Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: закрепление ЗУН
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
Учитель: Крюкова Е.В.
Тема | «Три склонения имен существительных» |
Цель | Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных. |
Задачи | Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме. Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления. |
УУД | Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать склонение имён существительных. Уметь определять склонение имён существительных. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность. |
Основные понятия | склонение |
Межпредметные связи | Литература, география |
Ресурсы: основные
| Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 5 класс. Проектор, индивидуальные карточки, ноутбук. |
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, С – самостоятельная работа |
Технология | развивающее обучение, ИКТ – технология |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: закрепление ЗУН
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
Учитель: Крюкова Е.В.
Тема | «Три склонения имен существительных» |
Цель | Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных. |
Задачи | Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме. Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления. |
УУД | Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать склонение имён существительных. Уметь определять склонение имён существительных. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность. |
Основные понятия | склонение |
Межпредметные связи | Литература, география |
Ресурсы: основные
| Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 5 класс. Проектор, индивидуальные карточки, ноутбук. |
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, С – самостоятельная работа |
Технология | развивающее обучение, ИКТ – технология |
ХОД УРОКА
- Организационный момент
1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся.
Учитель:
- Наш урок мы начнём с пословицы. Прочитайте её.
«Кто получит знания, тот не будет жить в нужде»
- Объясните, как вы её понимаете? (Ответы детей) - Только знания делают человека великим, грамотным и духовно богатым, а для этого вы должны особенно учить правила русского языка.
Учитель:
2. Сообщение цели урока.
Приём «Домысливание» - Учитель: с помощью слов-помощников попробуйте сформулировать цели нашего урока, что будем весь урок делать:
изучать…
закреплять …
обобщать …
Мы будем повторять пройденный материал, закреплять полученные знания и обобщать изученный материал.
II. Актуализация знаний.
Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий в дальнейшем. Устный опрос в форме – экзамена.
Учитель:
- С опроса, который пройдёт сейчас в форме - экзамена мы, и начнём наш урок.. Что означает само слово - экзамен? Давайте прочитаем. Экзамен - 1. Испытание, задавание вопросов для определения степени чьих-либо познаний. 2. Проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету или по какой-либо теме.
Вопросы для экзамена:
Что такое орфоэпия?
- Какие существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными?
- Имя и название – это слова взаимозаменяемые?
- Что такое лексика?
III. Закрепление ЗУН, полученных на предыдущих уроках.
Выполнение учащимися различных заданий и упражнений по цели урока.
Задание № 1. – Орфоэпическая работа. С
Поставьте ударение в словах.
Красивее, тефтели, творог, квартал, баловать, банты, кашлянуть, грушевый, добыча, столяр, туфля, торты.
Ученики осуществляют взаимопроверку по образцу, который написан на доске учеником – экспертом( эксперт выбирается из группы сильных учеников).
Задание № 2. – Развитие логики мышления.
Найдите лишнее слово.
- Бабочка, судак, тюльпан (тюльпан).
- Дерево, кукла, девочка (девочка).
- Самолет, машина, летчик (летчик).
- Насекомое, расписание, животное (расписание).
- Соловей, песня, певец (песня).
Повторяем одушевленные и неодушевленные существительные.
Задание № 3. Восстановите «слепое» предложение.
Слово название употребляют, когда говорят о … предметах, а слово … чаще всего, когда имеют в виду человека.
(Слово название употребляют, когда говорят о не одушевленных предметах, а слово имя - чаще всего, когда имеют в виду человека. Например, название города, имя ученика).
Физминутка: упражнение для глаз
Задание № 4. – Лексический диктант.
- Сооружение, на котором любят кататься дети (качели).
- Столица Греции (Афины).
- Большой, добротный дом (хоромы).
- Город на юге Франции, где проводятся международные кинофестивали (Канны).
- Продукт питания, который получают из сахарной свеклы или сахарного тростника (сахар).
- Жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу (молоко).
- Человеческий род, люди (человечество).
Повторяем существительные, имеющие форму только множественного числа и существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Задание № 5. Сделайте морфемный разбор слов.
Тетрадка, тетрадь, Тимур
IV. Формулируем тему урока.
Посмотрите на цветную картинку и попробуйте догадаться о чем пойдет речь на уроке. Можно воспользоваться словами – помощниками из предыдущего задания.
Ученики формулируют тему урока «Склонения имен существительных».
Беседа по вопросам:
1.Что называется склонением?
2.Как определить склонение у существительного?
3.Что значит просклонять имя существительное?
4.Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назови.
5.Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назови.
6.Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назови.
7.Сколько падежей в русском языке?
Записываем тему урока в тетрадь.
Повторяем алгоритм определения склонения
Работа с учебником, выполнения упражнения № 561
V. Расширяем имеющиеся знания.
Трудные случаи образования форм имен существительных (параграф №95 учебника)
Домашнее задание: Упражнение №560, запомнить трудные случаи образования форм имен существительных.
V1. Приём «Рефлексия (вопросы)».
Цель: получение эмоционального отклика личности, адекватной самооценки.
- Что на уроке для вас было самым главным?
- Что показалось вам сегодня трудным?
- Какую пользу вы извлекли из этого урока?
- Мне было интересно…
- Новым для меня оказалось…
- Я научился…
- Я понял…
- А теперь оцените себя сами.
Поднимите красную карточку те, у кого все получалось, кто работал отлично и плодотворно. Зеленую карточку поднимут те, кто не совсем удовлетворен своей работой, тот, кто иногда ошибался, но в целом работал на четверку. Синюю карточку поднимут те, кто сегодня неудовлетворен работой, кому еще раз нужно повторить эту тему и правило к ней.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"
В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....
Открытый урок 3-е склонение имён существительных
Урок письма и развития речи....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1141567-1556900493.jpg)
Разработка урока по теме "Род имён существительных"
Разработка урока по теме "Род имён существительных" в 6 класса в виде технологической карты....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186744-1573460572.jpg)
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186744-1573460572.jpg)
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...