РП по русскому языку, 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
I.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 7-ых классах в объёме 140 часов. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 4 часа в неделю. В связи с праздничными днями рабочая программа в МБОУ СОШ №3 реализуется за 139 часов.
II. Учебно-методический комплект
Учебник «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 г.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
А. Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Б. Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
В. Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Г. Формы контроля
- входной контроль в начале и в конце четверти;
- текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
- итоговый – итоговый контрольный диктант.
- Словарный диктант, комплексный анализ текста.
Д. Оценочная деятельность
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Устный ответ.
При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющим тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 —2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятии или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большем части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Письменная работа.
Оценка диктантов.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта для VII класса— 110-120.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VII класса — 25-30.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в VII классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в VII классе — не более 7 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5. в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дупо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...;
не что иное, как и др.); - в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой ;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» -за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»- 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения: в VII классе – 200-250 слов Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в VII классе — 2,0-3,0 страницы.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и 'речевое оформление, вторая -за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»: Содержание и речь.
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочёта.
Грамотность: Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»: Содержание и речь.
- Содержание работы в основном соответствует теме ( имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускаются не более 2 недочетов содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Грамотность. Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»: Содержание и речь.
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические недочеты.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречаются неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допущены не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность. Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2». Содержание и речь.
- Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов содержании и до 7 речевых ошибок.
Грамотность. Имеются 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1. степень самостоятельности учащегося;
2. этап обучения;
3. объем работы;
4. четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
IV.Содержание учебного предмета курса
1. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
2. Повторение изученного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
3. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
4. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
V. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Виды деятельности | Вид/форма контроля |
I четверть | ||||||
1. Русский язык как развивающееся явление (1 час) | ||||||
1 | 01.09 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Урок рефлексии | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
2. Повторение изученного в 5-6 классах (8 часов + 2 часа) | ||||||
2 | 02.09 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Урок рефлексии | Объяснительный диктант с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, работа в парах над лексикой текста, самостоятельное проектирование аргументированного текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
3 | 04.09 | Лексика и фразеология | 1 | Урок рефлексии | Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, лабораторная работа в парах при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения заданий (анализ художественного текста с толковым словарем), подбор лексических явлений из произведений художественной литературы, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
4 | 07.09 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Урок рефлексии | Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, лабораторная работа в парах при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения заданий (анализ художественного текста с толковым словарем), подбор лексических явлений из произведений художественной литературы, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
5 | 08.09 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Урок рефлексии | Работа в парах (морфологический разбор слова по образцу выполнения задания), групповая работа по вариантам (анализ текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
6 | 09.09 | Морфология и орфография. | 1 | Урок рефлексии | Работа в парах (выделение и группировка словосочетаний и проведение морфологического анализа слов по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
7 | 11.09 | Морфология и орфография. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповая | |
8 | 14.09 | Входной диагностический тест | 1 | Урок развивающего контроля | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Тематический Индивидуальная |
9 | 15.09 | Работа над ошибками. Развитие речи. Диалог как текст. Виды диалога | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа (определение темы, основной мысли в тексте по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя), работа в парах (анализ текста с диалогом, составление текста с диалогом «О памятном событии»), работа в парах (составление памятки об оформлении реплик диалога), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
10 | 16.09 | Развитие речи Текст. Стили литературного языка. | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективная работа (объяснение постановки знаков препинания в диалоге), самостоятельная работа (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя), работа в парах (составление диалога «В музее»), анализ текста с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
11 | 18.09 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах» | 1 | Урок развивающего контроля | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Тематический Индивидуальная |
3. Морфология и орфография. Культура речи. (65 часов + 13 часов) | ||||||
12 | 21.09 | Анализ контрольной работы. Развитие речи. Публицистический стиль | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах по диагностическим картам типичных ошибок по алгоритму выполнения работы над ошибками, коллективное выполнение заданий по дидактическому материалу, учебнику с последующей взаимопроверкой, самостоятельное выполнение творческого задания (редактирование текста), коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
Причастие (31 час + 7 часов) | ||||||
13 | 22.09 | Причастие как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Лабораторная работа по определению причастий в предложении, фронтальная беседа по результатам работы, составление алгоритма определения причастий, составление схемы основных признаков причастия при консультативной помощи учителя, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
14 | 25.09 | Причастие как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
15 | 23.09 | Развитие речи. Публицистический стиль. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах по диагностическим картам типичных ошибок по алгоритму выполнения работы над ошибками, коллективное выполнение заданий по дидактическому материалу, учебнику с последующей взаимопроверкой, самостоятельное выполнение творческого задания (редактирование текста), коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
16 | 25.09 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самостоятельная работа с лингвистическим портфолио (построение словосочетаний с причастиями по алгоритму выполнения задания), работа в парах (построение алгоритма проверки написания гласных в падежных окончаниях причастий), фронтальная беседа по результатам выполнения домашнего задания, составление конспекта статьи учебника, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
17 | 28.09 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самостоятельная работа с лингвистическим портфолио по составлению памяток определения и обособления распространенного определения, групповая работа (анализ текста: определение причастных оборотов, построение схем), конструирование текста с причастными оборотами, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
18 | 29.09 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповая | |
19 | 30.09 | Сочинение. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная и парная работа с материалом для описания (составление плана текста сочинения, изучение и конспектирование содержания параграфа учебника, составление алгоритма написания сочинения-описания внешности, составление словаря описания внешности при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания | Текущий Индивидуальная |
20 | 02.10 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Коллективная работа с печатными тетрадями на основе памятки определения и различения действительных и страдательных причастий в тексте, самостоятельная работа с учебником (тезисное конспектирование при консультативной помощи учителя), составление лингвистического описания по теме «Действительное (страдательное) причастие» с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
21 | 05.10 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
22 | 06.10 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | Урок общеметодической направленности | Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант, написание лингвистического описания по теме «Причастие» с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
23 | 07.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Лабораторная работа по тексту по вариантам (объяснение написания суффиксов действительных причастий), объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
24 | 09.10 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективная работа (презентация на тему «Страдательные причастия настоящего времени»), работа в парах по алгоритму выполнения задачи с причастиями, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
25 | 12.10 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок общеметодической направленности | Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя (исследование текста с действительными причастиями с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
26 | 13.10 | Изложение от 3-го лица | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста сжатого изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
27 | 14.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Анализ ошибок, допущенных в домашнем задании с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа по составлению алгоритма для проведения самоанализа, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
28 | 16.10 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективная работа (презентация на тему «Страдательные причастия настоящего времени»), работа в парах по алгоритму выполнения задачи с причастиями, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
29 | 12.10 | Сжатое изложение. | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста сжатого изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
30 | 13.10 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок рефлексии | Групповая работа (составление текста лингвистического описания по теме "Страдательные причастия прошедшего времени»), самостоятельная работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
31 | 14.10 | Контрольная работа по теме «Причастие». | 1 | Урок развивающего контроля | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Тематический Индивидуальная |
32 | 16.10 | Работа над ошибками. Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа (составление текста лингвистического описания по теме "Страдательные причастия прошедшего времени»), самостоятельная работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
33 | 19.10 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Лабораторная работа в парах с лингвистическим портфолио, работа в группах (конструирование словосочетаний с полными и краткими причастиями, прилагательными, объяснение орфограмм по образцу), коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
34 | 20.10 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповая | |
35 | 21.10 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания, составление текста с использованием кратких и полных причастий, прилагательных, объяснение орфограмм, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
36 | 23.10 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
37 | 26.10 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Лабораторная работа в группах (анализ художественного текста, конструирование текста с краткими и полными причастиями и прилагательными по рисункам), составление алгоритма проведения самопроверки по теме урока, групповое проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
38 | 27.10 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
39 | 28.10 | Выборочное изложение. | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
40 | 30.10 | Выборочное изложение. | 1 | |||
II четверть | ||||||
41 | 09.11 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах по учебнику с последующей самопроверкой по памятке выполнения задачи, групповая работа (объяснительный диктант с материалами-опорами лингвистического портфолио), самостоятельная работа (лингвистическое описание), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
42 | 11.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в парах (составление алгоритма написания не с причастиями с последующей взаимопроверкой), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу с использованием алгоритмов выполнения задачи, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
43 | 13.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
44 | 16.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. | 1 | Урок рефлексии | Индивидуальная работа (написание текста с причастиями, с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания), написание сжатого изложения с последующей самопроверкой, индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
45 | 17.11 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в парах по редактированию текста с использованием памяток для выполнения редактирования при консультативной помощи учителя, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой), групповое проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
46 | 18.11 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
47 | 20.11 | Сочинение – описание внешности человека. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная и парная работа с материалом для описания (составление плана текста сочинения, изучение и конспектирование содержания параграфа учебника, составление алгоритма написания сочинения-описания внешности, составление словаря описания внешности при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
48 | 23.11 | Анализ сочинений. Повторение изученного материала о причастии. | 1 | Урок рефлексии | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа по составлению алгоритма для проведения анализа, проектирование выполнения домашнего задания Лабораторная работа по причастиям, фронтальная беседа по результатам работы, составление алгоритма определения причастий, заполнение схемы основных признаков причастия, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Нрупповой |
49 | 24.11 | Контрольная работа по теме «Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте». | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
Деепричастие (10 часов + 1 час) | ||||||
50 | 25.11 | Анализ контрольной работы. Понятие о деепричастии. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Групповая работа (проектирование работы над типичными ошибками в диагностической карте), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
51 | 27.11 | Понятие о деепричастии. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа (анализ предложений с деепричастиями по алгоритму выполнения задачи), фронтальная беседа по содержанию учебника, индивидуальные задания (составление плана лингвистического описания деепричастия по грамматическим признакам), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
52 | 30.11 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Составление конспекта статьи учебника, работа в парах по составлению лингвистического рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, объяснительный диктант, работа с орфограммами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
53 | 01.12 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
54 | 02..12 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Комплексное повторение, работа над ошибками в домашнем задании по памятке выполнения задания, индивидуальная работа с лингвистическим портфолио (составление предложений с деепричастными оборотами), работа в парах (анализ текста с деепричастными оборотами с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания), групповое проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
55 | 04.12 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Урок общеметодической направленности | Лабораторная работа по тексту художественной литературы с деепричастиями с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, написание лингвистического рассуждения, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
56 | 07.12 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
57 | 08.12 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
58 | 09.12 | Сочинение с описанием действия. | 1 | Урок развивающего контроля | Выполнение работы над ошибками в домашнем задании по алгоритму выполнения задачи, составление текста по картине при консультативной помощи учителя с использованием материалов лингвистического портфолио, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
59 | 11.12 | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Урок общеметодической направленности | Лабораторная работа по деепричастиям, фронтальная беседа по результатам работы, составление алгоритма определения деепричастий, заполнение схемы основных признаков деепричастий, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
60 | 14.12 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
Наречие (21 час + 2 часа) | ||||||
61 | 15.12 | Работа над ошибками. Наречие как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Групповая работа (проектирование работы над типичными ошибками в диагностической карте), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок Работа в парах по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
62 | 16.12 | Употребление наречий в речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
63 | 18.12 | Смысловые группы наречий. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Лабораторная работа по тексту художественной литературы с наречиями с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, написание лингвистического рассуждения, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
64 | 21.12 | Степени сравнения наречий. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа по дидактическому материалу с использованием материалов лингвистического портфолио с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, работа в парах (анализ текста с наречиями с последующей самопроверкой по памятке), лабораторная работа (образование степеней сравнения наречий), коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
65 | 22.12 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок общеметодической направленности | Написание объяснительного диктанта с использованием аудиозаписи с последующей взаимопроверкой, самопроверкой, выполнение грамматического задания с последующей проверкой учителем, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
66 | 23.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Самостоятельная работа по дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, анализ текста, составление рассказа по рисункам (предварительное домашнее задание), проектирование выполнения домашнего задания | Текущий Групповая |
67 | 25.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
68 | 28.12 | Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи» | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальная | |
69 | 29.12 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | Урок общеметодической направленности | Самостоятельная работа по дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя, конструирование словосочетаний и предложений с наречиями, составление лингвистического описания (предварительное домашнее задание), групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
III четверть | ||||||
70 | 11.01 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
71 | 12.01 | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | 1 | Урок общеметодической направленности | Конспектирование материалов учебника, составление памятки для лингвистического портфолио по теме урока при помощи консультанта, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
72 | 13.01 | Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная работа по дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя, конструирование словосочетаний и предложений с наречиями, составление лингвистического описания (предварительное домашнее задание), групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
73 | 15.01 | Сочинение. Описание действий. | 1 | Урок развивающего контроля | Выполнение работы над ошибками в домашнем задании по алгоритму выполнения задачи, составление текста при консультативной помощи учителя с использованием материалов лингвистического портфолио, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
74 | 18.01 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выполнение работы над ошибками по алгоритму выполнения задачи, работа в парах с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения упражнений учебника, самостоятельное заполнение таблицы «Правописание наречий» с использованием материалов учебника и лингвистического портфолио, коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
75 | 19.01 | Буквы О и А на конце наречий | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника, групповое составление алгоритма применения правила, составление лингвистического рассуждения по теме урока, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
76 | 20.01 | Изложение. Описание действий. | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста сжатого изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
77 | 22.01 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Урок общеметодической направленности | Самостоятельная работа по практическому материалу учебника по памятке выполнения лингвистической задачи с использованием материалов лингвистического портфолио при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
78 | 25.01 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
79 | 26.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Групповая лабораторная работа (анализ текста на лингвистическую тему), работа в парах по памятке выполнения задания (конструирование словосочетаний, предложений при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
80 | 27.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
81 | 29.01 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах (составление словарика наречий с мягким знаком на конце с последующей взаимопроверкой), лабораторная работа с художественным текстом по алгоритму выполнения задачи, работа в парах (выборочный диктант), самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
82 | 01.02 | Повторение изученного о наречии. | 1 | Урок рефлексии | Самостоятельная работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверкой по материалам диагностической карты типичных ошибок, конструирование текста лингвистического описания по памятке выполнения задания, анализ художественного текста, групповое проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
83 | 02.02 | Контрольная работа по теме « Наречие». | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
Категория состояния (3 часа + 1 час) | ||||||
84 | 03.02 | Анализ контрольной работы. Категория состояния как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Групповая работа (проектирование работы над типичными ошибками в диагностической карте), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок Работа в парах (составление словарика слов категории состояния с последующей взаимопроверкой), лабораторная работа с художественным текстом по алгоритму выполнения задачи, работа в парах (выборочный диктант), самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
85 | 05.02 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
86 | 08.02 | Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая лабораторная работа по материалам учебника с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, выполнение тестовых заданий по алгоритму выполнения с последующей взаимопроверкой, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
87 | 09.02 | Сжатое изложение. | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста сжатого изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
Служебные части речи ( 37 часов) | ||||||
ПредлогГ (8 часов + 1 час) | ||||||
88 | 10.02 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в парах (самостоятельные и служебные части речи с последующей взаимопроверкой), лабораторная работа с художественным текстом по алгоритму выполнения задачи, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
89 | 12.02 | Употребление предлогов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа с учебником (конспектирование статьи по памятке выполнения лингвистической задачи), групповая работа (составление алгоритма написания предлогов), самостоятельная работа по учебнику и дидактическому материалу, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
90 | 15.02 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок общеметодической направленности | Урок-презентация, работа с орфограммами, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, составление анализа поэтического текста по алгоритму выполнения задачи, составление памятки для различения производных и непроизводных предлогов, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
91 | 16.02 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Текущий Индивидуальная | |
92 | 17.02 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая аналитическая работа над типичными ошибками в тестовых заданиях (по памятке проведения работы над ошибками), работа в парах (анализ текста по памятке выполнения задания), составление грамматического описания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, индивидуальное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
93 | 19.02 | Подробное изложение. | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста сжатого изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
94 | 22.02 | Слитное и раздельное написание предлогов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Выполнение работы над ошибками по алгоритму выполнения задачи, работа в парах (анализ художественного текста при консультативной помощи учителя), объяснительный диктант с последующей самопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
95 | 24.02 | Повторение по теме «Предлог» | 1 | Урок рефлексии | Самостоятельная работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверкой по материалам диагностической карты типичных ошибок, конструирование текста лингвистического описания по памятке выполнения задания, анализ художественного текста, групповое проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
96 | 26.02 | Контрольная работа по теме «Предлог». | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного теста с последующей самопроверкой по выданным ключам с помощью учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Идивидуальный |
Союз ( 12 часов + 1 час) | ||||||
97 | 01.03 | Работа над ошибками. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Коллективная работа (групповая, проектная) с использованием алгоритма определения части речи по ее морфологическим признакам, работа в парах (составление словарика «словечек отношений», индивидуальное задание по тексту упр. 358, групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
98 | 02.03 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Урок общеметодической направленности | Индивидуальная и коллективная работа (конспектирование материала презентации), самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
99 | 03.03 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Урок общеметодической направленности | Лабораторная работа в парах (по упражнению из учебника) по алгоритму выполнения задания, групповая работа по материалам лингвистического портфолио (анализ текста, написание лингвистического рассуждения с последующей взаимопроверкой), конструирование предложений с союзами, построение схем, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
100 | 05.03 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
101 | 09.03 | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» | 1 | Урок развивающего контроля | Написание самостоятельной работы с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
102 | 10.03 | Сочинение по картине. | 1 | Урок развивающего контроля | Самостоятельная и парная работа с материалом для описания (составление плана текста сочинения, изучение и конспектирование содержания параграфа учебника, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения, составление словаря сочинения-рассуждения при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
103 | 12.03 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Фронтальная работа с печатными тетрадями, работа в парах (конструирование предложений с союзами на основе памятки "Сочинительные союзы"), самостоятельная работа (конструирование лингвистического рассуждения), индивидуальное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
104 | 15.03 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Работа в группах по материалам памяток лингвистического портфолио (конструирование предложений), составление таблицы «Сочинительные и подчинительные союзы: роль в предложении» при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, конструирование текста лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задания, работа в парах (морфологический разбор союза), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
105 | 16.03 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
106 | 17.03 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Коллективная работа (составление алгоритма слитного написания союзов), творческая работа (лингвистическая сказка по образцу), индивидуальное дифференцированное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
107 | 19.03 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
IV четверть | ||||||
108 | 29.03 | Повторение изученного о предлогах и союзах. | 1 | Урок рефлексии | Самостоятельная работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверкой по материалам диагностической карты типичных ошибок, конструирование текста лингвистического описания по памятке выполнения задания, анализ художественного текста, групповое проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
109 | 30.03 | Контрольная работа по теме «Предлог. Союз» | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
Частица (12 часов + 3 часа). | ||||||
31.03 | Работа над ошибками. Частица как часть речи. | 1 | Урок рефлексии | Коллективная работа (конспектирование материала презентации, составление плана ответа), творческая работа (лингвистическое повествование на основе алгоритма выполнения задания), коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая | |
110 | 02.04 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа (проверка домашнего задания по алгоритму выполнения задачи), лабораторная работа в парах по упражнениям учебника с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, редактирование текста с местоимениями, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
111 | 05.04 | Смысловые частицы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективная работа с печатными тетрадями с последующей взаимопроверкой, фронтальная устная работа по учебнику, дифференцированное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
112 | 06.04 | Смысловые частицы. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
113 | 07.04 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | 1 | Урок общеметодической направленности | Самостоятельная работа (компрессия текста упражнения учебника по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой), лабораторная работа в парах с печатными тетрадями с последующей взаимопроверкой, фронтальная устная работа по учебнику (анализ текста), конспектирование материала презентации учителя (сводная таблица), составление плана текста лингвистического рассуждения по алгоритму, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
114 | 09.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективная работа (конспектирование материалов учебника), самостоятельная работа (комплексное повторение по алгоритму: работа с дидактическим материалом), анализ текста публицистического стиля, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
115 | 12.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
116 | 13.04 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | Урок общеметодической направленности | Самостоятельная работа с тестами по алгоритму лингвистического портфолио, работа в парах с дидактическим материалом, материалом учебника, составление лингвистического рассуждения, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
117 | 14.04 | Различение частицы и приставки НЕ-. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Индивидуальная | |
118 | 16.04 | Сочинение - рассказ по данному сюжету. | 1 | Урок развивающего контроля | Составление текста по заданному началу при консультативной помощи учителя с использованием материалов лингвистического портфолио, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
119 | 19.04 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | Урок общеметодической направленности | Фронтальная работа по учебнику (закрепление материала по алгоритму выполнения задания), практическая работа (конструирование слов приставочным способом по алгоритму), составление текста лингвистического рассуждения с последующей самопроверкой, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
120 | 20.04 | Повторение изученного материала о частицах. | 1 | Урок рефлексии | Самостоятельная работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверкой по материалам диагностической карты типичных ошибок, конструирование текста лингвистического описания по памятке выполнения задания, анализ художественного текста, групповое проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
121 | 21.04 | Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развивающего контроля | Индивидуальная работа с текстами (компрессия текста), коллективная работа (способы упрощения, исключения, обобщения), работа в группах (редактирование текста изложения с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Тематический Индивидуальная |
122 | 23.04 | Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | |||
123 | 26.04 | Тест по теме «Служебные части речи» | 1 | Урок развивающего контроля | Написание контрольного теста с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания | Тематический Индивидуальная |
Междометие (2 часа) | ||||||
124 | 27.04 | Работа над ошибками. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Коллективное конструирование текста типа речи лингвистическое описание, работа в парах по материалам учебника при консультативной помощи учителя, комплексное повторение, работа в парах с орфограммами, самостоятельная работа с дидактическим материалом и учебником по алгоритму, групповое конструирование предложений с междометиями, объяснительный диктант с последующей самопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
125 | 28.04 | Знаки препинания при междометиях. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
4. Повторение изученного материала в 5-7 классах (14 часов) | ||||||
126 | 30.04 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповая работа (проектирование работы над типичными ошибками в диагностической карте), комплексный анализ текста, фронтальная устная парная работа с учебником и дидактическим материалом (лингвистическое повествование), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
127 | 03.05 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальная | |
128 | 04.05 | Фонетика и графика. | 1 | Урок общеметодической направленности | Групповое выполнение заданий по учебнику по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой, Групповая анализ текста, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, составление лингвистического рассуждения по памятке выполнения задания, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Индивидуальная |
129 | 05.05 | Лексика и фразеология. | 1 | Урок общеметодической направленности | Самостоятельная работа над ошибками по памятке выполнения задания, групповая лабораторная работа (анализ текста по материалам лингвистического портфолио при консультативной помощи ученика-эксперта), групповое проектирование текста по лексико-фразеологическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Фронтальная |
130 | 07.05 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок общеметодической направленности | Работа в парах (морфологический разбор слова по образцу выполнения задания), групповая работа по вариантам (анализ текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
131 | 11.05 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
132 | 12.05 | Контрольная работа в форме ОГЭ. | 1 | Урок развивающего контроля | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий | Итоговый Индивидуальная |
133 | 14.05 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок рефлексии | Работа в парах (выделение и группировка словосочетаний и проведение морфологического анализа слов по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Текущий Групповая |
134 | 17.05 | Морфология. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
135 | 18.05 | Морфология | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
136 | 19.05 | Орфография | 1 | Урок общеметодической направленности | Коллективное конструирование текста типа речи лингвистическое описание, работа в парах по материалам учебника при консультативной помощи учителя, комплексное повторение, работа в парах с орфограммами, самостоятельная работа с дидактическим материалом и учебником по алгоритму, групповое конструирование предложений (простых, сложных, осложнённых), объяснительный диктант с последующей самопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Групповая |
137 | 21.05 | Орфография | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
138 | 24.05 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
139 | 25.05 | Подведение итогов года | 1 | Урок рефлексии | Подведение итогов года, оценка достигнутых знаний, работа в группах над предложенным текстом. | Текущий Групповая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...