деятельность учителя | деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
|
Приветствие учащихся. -Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по островам океанаМиФ(на глобусе острова и маршрут путешествия). Для путешествия нам необходимо построить корабль. У вас на партах лежат заготовки для строительства – лист с координатной плоскостью. По координатам строим корабль. Слайд 2. Координаты. - У каждого из вас карточки с координатной плоскостью, в которых необходимо построить корабль по координатам. Слайд 3. Корабль. Учитель – капитан, помощники капитана 1.Бойко Данила 2.Антонова Анастасия 3.Сазонов Данила. - Корабль готов. И мы отправляемся в путь. Показ маршрута. | Построение, сдача рапорта о готовности к урок.
Учащиеся строят в координатной плоскости корабль.
(-16, -6) (6, -6) (10, 2) (-20, 2) (-16, -6) мачта (-5, 2) (-5, 18) парус 1 (-5, 2) (-1, 8) (-5, 18) (-4, 10) (-5, 2) парус 2 (-5, 2) (-6, 8) (-5, 18) (-16, 6) ( -5, 2) |
2.Сообщение темы урока. |
|
- Наша экспедиция следует на остров Воспоминаний, где для работы мы будем использовать хорошо известные нам материалы. Выполненные работы позволят сформулировать тему и цели нашего исследования. 1. Вычислительная разминка (устно) Слайд 4. Примеры для устного счета. Вычислите: 11 . (-7) = - 77 - 4,8 : (-4) = 1,2 28,1 – 49,1 = -21 -1,8 . (-5) = 9 -13 . 0,5 = - 6,5 -5,6 + 4,2 = -1,4 3,8 : (-2) = -1,9 -3,2 . 2 = - 6,4 2.Письменная работа (тест) по вариантам.
1вариант | 2вариант | 1.Найдите корень уравнения Х+3,8 = 2,7 а)12 б)1,1 д)-1,1 г)6,5 | 1.Найдите корень уравнения 4,7-х = 5,9 а)10,6 т)-1,2 в)1,2 г)9,6 | 2.Найдите значение выражения │-5,9│+ │4,1│ а)2,7 е)10 в)-1,8 г)1,8 | 2.Найдите значение выражения │-6,3│- │-3,7│ и)10 б)-10 в)2,6 г)-2,6 | 3.Найдите периметр квадрата со стороной 6см а)36 б)48 в)12 л)24 | 3.Найдите периметр квадрата со стороной 5см а)25 б)10 ч)20 г)15 | 4. Какова длина окружности, если длина радиуса 5 и п =3,14 а)3,1 б)0,314 и)31,4 г)314 | 4. Какова длина окружности, если длина диаметра 10 и п =3,14 а)314 и)31,4 в)3,14 г)0,314 | 5Найдите площадь круга, если радиус 9 и п =3. а)423 б)27 в)57 м)243 | 5.Найдите площадь круга, если радиус 8 и п =3. с)192 б)48 в)219 г)24 | 6.Найдите произведение чисел -2,5 . 2 а)5 о) -5 в)0,5 г) -0,5 | 6.Найдите произведение чисел -2 . (-2,5) е)5 б) -5 в)0,5 г) -0,5 | 7.Какое из чисел делится одновременно на 2 и на 5 а)544 б)143 с)280 г)285 | 7.Какое из чисел делится одновременно на 3 и на 5 а)544 б)143 л)285 г)145 |
Слайд 5.тема и цель - Тема нашего урока «Признаки делимости чисел». Мы обобщим знания и сформулируем еще один новый признак делимости.
|
Учащиеся выполняют вычисления устно, комментируя свои действия. Помощник капитана переворачивает карточки с числами и складывает слово ПРИЗНАКИ (первое слово темы)
Учащиеся выполняют тест. Правильность определяется получившимися кодовыми словами – ДЕЛИМОС – 1вариант ТИ ЧИСЕЛ – 2вариант. Учащиеся каждого варианта находят ответ и выносят на доску по мере выполнения. Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
|
Минутка отдыха. -Отложили ручки. Руки на парте. Расслабились. Подумали о чем– то приятном. |
|
3.Актуализация знаний |
|
- Наше путешествие продолжается к острову Сокровищ. Мы преумножим свои богатства, ведь наши знания и есть сокровища, которыми каждый из нас стремится обладает. Слайд 8. 1. Экспресс – опрос. - Сформулируйте признак делимости на 2.
- Сформулируйте признак делимости на 3.
- Сформулируйте признак делимости на 5.
- Сформулируйте признак делимости на 9.
- Сформулируйте признак делимости на 10.
- Что такое делитель?
- Что такое кратное?
2. Решение задач по теме. Тексты задач на карточках (задачи 1,2,3). Задача 1.Когда Света пошла в магазин за продуктами, у нее в кошельке были только пятирублевые и десятирублевые монеты. Сможет ли она уплатить ими без сдачи за - 2л молока по цене 29р. за 1л и за 1л кефира стоимостью 36р.
- 0,5кг колбасы по цене 210р. За 1кг
- 1,5кг яблок по цене 60р. за 1кг и 0,5кг груш по цене 70р. за 1кг
Задача 2.На олимпиаде в Сочи во время соревнований по фигурному катанию в командном зачете сборная фигуристов России в первый день набрала 186 баллов, во второй день – 213 баллов, а в третий день на 30 баллов меньше, чем во второй. Можно ли распределить все эти баллы поровну в каждый из дней. | Учащиеся отвечают на вопросы.
1. Число делится на 2, если оканчивается четным числом. 2. Если сумма цифр в записи числа делится на 3. 3. Если оканчивается на 0 или на 5. 4. Если сумма цифр в записи числа делится на 9. 5. Если оканчивается на 0. 6. Это число, которое делит данное число без остатка.
7. Это число, которое делится на данное число без остатка.
Учащиеся решают предложенные задачи.
Решение - 29*2+36 = 94, 94/5=18(4остаток),94/10=9(4остаток)
- 210*0,5=105, 105/5=21,
- 60*1,5+70*0,5=125, 125/5=25.
- 213 – 30 = 183(б.) – 3день выступления
- 186/3=62, 213/3=71, 183/3=61
Ответ можно распределить все баллы поровну на три дня. |
4. Изучение нового материала. |
|
- Ваше домашнее задание по выбору – подобрать пословицы, поговорки, сказания о числе 7. Мы научились пользоваться признаками делимости чисел. Рассмотрим признак делимости на число 7. Выполните деление 259 : 7 1813 : 7 1358 : 7 25 – 2 . 7 = 25 – 18 = 7 (делиться на 7) 181 – 2 . 3 = 181 – 6 = 175 (175:7=25) 135 – 2 . 8 = 135 – 16 = 119 (119:7=17) -Число делится на 7 тогда и только тогда, когда результат вычитания удвоенной последней цифры из этого числа без последней цифры делится на 7. Памятки с признаком у учащихся на столах.
| Учащиеся проговаривают найденные пословицы, поговорки.
Учащиеся выполняют деление, действия, предложенные учителем (действия с цифрами этих чисел), слушают объяснение учителя и делают записи в тетради. |
Физкультминутка. Встали. Сели. На соседа посмотрели. Друг другу улыбнулись. И к работе вновь вернулись. |
|
5.Закрепление изученного материала. |
|
Задача3. Докажите, что число, записанное шестью одинаковыми цифрами, делится на 7. | Выполняют предложенное упражнение, проверка осуществляется комментарием с места. 111111 11111 – 2*1 =11111 – 2 = 11109 1110 – 2*9 = 1110 – 18 = 1092 109 – 2*2 = 109 – 4 = 105 (105/7 = 15) |
6.Историческая справка. |
|
-Посмотрите вокруг. (по классу развешаны высказывания различных известных людей о числах). Ребята, прочитаем все эти слова. (дети читают). Признаки делимости на 2, на 3, на 5 были известны с древних времен. Так, например, признак делимости на 2 знали древние египтяне во 2веке до н.э., а признак делимости на 9 был известен грекам в 3веке н.э. Впервые признаки делимости были изложены итальянским математиком Леонардом Пизанским (1180-1240). Выдающийся французский математик и физик Блез Паскаль вывел общий признак делимости чисел, из которого следуют все частные, которыми мы пользуемся. (портреты математиков) | Учащиеся читают высказывания. |
7.Подведение итогов урока. |
|
-Подведем итоги нашего путешествия.
-У вас есть сигнальные квадраты. Зеленый – я все усвоил и готов двигаться дальше Желтый – я должен еще порешать задачи, а потом двигаться дальше Красный – я прошу помощи, потому что мне трудно | Учащиеся проговаривают основные моменты урока.
Учащиеся сигналят о своих результатах. |
Домашнее задание. |
|
-Запишите задание на дом №832,867,869(а, б). По желанию – признак делимости на 11, на 13. (предложить домашнее задание после решения задачи 3). | Учащиеся записывают задание. |