Урок в 11 классе "Экология русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 11 классе
«Экология русского языка»
Цель урока: повторить и систематизировать сведения о русском языке
Задачи:
- образовательная – знать изученный ранее материал (сведения о русском языке);
- развивающая – выработать умение анализировать текст, работая в команде;
- воспитательная – продолжить формирование собственной точки зрения через призму научного изучения русского языка
Тип урока: повторение и обобщение
Форма урока: деловая игра
Учитель: «Как вы думаете, ребята, когда впервые встал вопрос о сохранении языка, о необходимости беречь его?». Приводятся разные доводы, учитель подводит школьников к личности Александра Петровича Сумарокова, творившего в XVIII веке. (Обращаемся к слайду 2).
- Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков - поэт, писатель, драматург
- Учитель предлагает учащимся проанализировать высказывания известных творческих людей и перестроить фразы так, чтобы получились предложения с косвенной речью(Обращаемся к слайду 3).
- Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик
(Обращаемся к слайду 4).
- Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Николай Семенович Лесков – писатель
(Обращаемся к слайду 5).
- Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик;
член-корреспондент
императорской Академии наук
по разряду русского языка и словесности
- Проанализировав выше предложенные высказывания, учащиеся делают вывод о том, что беспокоило всех авторов данных слов. Делается переход к слову «экология».
- Работа с толковым словарём, выяснение значения слова «экология»
Экология, -и, ж.
1. Наука об отношениях растительных и животных
организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека.
2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их
отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перен.). 1 прил. экологический, -ая, ое. Экологические разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (нареч.) чистые продукты.
- Учитель просит учащихся дать объяснение словосочетанию «экология языка», подчёркивая, что слово «экология» в данном сочетании употребляется в переносном значении.
- Учитель : Впервые об экологии языка было заявлено в далёком XVIII веке. Как сегодня обстоит дело с этой проблемой? Что угрожает языку сегодня?(Небольшая беседа по проблеме). В ходе обсуждения получается приблизительно следующая картина (Обращаемся к слайду 6).
Засорение русского языка. Некоторые вводят в речь жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику. Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Специалисты доказали: жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (что реже) и отрицательную. | Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами-паразитами: как бы, типа того, значит, в смысле, ну-у, э-э. |
Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. И многие забывают, что, применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка. Это неоправданные заимствования, от которых НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО отказаться. | Употребление грубых, нецензурных слов. Именно к матерщинникам относятся слова А.П.Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо». |
Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
2-й: ученик: Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.
Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
1-й ученик: По этому поводу у В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Задания для игры
№ 1
Выполнить тест
- Кому принадлежит высказывание: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
А) И.С. Тургеневу
Б) Н.В.Гоголю
В) Л.Н.Толстому
2) Кому принадлежит высказывание: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»
А) И.С. Тургеневу
Б) Н.В.Гоголю
В) Л.Н.Толстому
3) Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и другое называется …
4) Сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию.
5) Определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, образность.
А) Перифраза
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Эпитет
Д) Метонимия
6) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении
А) Перифраза
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Эпитет
Д) Метонимия
7) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами
А) Перифраза
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Эпитет
Д) Метонимия
8) Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее
А) Перифраза
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Эпитет
Д) Метонимия
9) Выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова.
А) Перифраза
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Эпитет
Д) Метонимия
Ключ
- А
- Б
- Лингвистика, или языкознание
- Слово
- Г
- Б
- Д
- В
- А
№ 3
Сочинить стихотворения по заданной рифме:
- Сталь – печаль, готово – слово.
- Достоянья – страданья, беречь – речь.
- Чаши – нашей, сберечь – речь.
Когда учащиеся прочтут свои стихи, можно прочитать те, из которых взяты рифмы.
Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
(А. Ахматова)
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
(И.Бунин)
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
(С.Н.Сергеев – Ценский)
№ 4
Написать творческую работу по заданному тексту.
Выявить одну из проблем, поставленных автором. Высказать согласие или несогласие с его мнением. Привести доказательства своего мнения. Сделать вывод.
Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла. Где слишком много слов, где они вялы, там дрябла мысль. Путаница не поддается изъяснению простым точным словом. Когда у прозаика исчерпано содержание, возникают длинноты.
Первый великий учитель русской литературы — Михайло Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». Это было истиной в XVIII веке, остается истиной и в XX и останется ею навсегда.
Для чего надо приобрести высокую литературную технику? Не для того ли, чтобы лучше задрапировать немощь мысли, бедность познаний (…)? Разумеется, нет.
Богатство мысли и познаний для наилучшего выражения своего нуждается в богатстве формы, то есть в мастерстве.
Мастерство — это искусство передать большую правду жизни. Нельзя думать, что если писатель обладает высокой техникой, то описанное им ложное положение станет правдивым. Ложь остается ложью и у мастера и у подмастерья.
Там, где мастерство не служит большому содержанию, оно — обман. Это и называется формализмом: оболочка, не содержащая внутреннего смысла, техника во имя техники.
Высокое мастерство дает возможность более проникновенно и многосторонне изобразить душевную жизнь героя. Правда и красота слова, стройность всех элементов, составляющих форму, сильно и глубоко воздействует на воображение и душу читателя. Но одна ловкость слова, одна его внешняя виртуозность оставляют душу мертвой.
Слово-самоцель, в конце концов, бессмысленно, как бессмысленно всякое орудие, если оно не производит пользы (…)
(К.А.Федин)
Д/З: Сочинить стихотворение о русском языке «Гимн Русскому языку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"
Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"
Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...
Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...