Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Косулицкая Наталья Ивановна

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx173.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по русскому языку в 8 классе.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Как я к вам обратилась?

- Ребята (обращение)

Этот термин определяет тему нашего урока

Тема урока: Обращение и знаки препинания при нём.

Слайд №2

Цель урока: повторим, что такое обращение, когда оно используется в речи и какие знаки препинания при нём ставятся.

Задачи урока:

Познавательные: повторение сведений об обращении, известных по курсу 5-7 класса,               изучение статьи учебника «Предложения с обращением», анализ предложений с обращением

Воспитательные: умение учащихся внимательно слушать и слышать других, принимая другие точки зрения

Развивающие: развивать логическое мышление, языковое чутьё, способность чувствовать красоту слова

Оборудование: мультимедиа, дидактический материал

                                                                      Ход урока:

Дорогие друзья! Чтобы научиться правильно употреблять обращения в речи, мы отправляемся в путешествие по стране Обращение. Наш маршрут проходит через скалистые горы, глубокое озеро. Преодолев все препятствия, мы остановимся на солнечной поляне. Путь будет трудным, но полезным. В рюкзаках – дидактический материал, который находится на ваших партах.

                                      

Ваша задача:

Используя жетон (красный-5, синий-4, зелёный-3), оценить свою работу в конце урока

Самым трудным будет подъём в горы – это теоретический материал. Начинаем работу с учебником.

Задание 1: Внимательно прочитайте информационный текст параграфа 28 на стр.117 и заполните (кратко) таблицу (таблица выдаётся учащимся)

Знаю

Новое

Слайд №3

Знаю

Новое

О - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату

Может быть распространённым или нераспространённым

Может быть выражено прилагательным или причастием

Имеет форму именительного падежа

Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращением, являются выделением

Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы о

Выделяется запятыми или восклицательным знаком

Проверка (по группам)

- Чем можно дополнить последнюю графу таблицы (новое)?

(Какую роль выполняет обращение: звательную, изобразительную, оценочную)

Каким бы тяжёлым не был наш путь, часть его мы всё-таки преодолели.

Слайд №4

Задание 2:

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, определите, чем выражены обращения.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

О тонкая берёза, что загляделась в пруд?

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Берёза зелёные косы развесила с тонких ветвей.

-Какой вывод можно сделать по данной записи? (Слова берёза, иволга выступают в роли подлежащего и обращения, обращение подчёркиваем двумя пунктирами, выражается существительным в именительном падеже)

-Почему в предложении О тонкая берёза не отделяется О от обращения? (О является частицей, поэтому не отделяется от обращения)

Слайд №5

Повторили теорию, пополнили запас своих знаний. Спускаемся с горы, подходим к озеру. Располагаемся на отдых. Но не забываем о том, что наш маршрут продолжается. Мы сможем восстановить свои силы, если выполним следующее задание.

Задание 1 (работа с перфокартами)

-Какими могут быть обращения по составу? (распространённое, нераспространённое)

Читаются предложения, учащиеся определяют распространённое (зелёный цвет) или нераспространённое (синий цвет) обращение, поместив их в перфокарту.

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз. (распростр., зелёный)
  2. Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья. (нераспр., синий)
  3. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (нераспр., синий)
  4. Провожающие, просим вас освободить вагоны. (нераспр., синий)
  5. Здравствуй, красавица Волга! (распр., зелёный)
  6. Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. (распр., зелёный)

Проверить выполнение задания (поднять перфокарты).

Молодцы, но у некоторых есть ошибки.

-Чем выражено обращение в предложении Привет тебе,  мой край родной, с твоими тёмными лесами? (прилагательным в роли существительного). Провожающие, просим вас освободить вагоны. (причастием в роли существительного).

Значит, обращение выражается не только существительным, но и прилагательным, и причастием в значении существительного.

Физ.минутка.

Слайд №6

Чтобы переправиться через озеро, нам нужно выполнить ещё одно задание.

Задание 2

Обращение часто используется в диалоге, когда мы называем человека по имени, отчеству, фамилии. Но нельзя себе представить литературные произведения без обращения.

Определите автора и название произведения.

Составьте схемы предложений.

  1. Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый…» («Стрекоза и Муравей»)  [    ,О]

  1. Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном водиться? («Слон и Моська»)         [О,  ]

  1. Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-

                                                           Погодите!  («Квартет»)  [ ,О, ]

  1. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» («Волк на псарне»)        [ ,О, ]

Слайд №7 (схемы)

Запишите понравившиеся вам строки из басни, подчеркните обращения двойным пунктиром (а почему двойным пунктиром?)

Вот мы и на другом берегу озера. Теперь у нас настоящий отдых, но мы привыкли к порядку и не забываем о том, что наше путешествие  тематическое.

Задание 1.

Записать предложение, обозначить орфограммы, выделить обращения.

Слайд №8

Люблю тебя, Петра творенье,

люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

береговой её гранит.

Составьте аналогичное предложение о Петербурге или вспомните из произведений.

Индивидуальные задания. Трёхуровневая работа с текстом.

Домашнее задание: творческое (выдаются карточки)

Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Как оценили свою работу? (показывают жетоны)

-Ваше настроение на уроке?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....