Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Взаимная проверка домашнего задания.
1.Выборочный диктант (учащиеся выписывают глаголы, графически объясняя окончания.
- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение.)
- В написании суффиксов какой глагольной формы нужно знать спряжение глаголов? Привести примеры. 2.Запись словосочетаний с графическими объяснениями суффиксов.
III. Объяснение нового материала.
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
- Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах-ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)!
3. Повторение личных окончаний глаголов.
Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.
Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа.
Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.
- Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий.
4. Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени.
- От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?
Бушующим <— бушует —> бушуемый.
Заходящим <— заходит.
(О) строящемся <— строит—> строимый.
Взбирающимся <— взбирается.
- Образуйте страдательные причастия настоящего времени.
- Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.
5. Изучение материала на с. 48-49 учебника.
IV. Закрепление.
1. Записать, объяснив написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени (рассматриваемый инженерами проект, выращиваемый юннатами урожай, оберегаемые детьми саженцы, едва слышимый голос, заполняемая водой канава, подгоняемая ветром лодка, управляемая по радио модель).
С двумя-тремя словосочетаниями составить предложения; записать их, обозначив графически при-частный оборот.
2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.
3.Выполнение упражнения 104 (устно).
Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте
4. Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени.
Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу.
- От какого глагола образовано причастие ищущий?
(Искать (I спр.) —> ищущий, искомый.)
Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу: нести —>несомый, вести —> ведомый.
5. Игра «Энтомологический словарь».
(Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».)
Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов.
Например: нелепица - некачественный пластилин.
Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.
(Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.)
V. Подведение итогов урока.
- В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных?
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
VI. Д/зад.: с.48-49, упр. 107 (подготовиться к диктанту). __________________________________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_russkogo.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 класс
Карпачева Лариса Ивановна
Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ
НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ»
Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Взаимная проверка домашнего задания.
1.Выборочный диктант (учащиеся выписывают глаголы, графически объясняя окончания.
- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение.)
- В написании суффиксов какой глагольной формы нужно знать спряжение глаголов? Привести примеры. 2.Запись словосочетаний с графическими объяснениями суффиксов.
III. Объяснение нового материала.
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
- Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах-ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)!
3. Повторение личных окончаний глаголов.
Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.
Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа.
Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.
- Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий.
4. Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени.
- От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?
Бушующим <— бушует —> бушуемый.
Заходящим <— заходит.
(О) строящемся <— строит—> строимый.
Взбирающимся <— взбирается.
- Образуйте страдательные причастия настоящего времени.
- Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.
5. Изучение материала на с. 48-49 учебника.
IV. Закрепление.
1. Записать, объяснив написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени (рассматриваемый инженерами проект, выращиваемый юннатами урожай, оберегаемые детьми саженцы, едва слышимый голос, заполняемая водой канава, подгоняемая ветром лодка, управляемая по радио модель).
С двумя-тремя словосочетаниями составить предложения; записать их, обозначив графически при-частный оборот.
2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.
Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.
3.Выполнение упражнения 104 (устно).
Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте
4. Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени.
Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу.
- От какого глагола образовано причастие ищущий?
(Искать (I спр.) —> ищущий, искомый.)
Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу: нести —>несомый, вести —> ведомый.
5. Игра «Энтомологический словарь».
(Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».)
Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов.
Например: нелепица - некачественный пластилин.
Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.
(Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.)
V. Подведение итогов урока.
- В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных?
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
VI. Д/зад.: с.48-49, упр. 107 (подготовиться к диктанту). __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени»
Проверочная работа по теме «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени»...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Урок русского языка в 7 классе "Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме :"Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"...
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Урок изучения нового материала
Разработка урока по теме "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". Материал содержит презентацию, технологическую карту и дополнительный материал к уроку....