Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.
учебно-методический материал (алгебра, 6 класс) по теме

Филонова Марина Ивановна

 

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7.

 Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, навыки самостоятельной работы.

Развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитывать уважительное отношение к математической науке. Прививать умение объективно оценивать высказывания и действия своих сверстников, уважительно относиться друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).

Тема урока:Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

Цель урока:  

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7.

 Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, навыки самостоятельной работы.

Развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитывать уважительное отношение к математической науке. Прививать умение объективно оценивать высказывания и действия своих сверстников, уважительно относиться друг к другу.

Оборудование:    - проектор, компьютер,  презентация

                               - карточки для индивидуальной работы

                                - глобус

Слайд 1. Путешествие по океану «МиФ» (океану Математики и Фантазии)

деятельность учителя

деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по островам океанаМиФ(на глобусе острова и маршрут путешествия).

Для путешествия нам необходимо построить корабль. У вас на партах лежат заготовки для строительства – лист с координатной плоскостью. По координатам строим корабль.

Слайд 2. Координаты.

- У каждого из вас карточки с координатной плоскостью, в которых необходимо построить корабль по координатам.

Слайд 3. Корабль.

Учитель – капитан,  помощники капитана 1.Бойко Данила

2.Антонова Анастасия

3.Сазонов Данила.

- Корабль готов. И мы отправляемся в путь.

Показ маршрута.

Построение, сдача рапорта о готовности к урок.

Учащиеся строят в координатной плоскости корабль.

(-16, -6)  (6, -6)  (10, 2)  (-20, 2)  (-16, -6)

мачта (-5, 2)  (-5, 18)

парус 1 (-5, 2)  (-1, 8)  (-5, 18)  (-4, 10)  (-5, 2)

парус 2  (-5, 2)  (-6, 8)  (-5, 18)  (-16, 6)  ( -5, 2)

2.Сообщение темы урока.

- Наша экспедиция следует на остров Воспоминаний, где для работы мы будем использовать хорошо известные нам материалы. Выполненные работы позволят сформулировать тему и цели нашего исследования.

1. Вычислительная разминка (устно)

Слайд 4. Примеры для устного счета.

Вычислите:

11 . (-7) = - 77

- 4,8 : (-4) = 1,2

28,1 – 49,1 = -21

-1,8 . (-5) = 9

-13 . 0,5 = - 6,5

-5,6 + 4,2 = -1,4

3,8 : (-2) = -1,9

-3,2 . 2 = - 6,4

2.Письменная работа  (тест) по вариантам.

1вариант

2вариант

1.Найдите корень уравнения

Х+3,8 = 2,7

а)12  б)1,1  д)-1,1  г)6,5

1.Найдите корень уравнения

4,7-х = 5,9

а)10,6  т)-1,2  в)1,2  г)9,6    

2.Найдите значение выражения

│-5,9│+ │4,1│

а)2,7  е)10  в)-1,8  г)1,8

2.Найдите значение выражения

 │-6,3│- │-3,7│

  и)10  б)-10  в)2,6  г)-2,6

3.Найдите периметр квадрата со стороной 6см

а)36  б)48  в)12  л)24

3.Найдите периметр квадрата со стороной 5см

а)25  б)10  ч)20  г)15

4. Какова длина окружности, если длина радиуса 5 и

п =3,14

а)3,1 б)0,314 и)31,4 г)314

4. Какова длина окружности, если длина диаметра 10  и

п =3,14

а)314 и)31,4 в)3,14 г)0,314

5Найдите площадь круга, если радиус 9 и п =3.

а)423 б)27 в)57 м)243

5.Найдите площадь круга, если радиус 8 и п =3.

с)192 б)48 в)219 г)24

6.Найдите произведение чисел  -2,5 . 2

а)5  о) -5 в)0,5  г) -0,5

6.Найдите произведение чисел  -2 .  (-2,5)

е)5  б) -5  в)0,5  г) -0,5

7.Какое из чисел делится одновременно на 2 и на 5

а)544 б)143 с)280 г)285

7.Какое из чисел делится одновременно на 3 и на 5

а)544 б)143 л)285 г)145

Слайд 5.тема и цель

- Тема нашего урока «Признаки делимости чисел». Мы обобщим  знания и сформулируем еще один новый признак делимости.

Учащиеся выполняют вычисления устно, комментируя свои действия.

Помощник капитана переворачивает карточки с числами и складывает слово

ПРИЗНАКИ (первое слово темы)

Учащиеся выполняют тест. Правильность определяется получившимися кодовыми словами –

ДЕЛИМОС – 1вариант

ТИ ЧИСЕЛ – 2вариант.

Учащиеся каждого варианта находят ответ и выносят на доску по мере выполнения.

Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Минутка отдыха.

-Отложили ручки. Руки на парте. Расслабились. Подумали о чем– то приятном.

3.Актуализация знаний

- Наше путешествие продолжается к острову Сокровищ. Мы преумножим свои богатства, ведь наши знания и есть сокровища, которыми каждый из нас стремится обладает.

Слайд 8.

1. Экспресс – опрос.

  1. Сформулируйте признак делимости на 2.
  2. Сформулируйте признак делимости на 3.
  3. Сформулируйте признак делимости на 5.
  4. Сформулируйте признак делимости на 9.
  5. Сформулируйте признак делимости на 10.
  6. Что такое делитель?
  7. Что такое кратное?

2. Решение задач по теме. Тексты задач на карточках  (задачи 1,2,3).

Задача 1.Когда Света пошла в магазин за продуктами, у нее в кошельке были только пятирублевые и десятирублевые монеты. Сможет ли она уплатить ими без сдачи за

  1. 2л молока по цене 29р. за 1л и за 1л кефира стоимостью 36р.
  2. 0,5кг колбасы по цене 210р. За 1кг
  3. 1,5кг яблок по цене 60р. за 1кг и 0,5кг груш по цене 70р. за 1кг

Задача 2.На олимпиаде в Сочи во время  соревнований по фигурному катанию в командном зачете  сборная фигуристов России в первый день набрала 186 баллов, во второй день – 213 баллов, а в третий день на 30 баллов меньше, чем во второй. Можно ли распределить все эти баллы поровну в каждый из дней.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Число делится на 2, если оканчивается четным числом.

2. Если сумма цифр в записи числа делится на 3.

3. Если оканчивается на 0 или на 5.

4. Если сумма цифр в записи числа делится на 9.

5. Если оканчивается на 0.

6. Это число, которое делит данное число без остатка.

7. Это число, которое делится на данное число без остатка.

Учащиеся решают предложенные задачи.

Решение

  1. 29*2+36 = 94, 94/5=18(4остаток),94/10=9(4остаток)
  2. 210*0,5=105, 105/5=21,
  3. 60*1,5+70*0,5=125, 125/5=25.

  1. 213 – 30 = 183(б.) – 3день выступления
  2. 186/3=62, 213/3=71, 183/3=61

Ответ можно распределить все баллы поровну на три дня.

4. Изучение нового материала.

- Ваше домашнее задание по выбору – подобрать пословицы, поговорки, сказания о числе 7.

Мы научились пользоваться признаками делимости чисел. Рассмотрим  признак делимости на число 7.

Выполните деление

259 : 7              1813 : 7      1358 : 7

25 – 2 . 7 = 25 – 18 = 7 (делиться на 7)

181 – 2 . 3 = 181 – 6 = 175 (175:7=25)

135 – 2 . 8 = 135 – 16 = 119 (119:7=17)

-Число делится на 7 тогда и только тогда, когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7.

 Памятки с признаком у учащихся на столах.

Учащиеся проговаривают найденные пословицы, поговорки.

Учащиеся выполняют деление, действия, предложенные учителем (действия с цифрами этих чисел), слушают объяснение учителя и делают записи в тетради.

Физкультминутка.

Встали. Сели.

На соседа посмотрели.

Друг другу улыбнулись.

И к работе вновь вернулись.

5.Закрепление изученного материала.

Задача3. Докажите, что число, записанное шестью одинаковыми цифрами, делится на 7.

Выполняют предложенное упражнение, проверка осуществляется комментарием с места.

111111

11111 – 2*1 =11111 – 2 = 11109

1110 – 2*9 = 1110 – 18 = 1092

109 – 2*2 = 109 – 4 = 105 (105/7 = 15)

6.Историческая справка.

-Посмотрите вокруг. (по классу развешаны высказывания различных известных людей о числах). Ребята, прочитаем все эти слова. (дети читают). Признаки делимости на 2, на 3, на 5 были известны с древних времен. Так, например, признак делимости на 2 знали древние египтяне во 2веке до н.э., а признак делимости на 9 был известен грекам в 3веке н.э.  Впервые признаки делимости были изложены итальянским математиком Леонардом Пизанским (1180-1240).

Выдающийся французский математик и физик Блез Паскаль вывел общий признак делимости чисел, из которого следуют все частные, которыми мы пользуемся. (портреты математиков)

Учащиеся читают высказывания.

7.Подведение итогов урока.

-Подведем итоги нашего путешествия.

-У вас есть сигнальные квадраты.

Зеленый – я все усвоил и готов двигаться дальше

Желтый – я должен еще порешать задачи, а потом двигаться дальше

Красный – я прошу помощи, потому что мне трудно

Учащиеся проговаривают основные моменты урока.

Учащиеся сигналят о своих  результатах.

Домашнее задание.

-Запишите задание на дом №832,867,869(а, б).

По желанию – признак делимости на 11, на 13.

(предложить домашнее задание после решения задачи 3).

Учащиеся записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Урок в 6 классе по предмету математика Тема: «Письменное деление четырёхзначных чисел, оканчивающихся нулем на однозначное число»

Урок в 6 классе коррекционной школы 8 вида. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Путь к этому лежит, прежде всего, через разноо...

Урок- путешествие по океану информатики

Урок- обобщение в 6 классе Цели:повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;разви...

Урок - путешествие: Хрящевые морей и океанов

Данная презентация показывает разнообразие хрящевых рыб и  места их обитания....

Презентация к уроку математики. 6 класс. Повторение. Делимость чисел (УМК Виленкин Н.Я.)

Данный материал можно использовать на уроках повторения за курс 5-6 класса по УМК Виленкин Н.Я....

Урок-путешествие по теме "Натуральные числа"(математика+новгородика)

Данный урок предназначен для учащихся 5-ого класса. Свой урок я построила в форме путешествия, что всегда вызывает живой интерес у детей. Вдвойне интересно, когда речь идет не о вымышленных объектах, ...