Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"
материал по русскому языку по теме
Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_rus.yaz_.doc | 37 КБ |
kvn_po_rus.yaz_.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — КВН по русскому языку
«Знай и люби русский язык»
- Лингвистическая разминка.
1. Руссий язык богат суффиксами, образующими слова, назвающими лиц мужского рода по профессии: учитель, строитель, таксист, литейщик.
(на листке — 2 участника)
- Назовите слова с суффиксом -ист- ( радист, бульдозерист, сценарист, таксист, моторист, планерист, парашютист)
2. Записать на листочке слова с последним корнем:
-воз- паровоз тепловоз электровоз бензовоз водовоз | -ход- теплоход пароход дымоход вездеход скороход |
- Приветствие команд. У команды должно быть название, эмблема, обращение к сопернику в форме стихотворения или послания в шутливой форме.
- Конкурс эрудитов русского языка
- Сколько фразеологизмов в тексте?
1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет!
_ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!
2. - Спору, нет — горячая голова!
Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
- Конкурс смекалистых (разгадывание ребусов)
1. сова 2. век 3. полка 4. лось
- Конкурс болельщиков.
- «Лингвистические загадки и шарады».
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)
2. Каких камней не найдёшь в море? (Сухих)
3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)
4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
5. Какой лошадь бывает. Когда её покупают? (Мокрой)
6. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
- Нет, это красная.
-А почему белая?
- Потому что зелёная. (О смородине)
7. Шарады
а) Нота — мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица (Мина)
б) Нота первый будет слог.
Чац, уж угадали?
Металлический кружок-
Слог второй. Узнали?
Третий слог мой — буква «к»!
Целое — на грядке.
Со сметаною всегда
Славно съесть разгадку! (Редиска)
в) Начало-птицы вещей крик.
Коней (секретец не велик)-
То, что вам надо проставлять,
Когда кончаете писать,-
Иначе трудно смысл понять.
Когда ж к фотографу пойдём,
Тогда всё целое найдём. (Карточка)
- Блиц-турнир.
Вопросы-ответы команд друг другу.
1. Какой бор не имеет листвы и хвои?
2. Какую сточку не сможет прочесть ни один учёный?
3. Всякий ли пар способенподниматься кверху?
4. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (Дипломатическое обращение одного правительства к другому)
- Крнкурс капитанов.
1. Разминка. Кто больше? Название цветов, роза — тюльпан и т. д.
2. Вспомните пословицы и поговорки, фразеологизмы со словом семь.
(Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес света, семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один раз отрежь; семь пядей во лбу; до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать, семь вёрст до небес, семь бед- один ответ)
- Чем объяснить эту магическую цифру?
( 4 тыс. лет назад на территории Ирака наблюдали за светилами; лунный месяц- 28 суток разделили на 4 части — неделя. Цифра семь считалась священной.
- «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых в левом столбике, а другая — в правом)
- Восстановите руские пословицы.
1. Глаза, колоть, правда.
Где, и, рыть, строить, там.
2. Выспаться, и, как, постелить, так.
Ветер, лаять, носить, собака.
- «Найди имя собственное»
Азбука Морзе
- К фразеологизмам 1-го столбика подберите синонимычные фразеологизмы 2-го столбика, например, оставить с носом — втереть очки
- Подведение итогов.
Сколько фразеологизмов в тексте? 1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет! _ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки! | Сколько фразеологизмов в тексте? 2. - Спору, нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! | ||||
|
| ||||
-ход- | -воз- |
1.Шапка | Гордий |
2.Столпотворение | Прометей |
3.Пята | Тантал |
4. Побоище | Мономах |
5. Муки | Мамй |
6. Огонь | Ахиллес |
7. Узел | Вавилон |
1. Близнецы | Диоген |
2. Верста | Аладин |
3. Конюшни | Ариадна |
4. Лампа | Эзоп |
5.Нить | Коломна |
6. Бочка | Авгий |
7. Язык | Сиам |
1 Учинить расправу | Задать баню |
2За тридевять земель | Повесить голову |
3Два сапога пара | Разделать под орех |
4Задать перцу | Куда Макр телят негонял |
5Повесить нос | Одного поля ягоды |
1Выплакать все глаза | Овчика выделки не стоит |
2Хоть пруд пруди | Утопать в слезах |
3Оставить с носом | Обвести вокруг пальца |
4Стреляный воробей | Как собак нерезаных |
5Игра не стоит свеч | Тёртый калач |
Что посеешь... | А на гору хоть плачь |
У кого желчь во рту...... | И меч не сечёт |
Под гору вскачь..... | Неделей раньше пожнёшь |
Повинную голову.... | То и раньше пожнёшь |
Днём раньше посеешь.... | Тому всё горько |
Чем бы дитя ни тешилось... | Кормит всех сплошь |
День да ночь... | Не говори, что не дюж |
Взялся за гуж... | Лишь бы не плакало |
Матушка — рожь.. | А правду режь |
Хлеб- соль ешь,... | И сутки прочь |
Предварительный просмотр:
Урок — КВН по русскому языку
«Знай и люби русский язык»
- Лингвистическая разминка.
1. Руссий язык богат суффиксами, образующими слова, назвающими лиц мужского рода по профессии: учитель, строитель, таксист, литейщик.
(на листке — 2 участника)
- Назовите слова с суффиксом -ист- ( радист, бульдозерист, сценарист, таксист, моторист, планерист, парашютист)
2. Записать на листочке слова с последним корнем:
-воз- паровоз тепловоз электровоз бензовоз водовоз | -ход- теплоход пароход дымоход вездеход скороход |
- Приветствие команд. У команды должно быть название, эмблема, обращение к сопернику в форме стихотворения или послания в шутливой форме.
- Конкурс эрудитов русского языка
- Сколько фразеологизмов в тексте?
1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет!
_ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!
2. - Спору, нет — горячая голова!
Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
- Конкурс смекалистых (разгадывание ребусов)
1. сова 2. век 3. полка 4. лось
- Конкурс болельщиков.
- «Лингвистические загадки и шарады».
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)
2. Каких камней не найдёшь в море? (Сухих)
3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)
4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
5. Какой лошадь бывает. Когда её покупают? (Мокрой)
6. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
- Нет, это красная.
-А почему белая?
- Потому что зелёная. (О смородине)
7. Шарады
а) Нота — мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица (Мина)
б) Нота первый будет слог.
Чац, уж угадали?
Металлический кружок-
Слог второй. Узнали?
Третий слог мой — буква «к»!
Целое — на грядке.
Со сметаною всегда
Славно съесть разгадку! (Редиска)
в) Начало-птицы вещей крик.
Коней (секретец не велик)-
То, что вам надо проставлять,
Когда кончаете писать,-
Иначе трудно смысл понять.
Когда ж к фотографу пойдём,
Тогда всё целое найдём. (Карточка)
- Блиц-турнир.
Вопросы-ответы команд друг другу.
1. Какой бор не имеет листвы и хвои?
2. Какую сточку не сможет прочесть ни один учёный?
3. Всякий ли пар способенподниматься кверху?
4. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (Дипломатическое обращение одного правительства к другому)
- Крнкурс капитанов.
1. Разминка. Кто больше? Название цветов, роза — тюльпан и т. д.
2. Вспомните пословицы и поговорки, фразеологизмы со словом семь.
(Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес света, семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один раз отрежь; семь пядей во лбу; до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать, семь вёрст до небес, семь бед- один ответ)
- Чем объяснить эту магическую цифру?
( 4 тыс. лет назад на территории Ирака наблюдали за светилами; лунный месяц- 28 суток разделили на 4 части — неделя. Цифра семь считалась священной.
- «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых в левом столбике, а другая — в правом)
- Восстановите русские пословицы.
1. Глаза, колоть, правда.
Где, и, рыть, строить, там.
2. Выспаться, и, как, постелить, так.
Ветер, лаять, носить, собака.
- «Найди имя собственное»
Азбука Морзе
- К фразеологизмам 1-го столбика подберите синонимичные фразеологизмы 2-го столбика, например, оставить с носом — втереть очки
- Подведение итогов.
Сколько фразеологизмов в тексте? 1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет! _ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки! | Сколько фразеологизмов в тексте? 2. - Спору, нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! | ||||
|
| ||||
-ход- | -воз- |
1.Шапка | Гордий |
2.Столпотворение | Прометей |
3.Пята | Тантал |
4. Побоище | Мономах |
5. Муки | Мамй |
6. Огонь | Ахиллес |
7. Узел | Вавилон |
1. Близнецы | Диоген |
2. Верста | Аладин |
3. Конюшни | Ариадна |
4. Лампа | Эзоп |
5.Нить | Коломна |
6. Бочка | Авгий |
7. Язык | Сиам |
1 Учинить расправу | Задать баню |
2За тридевять земель | Повесить голову |
3Два сапога пара | Разделать под орех |
4Задать перцу | Куда Макр телят негонял |
5Повесить нос | Одного поля ягоды |
1Выплакать все глаза | Овчика выделки не стоит |
2Хоть пруд пруди | Утопать в слезах |
3Оставить с носом | Обвести вокруг пальца |
4Стреляный воробей | Как собак нерезаных |
5Игра не стоит свеч | Тёртый калач |
Что посеешь... | А на гору хоть плачь |
У кого желчь во рту...... | И меч не сечёт |
Под гору вскачь..... | Неделей раньше пожнёшь |
Повинную голову.... | То и раньше пожнёшь |
Днём раньше посеешь.... | Тому всё горько |
Чем бы дитя ни тешилось... | Кормит всех сплошь |
День да ночь... | Не говори, что не дюж |
Взялся за гуж... | Лишь бы не плакало |
Матушка — рожь.. | А правду режь |
Хлеб- соль ешь,... | И сутки прочь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН 6 класс "Почему мы любим русский язык"
КВН проводится в рамках Недели русского языка в 6 классах....
Конкурс "Знай и люби русский язык"
Конкурс представляет собой интерактивную игру на знание русского языка....
Обобщающий урок в 4 классе по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..."
Развернутый конспект урока в 4 классе...
Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"
Сущность курса состоит в интеграции двух предметов - русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста....
"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)
В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...
Неделя русского языка : «Мы любим русский язык и литературу»
неделя языка...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...