Главные вкладки
Валентина Николаевна Соколкова
сайт учителя начальных классов
Профессия: Учитель-дефектолог
Профессиональные интересы: методологические основы развития речи обучающихся младшего школьного возраста, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Увлечения: Изобразительное искусство,путешествия
Страна: Россия
Регион: Московская область
Населенный пункт: Лыткарино
Место работы: МБОУ Школа №8 г.о.Лыткарино МО
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/valentina-sokolkovaНичто в этой жизни не проходит бесследно… Любите жизнь, дорожите её минутами… И тогда мир, окружающий вас, удивит разнообразием…
Ты заходи, почаще в гости, друг,
Ведь дверь моя всегда тебе открыта.
Для разговора тема не забыта.
И мысли новые всё вертятся вокруг…
О себе
В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла.
Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь. Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом , уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.
Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.
Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
Итак, что же значит быть настоящим учителем?
Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.
Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.
Учитель для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня « учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги, которые оставили свой след – заставляли переживать, думать, читать.
В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
В.А.Каверин «Два капитана»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
Омар Хаям «Рубаи»
Мой взгляд на мир
«Не зли других, и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном,
И если что не так - смирись,
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в жизни всё закономерно…
Мои достижения
Нет такого достижения, которое можно было бы считать высшим и окончательным. Вся прелесть жизни в том и состоит, что нам всегда есть к чему стремиться.
Моё портфолио
"Школа – это тот социальный институт, где каждый
ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность."
Доктор педагогических наук, И.С.Якиманская
В МБОУ Школе № 8 я работаю 13-ый год. Это образовательное учреждение для детей с ОВЗ (задержка психического развития и умственная отсталость).
В моем 1-б дополнительном классе (второй год обучения по ФГОС НОО) 6 детей с ЗПР и нарушенной эмоционально-волевой сферой. Они очень разные: есть непослушные, задиристые, молчаливые, равнодушные, активные помощники.
За 12 лет работы в данной школе были достигнуты следующие положительные результаты:
1. Положительная динамика развития высших психических функций у всех учеников (по результатам диагностики психолога).
2. Достаточный уровень развития устной и письменной речи у 2 иноязычных детей (выполнение нормы техники чтения, овладение письмом под диктовку и т.д.).
3. Малое количество пропусков по болезни, комфортная и спокойная обстановка в классе (как следствие учета индивидуальных особенностей детей, имеющих трудности в обучении).
4. Достаточный уровень смотивированности детей на учебу (отсутствие прогулов, высокая активность детей на уроках).
И, как итог всей работы, самый главный результат: отсутствие неуспевающих, выполнение всеми детьми Стандарта. За 12 лет ни один ученик не был оставлен на повторный курс обучения в каком – либо классе.
Все это стало возможным благодаря применению коррекционно - развивающей технологии и других современных педагогических технологий, использованию методик уровневой дифференциации учащихся.
В 2016 - 2017 учебном году все мои ученики успешно справились с программой первого класса, годовые контрольные работы написали на хорошем уровне.
И до сих пор срезовые работы по математике и русскому языку ребята выполняют достаточно успешно, техника чтения выше нормы.
Ученики моего класса – постоянные участники международных и всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «Человек и Природа», «Гелиантус», «Кенгуру».
Каждый год я активно участвую (на школьном уровне) в творческих месячниках, предметных неделях, семинарах, педсоветах, являюсь председателем ШМО классных руководителей, изучаю опыт работы других учителей, активно делюсь своим. Постоянно слежу за СМИ по коррекционно-развивающему обучению, прорабатываю статьи в журналах «Дефектология», «Обучение и воспитание», «Коррекционная педагогика», «Начальная школа».
Одна из основных задач современного образования – овладение новыми информационными технологиями, умение поставить их на службу педагогике.
Уроки с использованием творческих заданий являются наиболее интересными для учащихся, способствуют созданию ситуаций успеха для всех учащихся, а главное, для слабоуспевающих.
Работая в школе, я заметила, что встречается значительная группа детей, которым очень сложно обучаться в классе: они слабо успевают, работоспособность и мотивация к обучению значительно снижены. Обучающимся данного класса зачастую очень сложно даётся усвоение понятий и правил по русскому языку. Их словарный запас значительно снижен, по сравнению со сверстниками. Поэтому я задалась вопросом: как помочь детям; как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному; как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Обучающиеся с задержкой психического развития плохо усваивают материал, не запоминают и, впоследствии, допускают много ошибок в контрольных срезах. В связи с этим я постоянно была в поиске оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Использовала разные методы, формы и приёмы систематизации знаний, повышении орфографической грамотности учащихся, развитии устной и письменной речи. На сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса в целом.
Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально – активной личности.
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободиться от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.
В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологии уровневой дифференциации, игровые, здоровьесберегающие, мнемонические, проектного обучения.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Из опыта работы:
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в школе
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно- воспитательном процессе.
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
1. Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
2. Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
3. Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
4. Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
В настоящее время в школе на учебных, коррекционно- развивающих занятиях, занятых по дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия) эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.
Вывод: Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской направленности, коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве (команде, технологии имитационно-моделирующего обучения (технология ситуативного обучения, учебные игры).
Применение перечисленных образовательных технологий обусловлено следующими целями:
Здоровьесберегающие. Позволяют соблюдать охранительный режим воспитания и обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков внеклассных мероприятий и занятий.
Разноуровневого обучения. Воспитанники с лёгкой умственной отсталостью очень разные по уровню овладения знаний, умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне.
Игровые. Стимулируют детей к учебной и внеурочной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Способствуют реализации задач коррекционного обучения - создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.
Проблемно-поисковые - технология исследовательской направленности. Способствует расширению кругозора ребенка. Дает возможность учащимся активно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Коммуникативно-диалоговые:
- проблемная дискуссия,
- дискуссия-диалог,
- обучение в сотрудничестве (команде) Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива
Технологии имитационно-моделирующего обучения:
- технология ситуативного обучения,
- учебные игры. Способствуют процессу социализации обучающихся, делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске правильных решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, тренировке интуиции и фантазии.
Активного (деятельностного) обучения. Коррекционная работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая, помогая воспитаннику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.
Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; формирование информационной культуры.
Современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки, кроме того, он должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, быть компетентным в области информационной и коммуникативной деятельности, владеть новыми технологиями. Использую в своей работе с детьми ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ. Создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тем.
Вывод: Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогает мне решать коррекционно - педагогические задачи и я в дальнейшем буду применять их в своей работе.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
· повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
· приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
· активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
· формированию личностных качеств ученика;
· развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
· формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
· формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! Большой интерес ученики проявляют к различным конкурсам, в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.
В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость,быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях. С первого класса мною, а так же учащимися ведётся в электронном виде летопись класса. Это альбом, в котором собраны фотографии, грамоты со всех классных, школьных мероприятий.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий.
Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.
Современный социальный заказ требует совершенствования информационной подготовки педагогов, овладение ими мультимедийными технологиями; и задача сферы образования сегодня – разработка новых технологий обучения, базирующихся на современных информационных подходах, технологиях и средствах.
Исходя из требований на современном этапе, возникла идея обобщения и предъявления опыта по данной проблеме.
Я считаю, что в процессе взаимодействия интерактивных форм обучения и информационных технологий происходит развитие творческих способностей учащихся.
Много всяких профессий на свете,
Но одну я люблю всей душой.
Нет сомнений: профессия эта
Стала мне путеводной звездой.
Г.Образцов
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты