.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, С –  самостоятельная работа

Технология

 развивающее обучение, ИКТ – технология

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imyon_sushch.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока:  закрепление ЗУН

Форма урока:  урок с применением ИКТ.

 Учебник  «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

Учитель: Крюкова Е.В.

Тема

 «Три склонения имен существительных»

Цель

 Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных.

Задачи

Образовательные: отрабатывать умения и навыки  в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

Развивающие: продолжать  развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.

УУД

Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению,

осознание личностного желания учиться.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, словарём, с интерактивной доской.

Основные понятия

 склонение

Межпредметные связи

 Литература, география

Ресурсы:   основные

  •  дополнительные

 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 5 класс.

Проектор,  индивидуальные карточки, ноутбук.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, С –  самостоятельная работа

Технология

 развивающее обучение, ИКТ – технология

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся.  

Учитель:

- Наш урок мы начнём с пословицы. Прочитайте её.

«Кто получит знания, тот не будет жить в нужде»  

- Объясните, как вы её понимаете? (Ответы детей)  - Только знания делают человека великим, грамотным и духовно богатым, а для этого вы должны особенно учить правила русского языка.

Учитель:

2. Сообщение  цели урока.

Приём «Домысливание» - Учитель: с помощью слов-помощников попробуйте сформулировать цели нашего урока, что будем весь урок делать:

изучать…

закреплять …

обобщать 

Мы будем повторять пройденный материал, закреплять полученные знания и обобщать изученный материал.

II. Актуализация знаний.

Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий в дальнейшем. Устный опрос в форме – экзамена.

Учитель:

 - С опроса, который пройдёт сейчас  в форме - экзамена мы, и начнём наш урок.. Что означает  само слово - экзамен? Давайте прочитаем. Экзамен -  1. Испытание, задавание вопросов для определения степени чьих-либо познаний. 2. Проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету или по какой-либо теме.

Вопросы для экзамена:

Что такое орфоэпия?

  1. Какие  существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными?
  2. Имя и название – это слова взаимозаменяемые?
  3. Что такое лексика?

III. Закрепление ЗУН, полученных на предыдущих уроках.

Выполнение учащимися различных заданий и упражнений по цели урока. 

Задание № 1. – Орфоэпическая работа.  С

Поставьте ударение в словах.

Красивее, тефтели, творог, квартал, баловать, банты, кашлянуть, грушевый, добыча, столяр, туфля, торты.

 Ученики осуществляют взаимопроверку по образцу, который написан на доске учеником – экспертом( эксперт выбирается из группы сильных учеников).

 Задание № 2. –  Развитие логики мышления.

Найдите лишнее слово. 

  1. Бабочка, судак, тюльпан (тюльпан).
  2. Дерево, кукла, девочка (девочка).
  3. Самолет, машина, летчик (летчик).
  4. Насекомое, расписание, животное (расписание).
  5. Соловей, песня, певец (песня).

Повторяем одушевленные и неодушевленные существительные. 

Задание  № 3.  Восстановите «слепое» предложение. 

Слово название употребляют, когда говорят о …  предметах, а слово …  чаще всего, когда имеют в виду человека.

(Слово название употребляют, когда говорят  о не  одушевленных предметах, а слово имя - чаще всего, когда имеют в виду человека. Например,  название  города, имя ученика).

Физминутка: упражнение для глаз

Задание № 4. –   Лексический диктант.

  1. Сооружение, на котором любят кататься дети (качели). 
  2. Столица Греции (Афины). 
  3. Большой, добротный дом (хоромы). 
  4. Город на юге Франции, где проводятся международные кинофестивали (Канны). 
  5. Продукт питания, который получают из сахарной свеклы или сахарного тростника (сахар). 
  6. Жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу (молоко). 
  7. Человеческий род, люди (человечество). 

Повторяем существительные, имеющие форму только множественного числа и существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Задание № 5.  Сделайте морфемный разбор слов.

Тетрадка, тетрадь, Тимур

IV. Формулируем тему урока.

Посмотрите на цветную картинку и попробуйте догадаться о чем пойдет речь на уроке. Можно воспользоваться словами – помощниками из предыдущего задания.

Ученики формулируют тему урока «Склонения имен существительных».

Беседа по вопросам:

1.Что называется склонением?

2.Как определить склонение у существительного?

3.Что значит просклонять имя существительное?

4.Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назови. 

5.Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назови. 

6.Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назови. 

7.Сколько падежей в русском языке?

Записываем тему урока в тетрадь.

Повторяем алгоритм определения склонения

Работа с учебником, выполнения упражнения № 561

V. Расширяем имеющиеся знания.

 Трудные случаи образования  форм имен существительных  (параграф №95 учебника)

Домашнее задание: Упражнение №560,  запомнить трудные случаи образования  форм имен существительных.  

V1.  Приём «Рефлексия (вопросы)». 

Цель: получение эмоционального отклика личности, адекватной самооценки.

  1. Что на уроке для вас было самым главным?
  2. Что показалось вам сегодня трудным?
  3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

- Мне было интересно…

- Новым для меня оказалось…

- Я научился…

- Я понял…

- А теперь оцените себя сами.

 Поднимите красную карточку те, у кого все получалось, кто работал отлично и плодотворно. Зеленую карточку поднимут те, кто не совсем удовлетворен своей работой, тот, кто иногда ошибался, но в целом работал на четверку. Синюю карточку поднимут те, кто сегодня неудовлетворен работой, кому еще раз нужно повторить эту тему и правило к ней.

 Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Открытый урок 3-е склонение имён существительных

                             Урок письма и развития речи....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Разработка урока по теме "Род имён существительных"

Разработка урока по теме "Род имён существительных" в 6 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...