Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9.3.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Цель урока: вызвать интерес у обучающихся в написании сочинения; расширить кургозор ребенка во время работы по конкретной теме ; сформировать умения в написании определений и комментария по теме; выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи:
−образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о композиции сочинения - рассуждения, способах толкования определений, комментария, правилах написания аргументов; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.
−развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,
отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.
−воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как правильно сделать выбор в определенных обстоятельствах во благо окружающих тебя людей; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой и кино. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.
УМК и оборудование: видеоролик, раздаточный материал
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить связное монологическое высказывание , осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать
последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.
Ход урока.
Тема: «Что такое выбор?»
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Просмотр мультфильма «Киви»
- О чем это мультфильм? Какова его основная мысль?
Дети отвечают, что перед главным героем мультфильма стоял выбор: осуществить свою мечту, рискуя жизнью, или не предпринимать никаких действий для осуществления цели.
- Даем определение
- Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по теме «Выбор». Для начала вспомним, что от нас требуется на экзамене?
На экране экзаменационное задание.
-Попробуем дать определение.
Запись и чтение определения. Пока это только черновые записи. В течение урока учащиеся будут дополнять свои записи. Дома, переписывая сочинение, они, возможно, начнут сочинение далеко не с этих же слов.
- Уточнение определения и написание комментария
- Не всегда дать определение просто. Но нам на помощь могут прийти какие-то известные стихи, сюжеты, истории. Предлагаю Вам познакомиться со стихотворением А.Серпухова «Выбор за нами».
Чтение стихотворения учителем (см. приложение 1.1 к данному уроку).
- Прочитайте еще раз стихотворение. Какой выбор приходится делать человеку в жизни?
- Дополните свои записи мыслями, которые возникли у вас после чтения этого стихотворения.
4.Работа с текстом. Написание первого аргумента.
- Прочитайте текст (см.приложение 1.2)
-Кто главный герой текста?
-Какой выбор предстояло ему сделать?
-Какова же главная мысль текста? Как данный текст отвечает на вопрос: «Что такое выбор?»
- Попробуйте написать первый аргумент по тексту. Выберите для цитирования какие-то важные слова.
- «Мозговой штурм». Создаем копилку аргументов
(см.приложение 1.3. к данному уроку)
- Подведение итогов.
Я познакомился...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...
- Домашнее задание: написать сочинение.
Приложение
1.1 Выбор за нами!..
Выбор всегда остаётся за нами.
Вверх или вниз, только сами решаем.
Кто говорит, что судьба неизбежна
Просто плывёт в никуда безмятежно.
Много дорог и немало препятствий,
Много потерь, наговоров, напастей,
Только кто смел и готов не сдаваться
Может свой путь изменить и прорваться.
Все изначально мы в равных условиях,
Пусть и рождаемся в разных сословиях,
Но вопреки устоявшимся мнениям
Всяк может стать как рабом, так и гением.
Всё на задачах и целях завязано,
Что пред собою мы камнем поставили,
Кто-то способен пробить его рвением,
А у кого-то нет сил и терпения.
И не вините мне Небо беспочвенно!
Дескать, за нас решено всё и кончено.
Каждое слово, поступок и действие
К жизни иль смерти ведут нас впоследствии.
Выбор всегда есть, нет только желания
Встать и бороться, стирать расстояния,
Проще на завтра проблемы откладывать
И умирая сказать: «Судьба, стало быть…»
Значит долой! трусость, лень, прогибательство.
Значит вперёд! вопреки обстоятельствам.
Следует жить в устремлении к истине,
А не болтать на ветру жёлтым листиком.
Нет на земле ничего невозможного,
Нету препятствий для сердца свободного.
Сжав кулаки и отбросив сомнения
Я выбираю, путь просветления!
1.2
Сочинение 9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу.
(17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину... (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
(По А. Гридину) *
* Гридин Алексей Владимирович (род. в 1975 г.) – современный российский писатель.
1.3 Создаем копилку аргументов
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
2. И. Бунин "Цифры"
3. М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
4. А.И. Солженицына «Матренин двор»
5. В.Распутин «Уроки французского»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.
Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3».
Открытый урок в 9 классе...