технологическая карта урока русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_slog_5_klass_russkiy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Учитель Лосевская Дарья Сергеевна
Тема: Звук и слог*. Деление слова на слоги и
для переноса. Фонетический разбор.
Тип урока. Уроки развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/р: самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.
М/п: пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
6ЛР: делить слова на слоги и переносить со строки на строку, различать эти процессы, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, производить фонетический разбор.
8ЛР: развивать чувство языка на основе игр со словами, языковых трансформаций.
* Материал учитель может разбить на два урока по своему усмотрению.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | – Какие вы знаете словарные игры, строящиеся на законах языка? (Метаграммы, «перевод» наоборот и др.) 1. – Расшифруйте метаграмму: Я в горах расту обычно, Крепок я, боюсь огня; И комод, и шкаф отличный Можно сделать из меня. У на А перемените, И тогда, коль захотите, Я с водой стоять могу. С Ы пасусь я на лугу. (Бук, бак, бык.) С С на дереве расту, С Ж по дереву ползу. (Сук, жук.) 2. – Попробуйте «перевести» на русский язык фразу: Ф дрофе зител гуснечиг. – Придумайте и обсудите аналогичные примеры в парах. – Какая особенность русских звуков обыгрывается в этих «переводах»? 3. Беседа с опорой на домашнее задание. – Какая наука изучает обозначения звуков на письме? – Какие соотношения возможны между буквами и звуками в русском языке? – Приведите примеры из домашнего задания (упр. 24), где букве не соответствует звук, где буква обозначает один звук. В каких случаях такое возможно? П. – Прочитайте самостоятельно подобранные предложения с ь и ъ. – Предложите к ним задания. Класс выполняет задания, подготовленные учениками. | Личностные результаты 1. Интерес к изучению русского языка. 2. Умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, её богатые возможности. Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. 2. Слушать и слышать других. 3. Осуществлять речевую рефлексию. |
III. Мотивирующее введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке. | 1. Чтение учеником стихотворения М. Либина «Про гонцовмолодцов». – Определите, какой закон языка обыгрывается в стихотворении. – Сформулируйте тему урока. Откройте учебник и уточните формулировку. – Как вы думаете, почему слог изучается после звука? – Какой раздел языка изучает звуки речи? (Фонетика.) 2. Осмысление темы урока, планирование деятельности. Упр. 27. Самостоятельное чтение текста с установкой: а) – Ответьте на главный вопрос упражнения. б) – Свяжите полученную информацию с темой урока. Упр. 28. – Как вы поняли, что такое папирус? В каком ещё значении употребляется в русском языке это слово? Выполнение задания после текста упражнения и формулирование вывода об особенностях русского ударения. – На основе выполненных заданий составьте план работы на уроке. | Регулятивные УУД 1. Осознавать мотив деятельности. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 3. Определять последовательность действий (составлять план). 4. Оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). |
IV. Постановка учебной проблемы. | Работа по учебнику под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Использовать материал предметного диска – проблемная ситуация, урок 5–6.) Учитель предлагает записать слова в тетрадях и выполнить деление на слоги и для переноса, а затем сравнить результаты. Ученики фиксируют расхождение мнений при делении на слоги и для переноса слов клюква, брусника. (Если расхождения мнений не было, учитель предлагает свою версию: клю/ква, бру/сни/ка.) – Почему именно в словах клюква и брусника возникли разногласия, оказались возможны такие варианты? (Рядом находятся два согласных звука.) – Приведите другие примеры, где деление на слоги может вызвать затруднение. (Речка, узкий, сестра.) – Сформулируйте проблему. (Чем отличаются деление слов на слоги и перенос со строки на строку? Как правильно разделить слова на слоги и для переноса?) | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над особенностями слогов в русском языке. (Использовать материал предметного диска – открытие новых знаний к §3.) а) Слова представлены на слайде: 1) дома, голова, солома; 2) кровать, пример, проезд; 3) строгость, спрос, стройка; 4) всплеснуть, вздремнуть, взгляд, встреча. – Разбейте на слоги и сравните. – Объясните, по какому принципу слова разбиты на четыре группы (П. Можно предложить ученикам самим систематизировать слова): 1) до/ма, го/ло/ва, со/ло/ма; 2) кро/вать, при/мер, про/езд; 3) стро/гость, спрос, строй/ка; 4) вспле/снуть, вздре/мнуть, взгляд, встре/ча. – Обратите внимание на количество согласных звуков в составе слога (1, 2, 3, 4), а также на общее количество звуков в слоге. Сделайте вывод об особенностях состава слогов в русском языке. б) – Понаблюдайте, как разбиты слова на слоги (можно представить на слайде), и сделайте вывод об особенностях слогоделения при стечении согласных. ве/тка вер/ба дру/жба пол/ка не/сти стан/ция 2. Упр. 29 – развитие умений читательской деятельности при работе с учебнонаучным текстом. – Найдите ответ на вопрос, как правильно разделить слова на слоги, прочитав текст в рамке. Чтение про себя (самопроверка) и ответ на поставленный вопрос. 1) Озаглавливание. 2) Нахождение «важных» мыслей (опора на композиционное строение текста). 3) Формулирование (запись вопросов), подбор примеров. 4) Пересказ с опорой на план. 5) Ответ на основной вопрос урока (после текста в рамке). 3. Упр. 30 – наблюдение над переносом слов со строки на строку и формулирование предварительных выводов об особенностях переноса. 4. Просмотровое чтение текста в рамке о правилах переноса и сравнение с предвари-тельными выводами, поиск сходства и различия. Вопросы на углубление понимания после текста в рамке: – Правила переноса – это закон языка или правило письма? – В каком разделе языка изучаются правила письма? (Орфография.) – Как правильно разделить на слоги слово сестра? а перенести? Почему? | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами «гибкого» чтения, т.е. перестраивать стратегию чтения в зависимости от целевой установки. 2. Выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. Коммуникативные УУД 1. Воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости. 2. Осуществлять речевой самоконтроль. |
VI. Развитие учебноязыковых умений. | Н. 1. – Выпишите из упр. 27 слова с самым большим количеством слогов и разделите их на слоги. (Не/о/бхо/ди/мость, о/сла/бе/ва/ет, ра/спа/да/е/тся, ра/зде/лё/нны/е: возможен вариант: лён/ны/е.) 2. Упр. 31 – развивается умение делить слова на слоги, определять характер слогов (ударные, безударные), выполнять фонетический разбор слова. Самостоятельное выполнение по заданиям учебника. Фонетический разбор слова его по схеме в упражнении. П. 1. Диктант «наоборот». Слова нужно записать, предварительно разделив их на слоги и поменяв слоги местами: навес, шарик, кайма, порка, жало, ельник, атом, казна, лунка, тополь. Запись: весна, рикша, макай, капор, ложа, никель, тома, наказ, к[а]лун, п[а]льто. – В каких словах вы заметили «ошибку»? (Слово казна нужно разделить ка/зна, поэтому получается знака, а не наказ, для слов лунка и тополь предлагается не орфографическая, а фонетическая (в транскрипции) запись.) – Дайте толкование незнакомых слов. – Подчеркните орфограммыбуквы. – Назовите слова, в которых поменялся слоговый состав (атом, ельник). 2. Наблюдение над ролью слогов в поэтической речи. – Прочитайте «Мышкину считалку» В. Левина и подсчитайте, сколько слогов в каждой строчке. (Использовать материал предметного диска – стихотворение к §3.) Раз, два, три, четыре, Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нём одна дыра, Значит, ... – Выберите последнюю строчку стихотворения: … мало в нём нутра. … вкусным был вчера. … толстая кора. … съели повара. … есть его пора. – Объясните, почему подходит каждое предложенное окончание (авторское окончание – второе). – Почему нельзя закончить стихотворение строчкой значит, очень любит сыр детвора, хотя слова дыра – детвора рифмуются? – Сделайте вывод о роли слогов в поэтической речи. – Что было новым, интересным на уроке? – Попробуйте оценить себя, опираясь на алгоритм самооценки: 1. Что нужно было сделать? 2. Удалось ли получить результат? 3. Всё выполнено полностью верно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Каков был уровень задания? 6. Определи уровень успешности и оценку, которую ты себе поставишь. Примечание: с данным алгоритмом ученики знакомы из начальной школы, поэтому следует лишь напомнить основные положения. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материла. 2. Самостоятельно производить переработку информации, полученной в результате чтения и письма. ТОУУ |
VII. Итог урока. | 1. – Назовите ключевые слова урока и сравните их с ключевыми словами темы. Ответьте на основной вопрос урока. 2. – Исправьте фонетические ошибки, которые допустил писатель, назвав своих героев «зеркальными» именами: Оля – Яло, друг – Гурд, попугай – Ягупоп. ([ол,а] – алё, [друк] – курд, [папугай] – ягупап.) | |
VIII. Домашнее задание. | Н. Упр. 32. П. – Подберите предложение с многосложными словами из учебника истории для 5го класса. Покажите возможности деления слов на слоги и для переноса в этих предложениях. Произведите фонетический разбор одного из слов (на выбор). | Познавательные УУД Самостоятельно вести поиск информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...