Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Знакомство с обращением в игровой форме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженской.
Цели:
- Личностные: создание условий для формирования учебно-познавательного интереса, нравственно-этической позиции.
- Метапредметные:
познавательные: формирование умения постановки и формулирования проблемы, познавательной цели; совершенствование умений использования знаково-символических конструкций, поиска и выделения информации;
регулятивные: формирование умения постановки учебной задачи, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции;
коммуникативные: совершенствование умения планировать учебное сотрудничество, формулировать и аргументировать своего мнения.
- Предметные: усвоение понятия «обращение», формирование умения узнавать обращения и расставлять знаки препинания при обращении;
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас вновь. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Мы готовы к работе. - Ребята, откройте тетради, запишите число. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Из какого произведения эта иллюстрация? (А.С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке»). (Слайд 1) Вспомните, какой вопрос задаёт рыбка старику? (Что тебе надобно, старче?) - Перефразируя слова поэта, мне хочется спросить у вас: Что нужно вам, школьники? (мы хотим узнать что-то новое) (Слайд 2) - Что нужно сделать для того, чтобы узнать что-то новое? (необходимо повторить изученное). Молодцы! Приступим к работе! |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | Чтобы вы сегодня смогли открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия. Расставьте знаки препинания: Солнце солнце ты откуда Я из зорьки золотой Дождик дождик ты откуда Я из тучи грозовой (Проверка Слайд 3) -Какие знаки препинания вы должны были расставить? (знаки завершения и выделения) |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | -Какое задание мы выполнили? (расставили знаки препинания) -У кого были трудности? (обсуждение) -В чём были трудности? (в постановке знаков выделения) -Почему возникли трудности? (мы ещё не знаем, что это за конструкция, поэтому не поставили запятые) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | -Ребята, какова цель вашей деятельности? (узнать, что это за конструкция и правила постановки знаков препинания при ней) -Чтобы узнать, как называется эта конструкция, я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд 4)
-Ребята, для чего мы выполняли это задание? (чтобы разгадать ключевое слово) -Какое слово у нас получилось? (Обращение) -Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Обращение. Знаки препинания при обращении) (Слайд 5) -Что надо сделать для того, чтобы реализовать цель (узнать определение обращения, научиться находить обращения в тексте, научиться расставлять знаки препинания) |
5. Реализация построенного проекта. | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | -Ребята, а кто знает, что такое обращение? (обсуждение) -Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике. (читают, обсуждаем) -А что мы ещё узнали из правила? (как расставлять знаки препинания при обращении) (Просмотр слайдов 6 – 9) - Давайте вернёмся к золотой рыбке. Есть ли в её словах обращение? Назовите его и прокомментируйте. -Давайте вернёмся к нашему четверостишию и попробуем объяснить, почему стоят запятые. (обсуждение) Физминутка. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Работа в парах. -Ребята, используя правило, найдите обращения в данных предложениях, расставьте знаки препинания и объясните свой выбор товарищу. (Слайд 10) (После выполнения задания обсуждение) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само | |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Работа по учебнику. Стр. 99 упр. 215. -Ребята, что вы должны сделать? (Переставить обращения в середину или в конец предложения. Не ошибиться в постановке знаков препинаний). После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу Слайд 11. После самопроверки выясняется, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило, исправляются ошибки. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | - Ребята, а где мы можем применить новые знания? Для чего нам нужно было изучить эту тему? (Это нам может пригодиться при общении друг с другом, со взрослыми) - Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и других местах. При этом в разговоре они часто обращаются друг к другу. Скажите, пожалуйста, легко ли вам обратиться к незнакомому человеку? Нравится ли вам, как окружающие люди обращаются друг к другу? Если нет, то почему? (Обсуждение) Слайд 12. - Какое задание вы можете сейчас выполнить? (Составить предложения с обращениями, используя вежливые слова). После выполнения задания предложения выслушиваются, обсуждаются. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | -- Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Какую цель мы поставили в начале урока? - Достигли ли мы цели? - В чём у вас были трудности? – Хорошо ли мы с вами поработали? Давайте похвалим друг друга словом МОЛОДЦЫ! (хором). Д/З. Составьте текст приглашения на день рождения, используя обращения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что тебе надобно, старче ? А.С . Пушкин
Что нужно вам, школьники?
Расставьте знаки препинания Солнце солнце ты откуда Я из зорьки золотой Дождик дождик ты откуда Я из тучи грозовой
Лингвистическая разминка СЛ О ВОСОЧЕТАНИЕ О Б СТОЯТЕЛЬСТВО ВТО Р ОСТЕПЕННЫЕ СК А ЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖА Щ ЕЕ ДОПОЛН Е НИЕ ОД Н ОРОДНЫЕ Т И РЕ ОПР Е ДЕЛЕНИЕ
Обращение. Знаки препинания при обращении.
ОБРАЩЕНИЕ Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).
Обращение может быть выражено сочетанием слов Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя ! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. (А.С. Пушкин «Няне») "Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна… ( Из второго письма от 2 марта 1827года, под диктовку няни писала одна из тригорских барышень - Анна Николаевна Вульф.)
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
[О, …] . [О! …] . [ …, О , …]. […, О] . Схемы предложений с обращениями .
Объяснительное списывание Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа…» Выпросил дурачина корыто! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной ».
ПРОВЕРЬ! 1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку . – Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята , подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.
Культура и речь Эй, ты! Эй, вы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку . Тема: "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...
Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
Презентация к уроку и технологическая карта...
Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...
Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"
Урок изучения нового материала, повторяем раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...
Конспект урока по русскому языку _5 класс_Обращение
Конспект урока по теме "Обращение"...
МСТ1/русский язык/07.03.2022/Знаки препинания при обращениях
Выполнить предложенные задания...