РП по русскому языку, 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
I.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5-ых классах в объёме 170 часов. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2019-2020 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 5 часов в неделю. В связи с праздничными днями рабочая программа в МБОУ СОШ №3 реализуется за 170 часов.
II. Учебно-методический комплект
Учебник «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 г. Рабочая тетрадь 5 класс Е. А. Ефремова. (ФГОС) Русский язык. Пособие для учебных общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012г.
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
А. Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Б. Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
В. Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Г. Формы контроля
- входной контроль в начале и в конце четверти;
- текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
- итоговый – итоговый контрольный диктант.
- Словарный диктант, комплексный анализ текста.
Д. Оценочная деятельность
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Устный ответ.
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается для 5 класса – 90-100 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе–100-150 слов.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая–за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
VI.Содержание учебного предмета курса
Раздел 1. Введение. Язык и общение
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Раздел 2. Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили.
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово передоднородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Раздел 5. Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 29 Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, - мер- - -мир-, -пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Раздел 8.Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
V. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Форма контроля |
1 четверть | ||||||
Введение. Язык и общение (3 часа) | ||||||
1 | 01.09 | Язык — важнейшее средство человеческого общения | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний(понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ текста. | Текущий Фронтальная |
2 | 02.09 | Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление плана статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Фронтальная |
3 | 04.09 | Стили речи | 1 | Урок общеметодической направленности. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение. Самостоятельная работа, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Фронтальная |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (27 часов) | ||||||
4 | 04.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Урок рефлексии. | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. | Текущий Групповая |
5 | 07.09 | Орфограмма | 1 | Урок общеметодической направленности. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста. Работа со словарём морфем. Умение подбирать проверочные слова, опознавать признаки орфограмм. | Текущий Групповая |
6 | 08.09 | Правописание безударных проверяемых гласных в корне. | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к содержания: фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания. Умение, опознавать признаки орфограмм. | Текущий Фронтальная |
7 | 09.09 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Урок рефлексии | Работа с портфолио в парах сильный-слабый, самостоятельная работа с дидактическим материалом. Проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Индивидуальная |
8 | 11.09 | Правописание проверяемых согласных в корне. | 1 | Урок рефлексии | Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Фронтальная |
9 | 11.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): анализ текста, объяснительный диктант. Умение опознавать орфограмму в словах. | Текущий Фронтальная |
10 | 14.09 | Буквы и ,у ,а после шипящих. | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный-слабый, текущий тестовый контроль. Умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. | Текущий Индивидуальная |
11 | 15.09 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | Урок общеметодической направленности | Умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. Индивидуальная и коллективная работа с портфолио. Изучение содержания параграфа учебника, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Групповая |
12 | 16.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Урок общеметодической направленности | Применение правила на письме, различие приставок и предлогов. Фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Групповая |
13 | 18.09 | Текст. | 1 | Урок общеметодической направленности | Умение определять текст, его признаки, смысловую и грамматическую связь предложений в тексте. Подбор заголовка. | Текущий Групповая |
14 | 18.09 | Развитие речи. Обучающее изложение (по упр.70) | 1 | Урок развивающего контроля | Алгоритма написания изложения: составление памяток к написанию изложения, составление плана текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Индивидуальная |
15 | 21.09 | Развитие речи. Обучающее изложение (по упр.70) | 1 | Урок развивающего контроля | Текущий Индивидуальная | |
16 | 22.09 | Вводная контрольная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. | Текущий Индивидуальный |
17 | 23.09 | Части речи Глагол. | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся способностей к систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа, работа в парах сильный-слабый с лингвистическим портфолио, составление плана. | Текущий Фронтальнаяая |
18 | 25.09 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | Урок рефлексии. | Формирование у учащихся способностей к реализации коррекционной нормы: работа в парах сильный-слабый, самостоятельная работа по учебнику, умение безошибочно писать глаголы на –тся, -ться. | Текущий Групповая |
19 | 25.09 | Личные окончания глаголов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: урок-презентация составление конспекта на основе презентации учителя. | Текущий Групповая |
20 | 28.09 | Личные окончания глаголов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
21 | 29.09 | Тема текста. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа с лингвистическим портфолио по составлению памяток «Языковые и композиционные признаки текста». | Текущий Групповая |
22 | 30.09 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Комплексное повторение на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания существительного, опознавание имени существительного по основным признакам. | Текущий Фронтальная |
23 | 02.10 | Падежные окончания существительных | 1 | Урок рефлексии. | Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, изучение и конспектирование содержания параграфа учебника, составление алгоритма определения падежа и падежных окончаний имени существительного. | Текущий Групповая |
24 | 02.10 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Опознавание прилагательных по его основным признакам. Ответить на вопрос: почему прилагательные часто употребляются в загадках? Работа с карточками индивидуального контроля. | Текущий Фронтальная |
25 | 05.10 | Местоимение как часть речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант; опознавание местоимений в тексте, употребление с предлогами. | Текущий Фронтальная |
26 | 06.10 | Основная мысль текста. | 1 | Урок общеметодической направленности | Отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Групповая |
27 | 07.10 | Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | 1 | Урок развивающего контроля | Умение создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдая логику при переходе от одной части к другой, используя языковые средства, выбирая нужное начало сочинения в зависимости от темы. | Тематический Индивидуальная |
28 | 09.10 | Повторение изученного в начальных классах. | 1 | Урок общеметодической направленности | Комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | Текущий Групповая |
29 | 09.10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах». | 1 | Урок развивающего контроля | Умение опознавать изученные части речи, определять их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. | Итоговый Индивидуальная |
30 | 12.10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | Урок рефлексии. | Коррекция умений и навыков по теме «Повторение». | Текущий Групповая |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 часов) | ||||||
31 | 13.10 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Урок «открытия» новых знаний. | Синтаксис как раздел грамматики. Единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. | Текущий Фронтальная |
32 | 14.10 | Словосочетание. | 1 | Урок «открытия» новых знаний. | Знание строения словосочетания, умение определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по заданной схеме Знание видов словосочетаний. | Текущий Фронтальная |
33 | 16.10 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | 1 | Урок общеметодической направленности | Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. | Текущий Фронтальная |
34 | 16.10 | Разбор словосочетания. | 1 | Урок общеметодическойнаправленности | Разбор словосочетания по плану. | Текущий Фронтальная |
35 | 19.10 | Развитие речи. Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) | 1 | Урок развивающего контроля | Читают текст, используя приемы изучающего чтения, выбирают уместный тон речи при чтении текста вслух, адекватно воспринимают прочитанное, выделяют в тексте главную и второстепенную информацию, на основе исходного текста пишут сжатое изложение, сокращают текст, используя прием компрессии, пишут сжатое изложение. | Тематический Групповая |
36 | 20.10 | Развитие речи. Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальная | |
37 | 21.10 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. | Текущий Фронтальная |
38 | 23.10 | Восклицательные предложения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений. | Текущий Групповая |
39 | 23.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок общеметодической направленности | Главные члены предложения. Грамматические основы. Подлежащее. Способы его выражения | Текущий Фронтальная |
40 | 26.10 | Сказуемое. | 1 | Урок общеметодической направленности | Сказуемое – главный член предложения. Способы его выражения. Индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу с использованием алгоритмов выполнения задачи. | Текущий Фронтальная |
41 | 27.10 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого. | Текущий Фронтальная |
42 | 28.10 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
43 | 30.10 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Распространенные и нераспространенные предложения. Характеристика предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространённые предложения, готовят устное сообщение о предложении по плану. | Текущий Фронтальная |
44 | 30.10 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Урок общеметодической направленности | Знание способов выражения дополнения, умение находить дополнения в предложении | Текущий Фронтальная |
2 четверть | ||||||
45 | 09.11 | Определение. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знание способов выражения определения, умение находить определения в предложении. | Текущий Групповая |
46 | 10.11 | Обстоятельство. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знание способов выражения обстоятельств, умение находить обстоятельства. | Текущий Групповая |
47 | 11.11 | Предложения с однородными членами. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Знание признаков однородных членов предложения, умение находить их, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить в них знаки препинания. | Текущий Фронтальная |
48 | 13.11 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и, запятая между однородными членами и союзами а, но, и. | Текущий Фронтальная |
49 | 13.11 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Самостоятельно подбирают примеры на изученные пунктуационные правила; воспринимая текст на слух, составляют схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом. | Текущий Фронтальная |
50 | 16.11 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
51 | 17.11 | Предложения с обращениями. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Осознают основные функции обращения, правильно интонируют предложения с обращением, составляют предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, соблюдают речевой этикет, различают обращение и подлежащее. | Текущий Групповая |
52 | 18.11 | Письмо | 1 | Урок развивающего контроля | Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр, содержание, оформление письма. Адрес. Знание особенностей письма. Умение связно составить монологическую письменную речь. | Фронтальный опрос, беседа по вопросам |
53 | 20.11 | Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | 1 | Урок развивающего контроля | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | Тематический Индивидуальная |
54 | 20.11 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора. Знаки препинания в простом предложении, при однородных членах. | Текущий Групповая |
55 | 23.11 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Урок общеметодической направленности | Отличают простые предложения от сложных, выделяют в них грамматические основы, характеризуют предложения по количеству них грамматических основ, определяют средства связи в сложных предложениях, находят сложные предложения в тексте, строят схемы сложных предложений | Текущий Фронтальная |
56 | 24.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Урок рефлексии. | Сложное и простое осложненное предложения, разделительные и выделительные знаки препинания. | Текущий Фронтальная |
57 | 25.11 | Прямая речь. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Понятие о косвенной речи. | Текущий Групповая |
58 | 27.11 | Диалог. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Умение использовать диалог в разговорной речи, оформлять диалог и прямую речь. | Текущий Групповая |
59 | 27.11 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | Урок развивающего контроля | Умение безошибочно писать, соблюдать нормы пунктуации. Знание правил орфографии и пунктуации. | Тематический Индивидуальная |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (17 часов) | ||||||
60 | 30.11 | Работа над ошибками. Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Урок рефлексии. | Коррекция умений и навыков по теме «Синтаксис. Пунктуация». Умение выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам, производить сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова. | Текущий Фронтальная |
61 | 01.12 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
62 | 02.12 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | Урок общеметодической направленности | Умение различать сильную и слабую позиции гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам | Текущий Фронтальная |
63 | 04.12 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов; | Текущий Фронтальная |
64 | 04.12 | Повествование. | 1 | Урок общеметодической направленности | Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста. | Текущий Групповая |
65 | 07.12 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Урок общеметодической направленности | Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные, осознают их смыслоразличительнуюфункцию, характеризуют согласные звуки, правильно их произносят в речи, группируют слова по определенным признакам. | Текущий Фронтальная |
66 | 08.12 | Графика. Алфавит. | 1 | Урок общеметодической направленности | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия. | Текущий Фронтальная |
67 | 09.12 | Рр Описание предмета. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знание композиционных особенностей описания. Умение создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания. | Текущий Индивидуальная |
68 | 11.12 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Урок рефлексии. | Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ. | Текущий Фронтальная |
69 | 11.12 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Знание звуковых значений букв е,ё, ю, я. Умение выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я. Умение применять полученные умения и навыки на практике. | Текущий Фронтальная |
70 | 14.12 | Орфоэпия | 1 | Урок общеметодической направленности | Понятие об орфоэпической норме. Нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (чн, чт и др.). | Текущий Фронтальная |
71 | 15.12 | Фонетический разбор слова. | 1 | Урок рефлексии. | Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи. | Текущий Групповая |
72 | 16.12 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | Урок рефлексии. | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Текущий Фронтальная |
73 | 18.12 | Административная контрольная работа. Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | Урок развивающего контроля. | Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова. | Итоговый Индивидуальный |
74 | 18.12 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | Урок рефлексии. | Коррекция умений и навыков по теме «Фонетика». | Текущий Групповая |
75 | 21.12 | Подготовка к сочинению-описанию предметов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Натюрморт. Описание как тип речи. Композиция произведения живописи. | Текущий Групповая |
76 | 22.12 | Развитие речи. Сочинение - описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | Урок развивающего контроля. | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | Тематический Индивидуальная |
Лексика. Культура речи. (13 часов) | ||||||
77 | 23.12 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Урок общеметодической направленности | Лексика как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. | Текущий Фронтальная |
78 | 25.12 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Уроки «открытия» нового знания. | Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова. | Текущий Фронтальная |
79 | 25.12 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
80 | 28.12 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Уроки «открытия» нового знания. | Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значенийслов в художественных текстах. | Текущий Фронтальная |
81 | 29.12 | Омонимы | 1 | Уроки «открытия» нового знания. | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов. | Текущий Групповая |
3 четверть | ||||||
82 | 11.01 | Омонимы | 1 | Урок общеметодической направленности | Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов. | Текущий Фронтальная |
83 | 12.01 | Синонимы | 1 | Уроки «открытия» нового знания. | Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. | Текущий Фронтальная |
84 | 13.01 | Синонимы | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
85 | 15.01 | Антонимы | 1 | Урок общеметодической направленности. | Антонимы как слова, противоположные по своему лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием анонимов в художественных текстах. | Текущий Индивидуальная |
86 | 15.01 | Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Урок общеметодической направленности | Тип речи – описание. Пейзаж. Описание природы. Осознают особенности пейзажа как жанра живописи, владеют понятиями «пейзаж»,«живопись», «мазки», понимают, какими средствами художник выражает свой замысел и отношение к изображаемому, объясняют смысл названия картины «Февральская лазурь», отбирают языковые средства для создания собственного высказывания, определяют структуру своего сочинения. | Текущий Фронтальная |
87 | 18.01 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Урок развивающего контроля. | Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста. | Тематический Индивидуальный |
88 | 19.01 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | Урок рефлексии. | Контроль усвоения раздела «Лексика». | Текущий Фронтальная |
89 | 20.01 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | Урок развивающего контроля. | Синонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова. | Тематический Индивидуальная |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (23 часа) | ||||||
90 | 22.01 | Анализ ошибок. Морфема. | 1 | Урок рефлексии. | Коррекция умений и навыков по теме «Лексика. Культура речи». Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфемика как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. | Текущий Фронтальная |
91 | 22.01 | Изменение и образование слов. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Текущий Групповая | |
92 | 25.01 | Морфема. Изменение и образование слов. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Текущий Фронтальная | |
93 | 26.01 | Окончание. Основа слова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголах, различать слова с нулевым окончанием и без окончания. | Текущий Групповая |
94 | 27.01 | Корень слова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Что такое корень слова? Чем корень слова отличается от других морфем? Какие слова называются однокоренными? Общность в лексическом значении однокоренных слов. | Текущий Фронтальная |
95 | 29.01 | Корень слова. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Текущий Групповая | |
96 | 29.01 | Суффикс. | 1 | Урок общеметодической направленности | Суффикс как значимая часть слова. Суффикс как словообразовательная морфема. Выделяют суффиксы, образуют новые слова с помощью известных суффиксов | Текущий Фронтальная |
97 | 01.02 | Приставка | 1 | Урок рефлексии. | Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средство образования слов. Значение приставок. | Текущий Фронтальная |
98 | 02.02 | Чередование звуков. | 1 | Урок общеметодической направленности | Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм слов и новых слов. | Текущий Индивидуальная |
99 | 03.02 | Беглые гласные. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Беглые гласные как вариант чередования. | Текущий Групповая |
100 | 05.02 | Варианты морфем. | 1 | Урок общеметодической направленности | Что называют вариантами морфем? Что называют звуковым составом слова? | Текущий Групповая |
101 | 05.02 | Морфемный разбор слова. | 1 | Урок рефлексии. | Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. | Текущий Фронтальная |
102 | 08.02 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Умениенаходить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки. | Текущий Фронтальная |
103 | 09.02 | Буквы з - с на конце приставок | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Умение различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставкина –з- и –с-, объяснять значения приставок. Усваивают правило написания букв з-с на конце приставок, пользуются правилом, определяющим выбор буквы в приставке | Текущий Фронтальная |
104 | 10.02 | Буквы з - с на конце приставок | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
105 | 12.02 | Буквы а- о в корне -лаг –//-лож- | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Умение применять правило в письменной речи, находить орфограмму в морфеме. | Текущий Фронтальная |
106 | 12.02 | Буквы а- о в корне -раст-/-рос- | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Умение применять правило в письменной речи, находить орфограмму в морфеме. | Текущий Групповая |
107 | 15.02 | Чередование гласных в корне | 1 | Урок общеметодической направленности | Умение применять правило в письменной речи, находить орфограмму в морфеме. | Текущий Групповая |
108 | 16.02 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Когда пишется буква ё в корне после шипящих? Какие слова-исключения относятся к этому правилу? | Текущий Групповая |
109 | 17.02 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Индивидуальная | |
110 | 19.02 | Буквы и-ы после ц. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Знание условий выбора ы- и в корнях после ц, в суффиксах и окончаниях. | Текущий Групповая |
111 | 19.02 | Повторение по теме «Морфемика». | 1 | Урок рефлексии. | Знание морфемного состава слова, умение выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. | Текущий Групповая |
112 | 22.02 | Контрольный диктант по теме «Морфемика». | 1 | Урок развивающего контроля. | Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Правописание приставок. Основныесредства выразительности. | Итоговый Индивидуальная |
Морфология. Орфография. Культура речи. (50ч.) | ||||||
Имя существительное (20 часов) | ||||||
113 | 24.02 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи. | Текущий Групповая |
114 | 26.02 | Доказательства в рассуждении. | 1 | Урок общеметодической направленности | Строение текста рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении. | Текущий Групповая |
115 | 26.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. | Текущий Групповая |
116 | 01.03 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Распознают сущ-ные | Текущий Фронтальная |
117 | 02.03 | Род имён существительных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Род как постоянный признак существительного. | Текущий Групповая |
118 | 03.03 | Развитие речи. Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513) | 1 | Урок развивающего контроля | Текст. Главная и второстепенная информация в тексте. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов. Приемы сжатия текста. | Тематический Групповая |
119 | 05.03 | Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение (упр.513) | 1 | Урок развивающего контроля | Тематический Индивидуальная | |
120 | 05.03 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | Урок рефлексии | Число имен существительных. Существительные, имеющие только форму множественного числа. Распознают существительные, имеющиеформу только множественного числа. | Текущий Групповая |
121 | 09.03 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | Урок рефлексии. | Овладение сведениями о существительных,имеющих форму только единственного числа. Распознают существительные, имеющие форму только единственного числа, употребляют эти существительные в речи и сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени | Текущий Групповая |
122 | 10.03 | Три склонения имён существительных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Определение склонений существительных, умение правильно выбирать нужное падежное окончание. | Текущий Групповая |
123 | 12.03 | Падеж имён существительных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных. | Текущий Групповая |
124 | 12.03 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Урок общеметодической направленности | Усвоение содержания изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применение при письме данного орфографического правила. Определяют падеж имен существительных, выделяют падежные окончания существительных и относящиеся к ним предлоги, составляют словосочетания с именами существительными в род.падеже. | Текущий Групповая |
125 | 15.03 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
126 | 16.03 | Множественное число имён существительных. | 1 | Урок рефлексии. | Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы. Определяют морфологические признаки множественного числасуществительных | Текущий Индивидуальная |
127 | 17.03 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Урок рефлексии. | Применение при письме данного орфографического правила. | Текущий Фронтальная |
128 | 19.03 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Фронтальная | |
4 четверть | ||||||
129 | 19.03 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | Урок рефлексии. | Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи. Опознают в тексте существительные, слова с орфограммой, группируют имена существительные по заданным параметрам. | Текущий Фронтальная |
130 | 29.03 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Урок рефлексии. | Морфологические признаки существительного. | Текущий Групповая |
131 | 30.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 | Урок развивающего контроля. | Имя существительное. Морфологические признаки. Правописание падежных окончаний имен существительных. О-Ё после шипящих. Синтаксическая роль существительного в предложении. | Тематический Индивидуальный |
132 | 31.03 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | 1 | Урок рефлексии. | Как проверять орфограммы? Как проверить правильность постановки знаков препинания в простом и сложном предложении? | Тематический Фронтальная |
Имя прилагательное (9 часов) | ||||||
133 | 02.04 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного. | Текущий Фронтальная |
134 | 02.04 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Урок общеметодической направленности | Падежные окончания прилагательных, согласование прил. + сущ. Усваивают правила написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже | Текущий Фронтальная |
135 | 05.04 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
136 | 06.04 | Развитие речи. Описание животного | 1 | Урок общеметодической направленности | Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа. | Текущий Групповая |
137 | 07.04 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Урок общеметодической направленности | Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных с основой на шипящую. | Текущий Групповая |
138 | 09.04 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Урок рефлексии. | Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки. Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли | Текущий Фронтальная |
139 | 09.04 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок рефлексии | Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных. Опознают прилагательные в тексте, безошибочно пишут, находят орфограммы, определяют их синтаксическую роль | Текущий Фронтальная |
140 | 12.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок развивающего контроля. | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта. | Тематический Индивидуальный |
141 | 13.04 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | 1 | Урок рефлексии. | Коллективный анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, по алгоритму выполнения задания. | Текущий Фронтальная |
Глагол (21 час) | ||||||
142 | 14.04 | Глагол как часть речи. | 1 | Урок общеметодической направленности. | Используют в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов, читают художественный текст изучающим чтением, определяют его стиль и тип речи, морфологические признаки глаголов, употребленных в нем. | Текущий Фронтальная |
143 | 16.04 | Не с глаголами | 1 | Урок рефлексии | Группируют однокоренные слова с не, составляют предложения на определенную тему, используя глаголы с орфограммой, читают текст изучающим чтением, отвечают на вопросы по тексту, списывают, подчеркивают глаголы, обозначают орфограмму. | Текущий Фронтальная |
144 | 16.04 | Развитие речи. Рассказ | 1 | Урок общеметодической направленности | Создают устный юмористический рассказ на основе сюжетных картинок, соблюдая последовательность действий, используют в рассказе диалог и прямую речь. | Текущий Групповая |
145 | 19.04 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Урок общеметодической направленности | Распознают неопределенную и личную форму глагола, правильно пишут глаголы в неопределенной форме, употребляют в речи, составляют памятку по данному началу, используя глаголы в неопределенной форме, читают текст ознакомительным чтением, озаглавливают его, пересказывают. | Текущий Фронтальная |
146 | 20.04 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 | Урок общеметодической направленности | Определяют условия выбора написания -тся и -ться в глаголах, находят слово, к которому относится глагол, ставят от него вопрос к глаголу, правильно произносят и пишут глаголы на тся и ться, сопоставляют личную и неопределенную форму глагола, составляют связный текст-рассуждение на тему, заданную в тексте. | Текущий Групповая |
147 | 21.04 | Виды глагола. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Распознают и отличают глаголы совершенного и несовершенного вида, образуют видовые пары, отвечают на вопросы, употребляя глаголы совершенного и несовершенного вида, составляют с ними предложения, создают монологическое высказывание учебно-научного стиля. | Текущий Групповая |
148 | 23.04 | Видовые пары глагола | 1 | Урок общеметодической направленности | Формируют умения и навыки соблюдать нормы при образовании видовой пары (стилистических и орфоэпических); строят словосочетания с учётом сочетательных свойств слова; развивают речевые, коммуникативные навыки | Текущий Групповая |
149 | 23.04 | Видовые пары глагола | 1 | Урок общеметодической направленности | Текущий Групповая | |
150 | 26.04 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Усваивают правила написания е-и в корнях глаголов с чередованием, отличают слова с безударной проверяемой гласной в корне слова с чередованием, группируют их по видам орфограмм, употребляют глаголы с чередующимися гласными в речи. | Текущий Групповая |
151 | 27.04 | Время глагола. Прошедшее время. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Распознают глаголы прошедшего времени, согласовывают глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным, правильно употребляют при глаголах имена существительные в нужном падеже, выбирают орфограммы перед суффиксом –л, употребляют их в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | Текущий Групповая |
152 | 28.04 | Настоящее время. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Определяют, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, что глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно в любое время, определяют грамматическое значение глаголов настоящего времени, употребляют их в речи, соблюдая орфографические нормы. | Текущий Групповая |
153 | 30.04 | Будущее время. | 1 | Урок «открытия» нового знания. | Определяют формы будущего времени глагола и способы образования, готовят устный рассказ с опорой на пословицы, подбирают тематическую группу слов глаголов будущего времени, пишут мини-сочинение. | Текущий Групповая |
154 | 30.04 | Спряжение глаголов. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом. | Текущий Групповая |
155 | 03.05 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом. | Текущий Групповая |
156 | 04.05 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок рефлексии | Характеризуют глаголы по морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют устный и письменный морфологический разбор глагола, употребляют в речи, соблюдаялитературные нормы, разыгрывают этикетный диалог. | Текущий Групповая |
157 | 05.05 | Развитие речи. Сжатое изложение с изменением формы лица. | 1 | Урок развивающего контроля | Читают фрагмент художественного текста изучающим чтением, адекватно его воспринимают, обсуждают ответ на вопрос автора, выделяют главную и второстепенную информацию, определяют, о чем можно не говорить в сжатом изложении, применяя прием компрессии-исключения. | Тематический Индивидуальная |
158 | 07.05 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 1 | Урок общеметодической направленности | Усваивают правила написания Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа, употребляют глаголы в устной и письменной речи, выбирают орфограммы в глаголах с шипящими на конце, читают текст просмотровым чтением, списывают его, заменяя глаголы 1-го лица единственного числа на глаголы 2-го лица. | Текущий Индивидуальная |
159 | 07.05 | Употребление времён | 1 | Урок общеметодической направленности | Употребляют данные формы глагола в рассказе о прошлом, читают текст ознакомительным чтением, списывают его, заменяют глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени, составляют рассказ по данному началу, употребляя, где это уместно, глаголы настоящего и будущего времени для оживления повествования, выбирают и определяют коммуникативную задачу и тон для повествования. | Текущий Групповая |
160 | 11.05 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Урок общеметодической направленности | Соблюдают правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит), опознают глаголы, находят орфограммы в них, применяют изученные орфографические правила на письме. Читают художественный текст ознакомительным чтением, на его основе создают собственное высказывание по типу описания. | Текущий Фронтальная |
161 | 12.05 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | Урок развивающего контроля. | Воспринимают текст на слух, адекватно его понимают, воспроизводят,соблю-дая орфографические и пунктуационные нормы, определяют морфологические признаки глагола, находят в тексте глаголы, в которых количество букв и звуков не совпадает. | Тематический Индивидуальная |
162 | 14.05 | Работа над ошибками. Разделы науки о языке. | 1 | Урок рефлексии. | Коллективный анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, по алгоритму выполнения задания. | Текущий Фронтальная |
Повторение и систематизация изученного (8 часов) | ||||||
163 | 14.05 | Орфограммы в разных частях слова | 1 | Урок рефлексии | Заполняют, анализируют, составляют таблицы, классифицируя групповые языковые явления. Составляют сообщения об одной из частей речи, группируют слова с учетом их морфемного состава, распределяют словосочетания по главному слову. Читают текст ознакомительным чтением, озаглавливают его, и записывают его план, используя для заголовков разные предложения по цели высказывания, создают текст по одной из тем, выбирая тип речи. Систематизируют орфограммы в приставках и корнях слов, устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке, заполняют, составляют таблицы, анализируют и списывают текст. | Текущий Фронтальная |
164 | 17.05 | Повторение по курсу 5 класса | 1 | Урок рефлексии | Выполняют задания по пройденному материалу с целью оценки качества полученных знаний. | Текущий Групповая |
165 | 18.05 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Выполняют задания по пройденному материалу с целью оценки качества полученных знаний. | Итоговый Индивидуальная |
166 | 19.05 | Работа над ошибками | 1 | Урок рефлексии | Коллективный анализ ошибок, допущенных в итоговой к/р, по алгоритму выполнения задания. | Текущий Фронтальная |
167 | 21.05 | Употребление букв ь и ъ. | 1 | Урок рефлексии | Повторяют изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью. | Текущий Групповая |
168 | 21.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Фронтальная | |
169 | 24.05 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Урок рефлексии | Текущий Групповая | |
170 | 25.05 | Подведение итогов года | 1 | Урок рефлексии | Выполняют задания по пройденному материалу с целью оценки качества полученных знаний. | Текущий Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...