Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. 7 rkfcc
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Страдательные причастия настоящего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект к уроку. | 43.57 КБ |
Презентация к уроку. | 111.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Страдательные причастия настоящего времени.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению страдательных причастий прошедшего времени.
Задачи:
- образовательные:
- формировать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
- отрабатывать навык написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени;
- развивающие:
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
- воспитательные:
- воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. ( П.Чесноков).
О чем идет речь в данных строчках? (О причастиях)
2.СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Актуализация изученного.
А) Прием «Верные – неверные утверждения». (Работа с сигнальными картами. Самооценка.)
- Верно ли то, что причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного? (верно)
- Верно ли то, что думающий – это действительное причастие настоящего времени? (верно)
- Верно ли, что причастия могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени? (неверно)
- Верно ли, что причастие, как и прилагательное, изменяется по падежам, числам и родам? (верно)
- Верно ли, что причастный оборот – это причастие с зависимыми словами? (верно)
Б) Беседа. Самооценка.
- Скажите, о каких причастиях говорили мы с вами на предыдущих уроках? (о действительных причастиях).
- Какой признак обозначают действительные причастия? (признак, который возник в результате действия самого предмета).
- Вспомните, от чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени? (действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных с помощью суффиксов –ущ-(-ющ-) в 1 спр., -ащ-(-ящ-) во 2 спр.).
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола, основы прошедшего иди настоящего времени глагола при помощи суффиксов -ВШ- для глаголов с основой на гласный, -Ш- для глаголов с основой на согласный).
- Молодцы!
А сейчас давайте дадим характеристику причастиям, которые мы видим на слайде. (Слайд 1).
Работающий – действительное причастие настоящего времени, которое образовано от глагола работать 1 спр. с помощью суффикса –ющ-.
Строивший – действительное причастие прошедшего времени, которое образовано от глагола строить, основа которого заканчивается на гласную с помощью суффикса -вш-.
Читаемый – ?
Ведомый – ?
Гонимый – ?
А что это за причастия перед нами? (страдательные)
Давайте определим, в каком они времени? (в настоящем времени)
Так о чём мы сегодня будем говорить? Определите тему урока.
(Страдательные причастия настоящего времени) (Слайд 2).
Запишем сегодняшнее число и тему урока.
3.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
А) Работа в группах .
А сейчас давайте поделимся на группы и определим, от чего и с помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? Ваша задача заполнить пропуски в таблице. (Слайд 3)
От какого глагола образовано? Грамматические признаки. | Спряжение | Суффикс | Страдательные причастия настоящего времени |
Читать Вести | 1 спр. | -ЕМ- -ОМ- | Читаемый роман Ведомый человек |
Гнать | 2 спр. | -ИМ- | Гонимый лист |
Теперь мы с вами знаем, как образуются страдательные причастия настоящего времени (закрепить правилом из учебника).
(Слайд № 4) У вас на столах лежат карточки (карточка № 1). Что же нам предстоит сделать? (Задание вслух читает один ученик).
Карточка № 1. Спишите. Образуйте от глагола, стоящего в скобках, СПНВ. Если необходимо, поставьте знаки препинания.
- Роса (оберегать) могучими кронами сосен блестит на ромашке.
- Чуть колышется гладь озера (озарять) последними лучами заходящего солнца.
- Едва (видеть) тропинка сбегает к воде.
(Задание проговаривается и проверяется устно, на слайде верные ответы) (Слайд № 5)
6.ФИЗМИНУТКА.
Устали? Давайте немного отдохнем. Если услышите действительное причастие, поднимайте руки вверх. Если страдательное причастие – хлопайте в ладоши.
Сверкающий снег, рисуемый портрет, задаваемые вопросы, звенящий смех, заржавевший замок, видимый рассвет.
Спасибо, молодцы!
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(Слайд 6) Следующая работа, которую мы с вами выполним, лежит у вас на столах на карточках № 2. Работа индивидуальная, у каждого ряда будет свое задание.
Карточка № 2. Выпишите словосочетания с: 1 ряд – Действительными причастиями настоящего времени; 2 ряд – Действительными причастиями прошедшего времени; 3 ряд – Страдательными причастиями настоящего времени;
Пламенеющие вершины, видимые звезды, воркующий тетерев, растаявший лед, рисуемый портрет, затянувшееся небо, красящее вещество, потекшая краска, излучаемое сияние.
(Задание проговаривается и проверяется устно, на слайде верные ответы) (Слайд № 7, 8, 9)
6.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах СП. Тема урока
Спишите. Образуйте от глагола, стоящего в скобках, СПНВ. Если необходимо, поставьте знаки препинания. Роса (оберегать) могучими кронами сосен блестит на ромашке. Чуть колышется гладь озера (озарять) последними лучами заходящего солнца. Едва (видеть) тропинка сбегает к воде.
Роса, оберегаемая могучими кронами сосен, блестит на ромашке. Чуть колышется гладь озера, озаряемая последними лучами заходящего солнца. Едва видимая тропинка сбегает к воде. от гл. 1 спр . от гл. 1 спр . от гл. 2 спр .
Выпишите словосочетания с: 1 ряд – Действительными причастиями настоящего времени; 2 ряд – Действительными причастиями прошедшего времени; 3 ряд – Страдательными причастиями настоящего времени;
1 ряд. Пламенеющие вершины, красящее вещество, воркующий тетерев.
2 ряд. Затянувшееся небо, потекшая краска, растаявший лед.
3 ряд. Излучаемое сияние, видимые звезды, рисуемый портрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастии настоящего времени
комбинированный урок...
Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)
Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Поурочная разработка по русскому языку: 7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др....
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....
Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....