УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ. ОКЕАН ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
план-конспект урока по русскому языку
Сопоставление трёх основных правил русской орфографии: написание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8
г. Лыткарино Московской области
Урок-путешествие
Океан Орфографических Знаний
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Соколкова В.Н.
2018 – 2019 уч.год
Урок-путешествие. Океан Орфографических Знаний.
Цель: сопоставление трёх основных правил русской орфографии: написание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
1. Постановка цели и задач урока.
Сегодня сопоставим три основных правила русской орфографии: безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корнях слов, отправившись в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.
- Давайте вспомним, что такое орфограмма?
- орфография (пишу правильно)
- орфограмма - написание, требующее проверки
- орфографическая задача
Совершим наше путешествие на …
Бежит, а не человек,
Везёт, а не конь. ... (корабль)
Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов с помощью решения орфографических задач. Да-да. И на уроках русского языка тоже можно решать задачи, отвечая на вопросы: ЧТО, ГДЕ, КАК, ЧЕМ?
2. Лексико-орфографическая работа.
Всю работу мы будем выполнять на своеобразных листах путешествия: запишите дату. Итак, в путь!
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в т.ч. и овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать?
( По мере отгадывания загадок дети записывают в тетрадь название каждого овоща. На доске появляются изображения, (1 ученик пишет у доски).
Итальянцы назвали этот овощ “золотым яблоком (помидор)
- Название овоща произошло от латинского слова “капут”, что значит голова (капуста)
- Огородное растение с крупными семенами-горошинами (горох)
- Этот плод едят неспелым, что в переводе даёт слово “агурос” (огурец)
- Этот овощ завезён из Южной Америки. Его клубни похожи на гриб трюфель (картофель)
- Про этот овощ сложена загадка: красна девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)
Вывод: ЧТО проверяли? ГДЕ проверяли? КАК проверяли? ЧЕМ проверяли?
В русском языке есть слова, написание которых надо запомнить.
3. Остров “Безударных гласных”.
Мы в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Жителей этого острова захватили злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Почему, кто догадался?
Королева Ударение: Безударные гласные в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Например, пос_лился – селится – е – поселился.
Редактирование текста. (На доске остров, его королева, сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами. Работа проводится индивидуально, в группах, фронтально. Дети освобождают от медуз буквы, объясняют орфограмму, записывают, часть детей работают (на компьютере) с тестом «Проверь себя»), смотри «Лист путешествия» (задания 1, 2).
К_менистое дно
К_лючий ёрш
М_л_дая чайка
п_тнистый осьминог
п_л_сатый краб
к_товая акула
ск_листый берег
с_лёные брызги
м_рской к_нёк
З_л_неют водоросли
в_лнуется море
уд_вительная рыба
пос_лился рак
вьются рыбы-прил_палы
вд_леке от острова
Проверка («цепочкой» называют проверочное слово и букву)
Вывод: какие гласные чаще всего попадают в опасные места? ЧТО проверяли? ГДЕ проверяли? КАК проверяли? ЧЕМ проверяли?
Физминутка
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Все, как чайки, полетели
И за парты тихо сели!
Плавание продолжается. На нашем пути новый остров. Здесь ещё утро, некоторые из звуков не проснулись. Произнесите согласные по глухости-звонкости и “спящие” проснутся. (Дети произносят)
Правит островом господин Гласный, почему?
Господин Гласный: парные согласные в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласная Н. Например, осьмино_ - осьминоги – г – осьминог.
Выборочный диктант (1 ученик пишет у доски).
Ле_ко, как тень, ры_ки скользят у самого дна. Рыщет по дну селё_ка, друзей ищет. Выле_ из-под камня кра_. Уплыл из своего домика ёр_, уползла его сосе_ка-ули_ка.
Выборочный диктант.
Легко, рыбки, селёдка, вылез, краб, ёрш, соседка-улитка.
Проверка.
Вывод: ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ проверяли?
5. Остров “Непроизносимых согласных”.
Смотрите, ещё один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, то один из согласных теряется, как будто бы его и не было. Догадались, что это за остров? Этот остров ничей. Как вы думаете, кто бы мог на нём господствовать: королева Ударение или господин Гласный? Почему?
Письмо по памяти (1 ученик пишет у доски).
Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.
Проверка. (Т)
- Укажите части речи (сверху).
Проверка (1 ученик комментирует).
Вывод. Господин Гласный: непроизносимые согласные Л, Д, Т, В в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный слышался чётко.
Физминутка-игра
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
Морская фигура – ЗАМРИ!
Наш корабль приближается ещё к одному острову. Он называется Безграмотляндия. Нас встречают пираты! Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Они предлагают написать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты оставят на острове. Докажем, что мы грамотно пишем и знаем законы орфографии.
Под диктовку (1 ученик пишет у доски).
М_рские жители – извес_ные х_трецы. Они всегда ло_ко прячутся от св_их вр_гов.
Проверка (1 ученик комментирует)
- Подчеркните главные члены 2-го предложения (1 ученик комментирует).
- Придумайте и запишите своё предложение. Проверка: заслушать ответы детей.
7. Подведение итога.
Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают нам вопрос.
- Какие три правила русского языка учат правильно писать буквы?
- Что общего в них? (Правописание корня.)
8. Домашнее задание.
Можно ещё больше узнать о морских животных из книг. Прочитайте их. Найдите слова с морской лексикой и запишите их, выделив орфограммы на изученные правила. «Лист путешествия» (задание 3)
9. Рефлексия. Покажите цветом сигнальной карточки:
Если всё на уроке было понятно, легко, комфортно в команде - зелёный кружок.
Если в чём-то были затруднения - жёлтый кружок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Путешествие в мир знаний"
Урок для 7 класса по информатике (обобщение материала)...
Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.
Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...
Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.
Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...
урок "Путешествие в страну знаний"
Обобщающий урок по теме еда....
Презентация к уроку "Путешествие в страну Знаний"
Презентация к уроку "Путешествие в страну Знаний". Материал по учебнику Биболетовой М.З. 5 класс....
Урок – путешествие к острову Знаний. Первый урок алгебры в 8 классе (класс ОВЗ)
Первый урок алгебры в 8 классе ОВЗ. Первая встреча с ребятами после каникул. Вспомнить забытый материал поможет урок- игра. Идею урока взяла в пособии Математика.5 класс. Поурочные планы (по уче...
Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»
Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...