Урок "Путешествие в мир знаний"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Урок для 7 класса по информатике (обобщение материала
)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_seminar.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Урок – путешествие в мир знаний»
7 класс
Для семинара
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Устройства компьютера», «История развития вычислительной техники», «Двоичная система счисления» с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательные:
- актуализация знаний;
- дифференциация материала, изученного по темам;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
- развитие мышления учащихся при решении логических задач;
- воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время: 40 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Основные элементы урока:
- Сообщение темы и целей урока
- Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение ранее изученного.
- Формирование знаний, умений и навыков (заготовки на экране)
- Зарядка для глаз
- Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на компьютере (практические задания)
- Анализ результатов
- Оценка ЗУН
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний.
Осмысление и применение ранее изученного.
Домашним заданием было повторить весь материал первого триместра.
Делимся на две команды.
3. Формирование знаний, умений и навыков (заготовки на экране).
Первый гейм – анаграммы (4 балла)
Составьте слово и дайте определение ЛАЙФ (Файл – единица хранения информации на диске, имеющая имя)
НИМОТОР (Устройство вывода информации)
ТАКСИЕД (Внешняя память, гибкий магнитный диск)
ПЬЮРОМТЕК (Универсальное устройство для хранения, преобразования и передачи информации)
Второй гейм – история развития ЭВМ, основные понятия (11 баллов)
- В каком году появилась первая ЭВМ? (1946 году собрали Д. Эккерт, Д. Мочли)
- Время появления первой ЭВМ в нашей стране? (1951году)
- Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? (В.А. Лебедев).
- Вычислительное устройство у греков и римлян похожее на счеты? (Абак)
- Первоначальный смысл английского слова «компьютер»? (Вычислитель)
- Что изучает Информатика? (Свойства информации, способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств).
- Минимальной единицей памяти является? (бит)
- Для чего используется ОЗУ? (ОЗУ обладает высоким быстродействием и используется процессором для кратковременного хранения информации во время работы компьютера).
- Для чего используется внешняя память? (Накопители на гибких и жестких магнитных дисках служат для постоянного хранения информации. При выключении источника питания информация на гибких и жестких дисках сохраняется).
Третий гейм – выбирай-ка (4 балла)
1. Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) устройство ввода - предназначено для обработки вводимых данных;
6) устройство ввода - предназначено для передачи информации от человека машине;
в) устройство ввода - предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи ин формации;
2. Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) устройство вывода - предназначено для программного управления работой вычислительной машины;
б) устройство вывода - предназначено для обучения, для игры, для расчетов и для накопления информации;
в) устройство вывода - предназначено для передачи информации от машины человеку.
3. Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) компьютер - это техническое средство для преобразования информации;
б) компьютер - предназначен для хранения информации и команд;
в) компьютер - универсальное средство для обработки информации;
4. Укажите наиболее полный ответ. Каталог — это:
а) каталог - это специальное место на диске, в котором хранятся имена файлов сведения о размере файлов времени их последнего обновления, атрибуты файлов;
б) каталог - это специальное место на диске, в котором хранятся программы, предназначенные для диалога с пользователем ЭВМ, управления аппаратурой и ресурсами системы;
в) каталог - это специальное место на диске, в котором хранится список программ составленных пользователем.
Четвёртый гейм – отдельные разделы информатики (5 баллов)
Программы:
- Прикладные программы - это? (Пользовательские программы).
- Системные программы – это? (Эксплуатация и техническое обслуживание ЭВМ – ОС, оболочки, утилиты, антивирусные программы)
- Драйверы – это? (Системные программы, обеспечивают обращение к внешним устройствам).
Информатика и геометрия: Участок жесткого магнитного диска? (Сектор)
Какая кодировка используется для представления информации в компьютере? (Позиционная система счисления – двоичная).
Пятый гейм - понятия системы счисления, позиционной и непозиционной системы счисления.
Устно: (3 балла) Определение. № 1:
Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).
Количество цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется ее основанием.
Существуют позиционные и непозиционные системы счисления.
Определение. № 2:
Непозиционной системой счисления называется система, в которой вес цифры (т.е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа.
Пример: Римская система счисления.
XXXII (32)
Вес каждой цифры X в любой позиции равен 10.
Определение. № 3:
Позиционной системой счисления называется система, в которой вес каждой цифры измеряется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.
В числе 145 вторая цифра – 4 означает число десятков, в числе 4297 цифра 4 означает число тысяч.
Поскольку за основание системы счисления можно принять любое натуральное число, то существует бесчисленное множество позиционных систем счисления.
Система счисления по основанию 2 называется двоичной, 3 – троичной, 4 – четверичной и т.д.
В двоичной системе счисления используются цифры 0,1; в троичной – 0,1,2; в четверичной – 0,1,2,3 и т.д.
Запись чисел в любой из позиционных систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения:
an-1 • qn-1 + an-2 • qn-2 + … + a1 • q1 + a0 • q0
где q – основание системы счисления
ai – цифры из системы счисления
n – число разрядов (целых).
“Художники” эстафета (5 баллов).
Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
Двоичное кодирование | Цвет | Десятичное кодирование |
100 | ЗЕЛЕНЫЙ | 4 |
101 | ГОЛУБОЙ | 5 |
110 | КРАСНЫЙ | 6 |
111 | ЖЕЛТЫЙ | 7 |
1000 | КОРИЧНЕВЫЙ | 8 |
1001 | ЧЕРНЫЙ | 9 |
Задача (5 баллов)
Пете 1101 (13) лет, его брат Коля на 111 (3) лет младше Пети, а их сестра старше Коли на 1001 (9) лет. Сколько лет сестре? (19).
Зарядка для глаз (1 мин) Учитель: постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку для рук. Будем показывать числа, которые мы только что перевели в двоичную систему счисления.
Если 0- загибаем палец, если 1 – оттопыриваем. Учитель сначала последовательно, затем в разбивку говорит числа в десятичной системе счисления, а учащиеся показывают их в двоичной системе на пальцах, и наоборот. Данное упражнение вносит эмоциональный характер, но требует внимания от учащихся.
Мотивация рассмотрения двоичной системы счисления.
Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.
Десятичная система счисления пришла к нам из Индии.
Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:
Шуточное задание
|
Заключение.
Рефлексия:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по темам.
Подведение итогов:
Подсчет баллов, диаграмма результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"
Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.
Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема: Закрепление темы: «Предл...
"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)
«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...
Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.
Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой Дню знаний....
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.
Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....
Комментарии
урок по информатике и ИКТ