Конспект урока по русскому языку _5 класс_Обращение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по теме "Обращение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_klass_po_russkomu_yazyku.docx | 22.35 КБ |
konspekt_uroka_5_klass_po_russkomu_yazyku.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Обращение"
для 5 класса
Тема урока: «Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении»
Цель: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи:
Учить видеть обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения с обращением; строить схемы предложений с обращением; выразительно читать предложения с обращениями.
Развивать умение использовать обращение в речи, отличать обращение от подлежащего, речь, память, коммуникативные навыки.
Воспитывать бережное уважение к слову, умение вежливо обращаться друг к другу.
Работать над развитием следующих УУД:
находить информацию в тексте, устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно, учить отличать подлежащее от обращения; представлять информацию в развернутом виде (схеме): (регулятивные ): выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе; оценивать степень успешности, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; (коммуникативные): излагать свое мнение, аргументировать, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать другого в группе, в паре; (личностные): пользовать правилами поведения, признавать свои ошибки.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут В. П. Начинаем наш урок. (На доске - поляна из цветов, выберите цветок, соответствующий вашему настроению в этот момент , и переместите полянку в сторону. Красный – мне тревожно, синий – мне комфортно, зелёный – у меня хорошее настроение, жёлтый – отличное.)
- Актуализация знаний. (Кубик). Вопросы падежей.
Я задаю вопрос и бросаю кубик. Отвечает тот, кто его поймал. Начинаем.
Что это были за вопросы? А ещё чего? (Падежей и членов предложения). Вопросов какого падежа вы не услышали? (Им. П.) Продолжаем урок.
- Орфоэпическая работа.
Слайд 1. Прочитайте слова, не задумываясь. Быстро. Звонит, баловать, занята, свёкла, красивее. А теперь откройте в учебнике практики словарик «Произноси правильно» и прочитайте эти слова в соответствии с нормами произношения.
- Словарная работа. (На доске – листы бумаги с записанными на них словарными словами с пропущенными буквами. Маркером вписать нужную букву.) После открыть в учебнике словарь «Пиши правильно», проверить, исправить при необходимости.
- Введение в тему.
а) Слайд 2. Мультфильмы. Чем необычны предложения, которые вы услышали? Когда мыши просили прощения у Леопольда, делали ли в предложении где-либо паузу? А Леопольд? Черепаха? Волк? Надо ли обозначать эту паузу на письме? Как?
б) Прочитайте небольшой рассказ. Карточка 1. (Белая). Пошли однажды в лес по ягоды дед с внуком и увидели на дереве белочку. Они решили попросить, чтобы она сбросила им орешек. Эй! - закричал внук. Белочка даже не обернулась. Как же к ней обратиться? – подумал он. Я придумал! – внук дедушке. Белочка! Сбрось нам орешек! Кто обращается ко мне так вежливо? – подумала она. После этого случая мальчик еще долго рассказывал всем, что он придумал …
Так что же придумал внучек?
6. Формулировка темы и целей урока. Можете ли вы сформулировать тему урока? А чему бы вы хотели научиться? Запись числа и темы урока в тетрадь. Слайд 3. Число, тема + цель урока.
7. Новая тема (продолжение). Работа с учебником теории. Откройте стр. параграф. Прочитайте, что такое обращение. Какое слово здесь главное? (Называет). Повторите.
Работа с учебником практики. Откройте страницу , упражнение . Запишите эти предложения в тетрадь. (У доски 2 ученика). Выполните разбор по членам предложения.
Одинаково получилось? Почему? Какой вывод можно сделать? ( К обращению нельзя задать вопрос. Значит оно не может быть членом предложения.) Попробуйте вынуть его из предложения. Изменился смысл? Слайд 4. Обращение не является членом предложения. Схемы.
Покажите схему, соответствующую предложению с обращением.
Ребята, если вам новая тема показалась понятной, прикрепите к цветку жёлтый стикер, если нет – красный (розовый).
Физкультминутка. Слайд 5.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?
8. Работа в группах. Карточки жёлтые.
Карточка 2. Задание: Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?»
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою…»
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Проверка работы групп. Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.
Прочитайте ещё раз текст 3 группы. Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня? Слайд 6.
Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.
Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” . Она применима только в разговорной речи.
В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.
9. Развитие речи:
А) Обратитесь правильно к соседу по парте. А к учителю?! Одинакова формула построения обращения?
Б) Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах. Задание на зелёной карточке.
Карточка 3. Работа в группе.
Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.
Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.
И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
\
10. Работа в паре. Комплименты или телеграмма. Комплимент написать соседу в паре. Обменяться тетрадями, прочитать. (Слайд 7 ) в музыкальном сопровождении («Песенка черепахи Тортиллы»).
Проверка. Чтение.
11. Итог урока. Можно ли в жизни обойтись без обращений? Какую роль они выполняют в речи? (Назвать того, к кому обращаются с речью. Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращаются с речью).
12. Заключительный этап. Рефлексия. Урок подошёл к концу. А теперь снова подойдите к поляне выберите жёлтый цветок, если урок был интересным, зелёный, если урок был полезен, и красный, если пользы от сегодняшнего урока было мало. Переместите новую поляну в сторонку. Красивая полянка успеха получилась? Но это не просто цветы. Это цветы – предсказатели судьбы. Возьмите цветок своего цвета себе и узнайте, что вас ждёт в ближайшее время.
13. Оценивание в группах. Оценивание себя. Оценивание учителем.
14. Выбор домашнего задания. Слайд 8.
1. Найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений. Записать небольшими отрывками.
2. Инсценировать или выразительно прочитать басню.
3. Сочинить сказку об обращении.
4. Написать письмо Деду Морозу о своих достижениях в редакцию газеты «Кантемировский вестник» и попросить подарок.
5. Любое упражнение в учебнике по теме урока.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Обращение"
для 5 класса
Тема урока: «Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении»
Цель: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи:
Учить видеть обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения с обращением; строить схемы предложений с обращением; выразительно читать предложения с обращениями.
Развивать умение использовать обращение в речи, отличать обращение от подлежащего, речь, память, коммуникативные навыки.
Воспитывать бережное уважение к слову, умение вежливо обращаться друг к другу.
Работать над развитием следующих УУД:
находить информацию в тексте, устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно, учить отличать подлежащее от обращения; представлять информацию в развернутом виде (схеме): (регулятивные ): выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе; оценивать степень успешности, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; (коммуникативные): излагать свое мнение, аргументировать, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать другого в группе, в паре; (личностные): пользовать правилами поведения, признавать свои ошибки.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут В. П. Начинаем наш урок. (На доске - поляна из цветов, выберите цветок, соответствующий вашему настроению в этот момент , и переместите полянку в сторону. Красный – мне тревожно, синий – мне комфортно, зелёный – у меня хорошее настроение, жёлтый – отличное.)
- Актуализация знаний. (Кубик). Вопросы падежей.
Я задаю вопрос и бросаю кубик. Отвечает тот, кто его поймал. Начинаем.
Что это были за вопросы? А ещё чего? (Падежей и членов предложения). Вопросов какого падежа вы не услышали? (Им. П.) Продолжаем урок.
- Орфоэпическая работа.
Слайд 1. Прочитайте слова, не задумываясь. Быстро. Звонит, баловать, занята, свёкла, красивее. А теперь откройте в учебнике практики словарик «Произноси правильно» и прочитайте эти слова в соответствии с нормами произношения.
- Словарная работа. (На доске – листы бумаги с записанными на них словарными словами с пропущенными буквами. Маркером вписать нужную букву.) После открыть в учебнике словарь «Пиши правильно», проверить, исправить при необходимости.
- Введение в тему.
а) Слайд 2. Мультфильмы. Чем необычны предложения, которые вы услышали? Когда мыши просили прощения у Леопольда, делали ли в предложении где-либо паузу? А Леопольд? Черепаха? Волк? Надо ли обозначать эту паузу на письме? Как?
б) Прочитайте небольшой рассказ. Карточка 1. (Белая). Пошли однажды в лес по ягоды дед с внуком и увидели на дереве белочку. Они решили попросить, чтобы она сбросила им орешек. Эй! - закричал внук. Белочка даже не обернулась. Как же к ней обратиться? – подумал он. Я придумал! – внук дедушке. Белочка! Сбрось нам орешек! Кто обращается ко мне так вежливо? – подумала она. После этого случая мальчик еще долго рассказывал всем, что он придумал …
Так что же придумал внучек?
6. Формулировка темы и целей урока. Можете ли вы сформулировать тему урока? А чему бы вы хотели научиться? Запись числа и темы урока в тетрадь. Слайд 3. Число, тема + цель урока.
7. Новая тема (продолжение). Работа с учебником теории. Откройте стр. параграф. Прочитайте, что такое обращение. Какое слово здесь главное? (Называет). Повторите.
Работа с учебником практики. Откройте страницу , упражнение . Запишите эти предложения в тетрадь. (У доски 2 ученика). Выполните разбор по членам предложения.
Одинаково получилось? Почему? Какой вывод можно сделать? ( К обращению нельзя задать вопрос. Значит оно не может быть членом предложения.) Попробуйте вынуть его из предложения. Изменился смысл? Слайд 4. Обращение не является членом предложения. Схемы.
Покажите схему, соответствующую предложению с обращением.
Ребята, если вам новая тема показалась понятной, прикрепите к цветку жёлтый стикер, если нет – красный (розовый).
Физкультминутка. Слайд 5.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?
8. Работа в группах. Карточки жёлтые.
Карточка 2. Задание: Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?»
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою…»
Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Проверка работы групп. Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.
Прочитайте ещё раз текст 3 группы. Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня? Слайд 6.
Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.
Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” . Она применима только в разговорной речи.
В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.
9. Развитие речи:
А) Обратитесь правильно к соседу по парте. А к учителю?! Одинакова формула построения обращения?
Б) Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах. Задание на зелёной карточке.
Карточка 3. Работа в группе.
Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.
Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.
И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
\
10. Работа в паре. Комплименты или телеграмма. Комплимент написать соседу в паре. Обменяться тетрадями, прочитать. (Слайд 7 ) в музыкальном сопровождении («Песенка черепахи Тортиллы»).
Проверка. Чтение.
11. Итог урока. Можно ли в жизни обойтись без обращений? Какую роль они выполняют в речи? (Назвать того, к кому обращаются с речью. Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращаются с речью).
12. Заключительный этап. Рефлексия. Урок подошёл к концу. А теперь снова подойдите к поляне выберите жёлтый цветок, если урок был интересным, зелёный, если урок был полезен, и красный, если пользы от сегодняшнего урока было мало. Переместите новую поляну в сторонку. Красивая полянка успеха получилась? Но это не просто цветы. Это цветы – предсказатели судьбы. Возьмите цветок своего цвета себе и узнайте, что вас ждёт в ближайшее время.
13. Оценивание в группах. Оценивание себя. Оценивание учителем.
14. Выбор домашнего задания. Слайд 8.
1. Найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений. Записать небольшими отрывками.
2. Инсценировать или выразительно прочитать басню.
3. Сочинить сказку об обращении.
4. Написать письмо Деду Морозу о своих достижениях в редакцию газеты «Кантемировский вестник» и попросить подарок.
5. Любое упражнение в учебнике по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"
В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
Знакомство с обращением в игровой форме...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО В 3 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.Задачи урока:Обучаюшие:Повторить и закрепить теоретические сведенияВвести новую те...
Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"
Урок изучения нового материала, повторяем раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...