Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный урок составлен к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью обучающихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка. Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_po_frazeologizmam.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.4.
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»
Данный урок составлен к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
Также, занимаясь подготовкой к ЕГЭ в старших классах, мною было выявлено, что школьники с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что, вероятнее всего, улучшит знания ребят на эту тему.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения.
Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.
Цели:
- Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Усвоить понятия структуры и семантики фразеологизмов. - Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Задачи:
- Научить распознавать фразеологические обороты.
- Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
- Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Рассматриваются разнообразные рубрики, предполагается применение мультимедиапроектора (урок снабжен мультимедиапрезентацией). Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.
Разработанный мною урок даёт возможность применения ИК-технологий, в частности, интерактивной доски, в рамках школьного образовательного процесса, а также использование новых информационных ресурсов, в частности Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Ожидаемые результаты: урок познакомит шестиклассников с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Обучающиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнут в тайны истории и происхождения фразеологических единиц.
По окончании урока проверить свои знания, заполнив кроссворд на тему « Фразеологизмы»
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
Описание разработки урока русского языка
в 6 классе на тему: «Фразеологизмы»
Форма учебной работы: классно – урочная.
Приобретаемые навыки детей: обучающиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.
Особенности роли педагога заключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.
Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.
Технологические особенности: на уроке использовать компьютер и интерактивную доску, так как для этого есть все необходимые технические условия в школе.
В связи с тем, что в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов мною не был найден материал по фразеологизмам, я предлагаю использовать рисунки шестиклассников, предварительно отсканированные и помещённые в презентации к уроку.
Ход урока
I Проверка домашнего задания.
II Синтаксическая пятиминутка.
Ребята записывают предложение, подчёркивают главные члены, составляют схему предложения.
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.
(Работа с Толковым словарем, имеющимся в наличии в кабинете, всегда вызывает у школьников особый интерес и неподдельную радость, что развивает знание детьми алфавита, умение ориентироваться в энциклопедических сборниках и навык самостоятельного нахождения нужной информации).
III Объяснение нового материала.
1) Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы, что же это такое?
Это устойчивые сочетания слов.
Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили-поживали две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова:
вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;
как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (Страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунутся в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождении слов.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. Во– первых, сегодня мы побываем «В гостях у слов» и узнаем значение и возникновение следующих выражений: спустя рукава и время истекло.
Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.
- Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
- Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).
Ребята, сегодня наш урок, посвящённый теме «Фразеологизмы» будет проходить в необыкновенной форме - в виде путешествия по страничкам, изображённым на интерактивной доске.
Итак, внимание на экран, нам предстоит преодолеть первую преграду нашего сложного пути, выполнить задание.
2) Устное словесное рисование. Задание: составить рассказ по иллюстрации, на которой изображён Боб.
3) Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зоопарк, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.
4) Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы. Закончите фразеологизмы, взятые из сказок.
Поди туда - … не знаю куда, принеси то - … не знаю что.
Скоро сказка сказывается, … да не скоро дело делается.
Это всё присказка, …. сказка будет впереди.
В какой сказке А.С.Пушкина встречается следующее выражение:
- В путь дорогу снарядился
- Глаз не сводит, день и ночь
Из какого известного произведения взяты эти строки:
- Есть разгуляться, где на воле,
- ушки на макушке.
- Тут как тут,
- постоим мы головою.
5) И снова в путь. Для того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой не разольёшь.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу,
Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши вянут.
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
6) Сейчас самое интересное - на экране вы увидите рисунки-подсказки, и среди них, конечно, есть работы учеников, находящихся в классе, выполнивших домашнее задание по русскому языку. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм.
(Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши, снимать лапшу с ушей, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую.)
7) Впереди нас ожидает ещё одна преграда это стихотворение В.Суслова «Как работает слово?»
Из него нужно выписать как можно больше фразеологизмов.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
7) Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова: голова, глаз, ноги. Задание называется «С головы до ног».
Голова Человек с головой | Глаз |
Ноги
|
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
8) Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и антонимы и распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбик фразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы да на здоровую, ни конца, ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.
9) Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.
Кашу маслом не испортишь
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано: поздно уже, все спят.
- Не все! Мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь! Марш в кровать!
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка и говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
(Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
10) В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл.
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
Попались на удочку
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
(Ответ: в рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).
11) Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (Заполните кроссворд, проверив свои знания, или составьте свой).
О том кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
Ответы:
У него семь пятниц на неделе.
Фома неверующий.
Мухи не обидит.
Китайские церемонии.
У него язык без костей.
Между двух огней.
Y. Итог урока.
- О чем вы узнали на уроке? (ответы ребят)
Несомненно, это лишь малая часть фразеологических единиц, существуют и такие, которые своим происхождением обязаны античной мифологии и библейским преданиям.
Например: авгиевы конюшни, нить Ариадны, ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, всемирный потоп, ганнибалова клятва, геркулесов труд, слава Герострата, гордиев узел, гомерический хохот, дамоклов меч, бочка Диогена золотое руно, золотой дождь, лавровый венок, панический страх, пиррова победа, прометеев огонь, рог изобилия, сизифов труд, танталовы муки, эзопов язык, яблоко раздора, ящик Пандоры и другие.
С ними мы обязательно познакомимся, изучая русский язык в старших классах.
Домашнее задание: разделиться на пары и выполнить мини-проект на тему «Из жизни одного фразеологизма».
Директор МБОУ СОШ №46 ___________ Стукова Е.А.
«____» _____________2020 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....