Урок в 11 классе "Экология русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Доль Ирина Александровна

Урок подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologiya_russkogo_yazyka.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе

«Экология русского языка»

Цель урока: повторить и систематизировать сведения о русском языке

Задачи:

- образовательная – знать  изученный ранее материал (сведения о русском языке);

- развивающая – выработать умение анализировать текст, работая в команде;

- воспитательная – продолжить формирование собственной точки зрения через призму научного изучения русского языка

Тип урока: повторение и обобщение

Форма урока: деловая игра

Учитель: «Как вы думаете, ребята, когда впервые встал вопрос о сохранении языка, о необходимости беречь его?». Приводятся разные доводы, учитель подводит школьников к личности Александра Петровича Сумарокова, творившего в XVIII веке. (Обращаемся к слайду 2).

  • Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.

Александр Петрович Сумароков -  поэт, писатель, драматург

  1. Учитель предлагает учащимся проанализировать высказывания известных творческих людей и перестроить фразы так, чтобы получились предложения с косвенной речью(Обращаемся к слайду 3).

                                                               

  • Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,

быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.

Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик

(Обращаемся к слайду 4).

  • Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Николай Семенович Лесков – писатель

(Обращаемся к слайду 5).

  • Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов.  Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик;

член-корреспондент

императорской Академии наук

по разряду русского языка и словесности

  1. Проанализировав выше предложенные высказывания, учащиеся делают вывод о том, что беспокоило всех авторов данных слов. Делается переход к слову «экология».
  2. Работа с толковым словарём, выяснение значения слова «экология»

Экология, -и, ж.

1. Наука об отношениях растительных и животных

организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека.

2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их

отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перен.). 1 прил. экологический, -ая, ое. Экологические  разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (нареч.) чистые продукты.

  1. Учитель просит учащихся дать объяснение словосочетанию «экология языка», подчёркивая, что слово «экология» в данном сочетании употребляется в переносном значении.
  2. Учитель : Впервые об экологии языка было заявлено в далёком XVIII веке. Как сегодня обстоит дело с этой проблемой? Что угрожает языку сегодня?(Небольшая беседа по проблеме). В ходе обсуждения получается приблизительно следующая картина (Обращаемся к слайду 6).

Засорение  русского языка. Некоторые вводят в речь жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.

Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Специалисты  доказали: жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (что реже) и отрицательную.

Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами-паразитами: как бы, типа того, значит, в смысле, ну-у, э-э.

Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. И многие забывают, что, применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка. Это неоправданные заимствования, от которых НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО отказаться.

Употребление грубых, нецензурных слов. Именно  к матерщинникам относятся слова А.П.Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».

Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь.  Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

2-й: ученик: Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

1-й ученик: По этому поводу у   В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»

           Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Задания для игры

№ 1

Выполнить тест

  1. Кому принадлежит высказывание: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

А) И.С. Тургеневу

Б) Н.В.Гоголю

В) Л.Н.Толстому

2) Кому принадлежит высказывание: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

А) И.С. Тургеневу

Б) Н.В.Гоголю

В) Л.Н.Толстому

3) Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и другое называется …

4) Сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию.

5) Определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, образность.

А) Перифраза

Б) Метафора

В) Сравнение

Г) Эпитет

Д) Метонимия

6) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении

 А) Перифраза

Б) Метафора

В) Сравнение

Г) Эпитет

Д) Метонимия

7) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, где в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами

А) Перифраза

Б) Метафора

В) Сравнение

Г) Эпитет

Д) Метонимия

8) Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее

А) Перифраза

Б) Метафора

В) Сравнение

Г) Эпитет

Д) Метонимия

9) Выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова.

 А) Перифраза

Б) Метафора

В) Сравнение

Г) Эпитет

Д) Метонимия

Ключ

  1. А
  2. Б
  3. Лингвистика, или языкознание
  4. Слово
  5. Г
  6. Б
  7. Д
  8.  В
  9. А

№ 3

Сочинить стихотворения по заданной рифме:

  1. Сталь – печаль, готово – слово.
  2. Достоянья – страданья, беречь – речь.
  3. Чаши – нашей, сберечь – речь.

Когда учащиеся прочтут свои стихи, можно прочитать те, из которых взяты рифмы.

Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

                                  (А. Ахматова)

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

                                     (И.Бунин)

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь!

              (С.Н.Сергеев – Ценский)

№ 4

Написать творческую работу по заданному тексту.

Выявить одну из проблем, поставленных автором. Высказать согласие или несогласие с его мнением. Привести доказательства своего мнения. Сделать вывод.

Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла. Где слишком много слов, где они вялы, там дрябла мысль. Путаница не поддается изъяснению простым точным словом. Когда у прозаика исчерпано содержание, возникают длинноты.

Первый великий учитель русской литературы — Михайло Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». Это было истиной в XVIII веке, остается истиной и в XX и останется ею навсегда.

Для чего надо приобрести высокую литературную технику? Не для того ли, чтобы лучше задрапировать немощь мысли, бедность познаний (…)? Разумеется, нет.

Богатство мысли и познаний для наилучшего выражения своего нуждается в богатстве формы, то есть в мастерстве.

Мастерство — это искусство передать большую правду жизни. Нельзя думать, что если писатель обладает высокой техникой, то описанное им ложное положение станет правдивым. Ложь остается ложью и у мастера и у подмастерья.

Там, где мастерство не служит большому содержанию, оно — обман. Это и называется формализмом: оболочка, не содержащая внутреннего смысла, техника во имя техники.

Высокое мастерство дает возможность более проникновенно и многосторонне изобразить душевную жизнь героя. Правда и красота слова, стройность всех элементов, составляющих форму, сильно и глубоко воздействует на воображение и душу читателя. Но одна ловкость слова, одна его внешняя виртуозность оставляют душу мертвой.

Слово-самоцель, в конце концов, бессмысленно, как бессмысленно всякое орудие, если оно не производит пользы (…)

                                                                                                      (К.А.Федин)

Д/З: Сочинить стихотворение о русском языке «Гимн Русскому языку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"

Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"

Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...