конспект урока "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок изучения нового материала, цель которого научить действительные и страдательные причастия. Урок соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя опрос, работу в парах, творческую работу, тестирование. Урок посвящен Завьяловскому району.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya.pptx | 1.46 МБ |
konspekt_uroka_deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия Страдательные причастия Обозначает признак, который возник под действием самого предмета Обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета Легко подставить слово сам Можно подставить слово кем-то/чем-то (сущ. в Т.п.)
Озера, привлекающие туристов Рыба, выловленная в реке
1. Найдите предложение со страдательным причастием, запишите его, расставив знаки препинания. А ) Завьяловский район – район славящийся своими многочисленными озерами. Б) Есть много оздоравливающих факторов: минеральные воды, лечебные грязи, белая глина, лечебный сосновый воздух. В) Летом сюда стекаются туристы привлеченные целебными свойствами местных водоемов. Г) Функционирующие базы отдыха располагаются по берегам наиболее популярных озер.
2. Найдите предложение с действительным причастием, запишите его, расставив знаки препинания. А ) Дети с удовольствием играют на площадках построенных летом в нашем селе. Б) На юбилее района было много приглашённых артистов и гостей со всего края. В) Ребят постарше привлекает спортивная площадка с расположенными на ней турниками. Г) Многочисленными талантами прославившими свой район богата Завьяловская земля.
Домашнее задание Выполнить одно из предложенных упражнений: 99, 100 либо 101.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: научить учащихся различать действительные и страдательные причастия.
Задачи урока:
- Сформировать понятие о действительных и страдательных причастиях.
- Развивать у учащихся орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание, умение мыслить и рассуждать логически.
- Развивать умение работать в парах.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Уметь различать действительные и страдательные причастия, используя различные способы рассуждения.
Метапредметные:
- самостоятельно формулировать познавательные цели,
- анализировать единицы языка, сопоставлять языковые единицы,
- строить логическую цепь рассуждений,
- контролировать себя, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном,
- уметь работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы,
- уметь анализировать, выделять существенные признаки.
Личностные:
- давать адекватную самооценку учебной деятельности,
- формулировать и аргументировать свое мнение,
- уважительно относиться к родному языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
Внимание учащихся обращается на бланки самооценки
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | Ошибок в письменной работе нет, при устном ответе нет исправлений учителя, активно работаю |
«4» | При выполнении письменного задания была допущена 1 ошибка, работаю активно, но устные ответы не точны. |
«3» | При выполнении письменного задания было допущено 2 ошибки, на уроке работаю только тогда, когда спрашивает учитель, в ответе много неточностей. |
«2» | При выполнении письменного задания было допущено 3ошибки и более. На уроке не работаю, отвлекаюсь, ответы неправильные. |
Бланк самооценки
Этап урока | Оценка |
| |
| |
| |
| |
Общее количество баллов |
- Актуализация знаний.
На доске разноцветные листы, учащиеся выбирают лист и отвечают на записанный на нем вопрос.
А) Что такое причастие?
Б) Какие морфологические признаки глагола есть у причастия? (вид, время)
В) Какие морфологические признаки прилагательного есть у причастия? (падеж, число, род)
Г) Каким членом предложения является причастие?
Д) Когда обособляется причастный оборот?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Причастия обозначают признак предмета по действию. Но действия могут быть разными. Есть действия, которые выполняем мы сами. А есть действия, которые направлены на нас и выполняются кем-то другим
(Учитель показывает рисунок)
Учительница нарисовала картинку. Учительница какая? Образуйте от глагола нарисовала причастие (учительница, нарисовавшая картинку). Учительница сама нарисовала, то есть сама выполнила действие.
Картинку нарисовали. Картинка какая? Образуйте от глагола нарисовали причастие (нарисованная картинка). Картинка сама себя нарисовала? (нет, ее нарисовала учительница).
(Учитель разрывает картинку)
Учительница разорвала картинку. Учительница какая? Образуйте от глагола разорвала причастие (учительница, разорвавшая картинку). Учительница сама разорвала, то есть сама выполнила действие.
Картинку разорвали. Картинка какая? Образуйте от глагола разорвать причастие (разорванная картинка). Картинка сама себя разорвала? (нет, ее разорвала учительница).
Какие из получившихся причастий вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
На основе нашей работы сделайте вывод, как мы с вами смогли различить действительные и страдательные причастия.
Запишите тему урока: Действительные и страдательные причастия.
Сформулируйте задачи, которые вы бы хотели достичь на нашем уроке.
Узнать: ….. (особенности действительных и страдательных причастий) Научиться ….. (различать их и находить в тексте)
- Усвоение новых знаний
Давайте откроем учебник на стр.44 и узнаем, что написано в нем.
Есть несколько способов распознавания того, какое перед нами причастие: действительное или страдательное.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Обозначает признак, который возник под действием самого предмета | Обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета |
Легко подставить слово сам | Можно подставить слово кем-то/чем-то (сущ. в Т.п.) |
Давайте потренируемся. Устно определите и объясните, какое перед вами причастие:
А) озера, привлекающие туристов
Б) рыба, выловленная в реке
Работа в парах: (один ученик работает за закрытой доской)
Распределите данные словосочетания на действительные и страдательные.
Поющая девушка, цветущее дерево, купленные в магазине, купающиеся люди, построенное здание, выполненное задание, танцующие на площади, выставленные работы.
Проверка.
- Закрепление знаний.
Творческая работа: составить по три словосочетания с действительными и страдательными причастиями по одной из фотографий. Укажите вид записанных причастий.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника.
Тестирование (один человек работает у доски)
- Найдите предложение со страдательным причастием, запишите его, расставив знаки препинания.
А) Завьяловский район – район славящийся своими многочисленными озерами.
Б) Есть много оздоравливающих факторов: минеральные воды, лечебные грязи, белая глина, лечебный сосновый воздух.
В) Летом сюда стекаются туристы привлеченные целебными свойствами местных водоемов.
Г) Функционирующие базы отдыха располагаются по берегам наиболее популярных озер.
- Найдите предложение с действительным причастием, запишите его, расставив знаки препинания.
А) Дети с удовольствием играют на площадках построенных летом в нашем селе.
Б) На юбилее района было много приглашённых артистов и гостей со всего края.
В) Ребят постарше привлекает спортивная площадка с расположенными на ней турниками.
Г) Многочисленными талантами прославившими свой район богата Завьяловская земля.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что вызвало затруднение?
Все ли задачи урока были выполнены?
Оцените себя, посчитав баллы в бланке.
- Домашнее задание
Выполнить одно из предложенных упражнений: 99, 100 либо 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Одна и две буквы н в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Урок на тему "Одна и две н в полхых страдательных причастиях и отглагольных прилагательных" с использованием материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов....
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 7 rkfcc
Страдательные причастия настоящего времени....
Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)
Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...