Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_1___ от 28.08. 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Нестеренко Е.И. 28.08. 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о директора школы ________ Нестеренко Е.И. 31.08. 2020 г. Приказ № ______ 01.09. 2020 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Русский язык» в 5 классе
Составитель: учитель русского языка и литературы
Алямкина Галина Викторовна
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 –9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Общий объем часов на изучение русского языка, предусмотренный учебным планом, – 170 учебных часа в год (5 учебных часа в неделю).
I. Планируемые предметные результаты освоения курса
«Русский язык»:
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области "Филология" по русскому языку должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
II.Содержание учебного курса« Русский язык»
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных.
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения,использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Тематическое планирование по учебному курсу «Русский язык» в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||
Теорети-ческое обучение, ч. | Уроки р/р. Творческие работы, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Самосто-ятельная работа, ч. | |||
I | Язык и общение | 2 | 1 | 1 | ||
II | Повторение пройденного в 1 - 4 классах | 16 | 13 | 2 | 1 | |
III | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 33 | 25 | 6 | 2 | |
IV | Фонетика. Орфоэпия. Графикаи орфография. Культура речи | 12 | 8 | 3 | 1 | |
V | Лексика. Культура речи | 12 | 7 | 4 | 1 | |
VI | Морфемика. Орфография. Культура речи | 25 | 20 | 4 | 1 | |
VII | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 64 21 | 16 | 4 | 1 | |
VIII | Имя прилагательное | 13 | 10 | 2 | 1 | |
IX | Глагол | 30 | 24 | 5 | 1 | |
X | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 6 | 5 | 1 | ||
Итого | 170 | 129 | 31 | 10 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
№ | Наименование разделов и тем | Вид заня- тия | Коли чест- во часов | Виды самостоя- тельной работы | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||||
1 | ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ | 2 | ||||
1.1 | Роль языка в жизни общества. Язык и человек. Язык и его единицы | УПК УУД | 1 | |||
1.2 | Р. Р. Стили речи | УОНМ | 1 | |||
2 | ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ | 16 | ||||
2.1 |
| УОСЗ | 1 | |||
2.2 | Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые) | УОСЗ | 1 | |||
2.3 | Правописание согласных в корне. Непроизносимые согласные | УСЗ УУД | 1 | |||
2.4 | Буквы и, у, а после шипящих | УОСЗ | 1 | |||
2.5 | Правописание гласных в приставках. Раздельное написание предлогов с другими словами | УСЗ УУД | 1 | |||
2.6 | Разделительные ъ и ь | УОСЗ | 1 | |||
2.7 | Части речи (самостоятельные и служебные части речи) | КУ | 1 | |||
2.8 | Имя существительное, склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях | УОСЗ | 1 | |||
2.9 | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание Гласных в падежных окончаниях прилагательных | УСЗ УУД | 1 | |||
2.10 | Местоимение. Наречие (ознакомление) | УОСЗ | 1 | |||
2.11 | Р. Р. Обучающее подробное изложение (По Г. А. Скребицкому «Хитрый заяц») | УФиСЗ | 1 | обучающая | ||
2.12 | Глагол, спряжение глагола, личные окончания глагола. Правописание безударных личных окончаний -ишь, -ешь в глаголах | УОСЗ | 1 | |||
2.13 | Не с глаголами, -тся и –ться в глаголах | УОСЗ | 1 | |||
2.14 | Р. Р. Текст. Основная мысль текста. Р/р. Устное описание картины А.А.Пластова «Летом») | УФиСЗ | 1 | Обучающая | ||
2.15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | УК | 1 | Проверочая | ||
2.16 | Анализ диктанта и работа над ошибками | УОиС УУД | 1 | |||
3 | СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 33 | ||||
3.1 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний | УОНМ | 1 | |||
3.2 | Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании | УЗИМ | 1 | |||
3.3 | Разбор словосочетаний | УОНМ | 1 | |||
3.4 | Предложение.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | КУ | 1 | |||
3.5 |
| УП УУД | 1 | |||
3.6 | Члены предложения. Грамматическая основа. Подлежащее. | УФиСЗ | 1 | |||
3.7 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого | УОНМ | 1 | |||
3.8 | Тире между подлежащим и сказуемым | УОНМ | 1 | |||
3.9 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | УФиСЗ | 1 | |||
3.10 | Дополнение | УОНМ | 1 | |||
3.11 | Дополнение (урок-практикум) | УП УУД | 1 | |||
3.12 | Определение | УФиСЗ | 1 | |||
3.13 | Определение (урок-практикум) | УП УУД | 1 | |||
3.14 | Обстоятельство | УОНМ | 1 | |||
3.15 | Обстоятельство (урок-практикум) | УП УУД | 1 | |||
3.16 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них | УОНМ | 1 | |||
3.17 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах | УОНМ | 1 | |||
3.18 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | УФиСЗ | 1 | |||
3.19-3.20 | Р. Р. Письмо как одна Из разновидностей текста | УОиС УУД | 2 | |||
3.21 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | УОНМ | 1 | |||
3.22 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения» | УК | 1 | проверочная | ||
3.23 | Р.Р.Текст: заголовок, основная мысль текста | УОНМ | 1 | |||
3.24 | Простое и сложное предложение. Союзное и бессоюзное предложение | УОНМ | 1 | |||
3.25 | Синтаксический разбор сложного предложения. | УОНМ | 1 | |||
3.26-3.27 | Р.Р. Основная мысль в сочинении по картине (Ф.П. Решетников «Опять двойка») | УФиСЗ | 2 | |||
3.28 | Предложения с прямой речью | УОНМ | 1 | |||
3.29 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | УФиСЗ | 1 | |||
3.30 | Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге | УФЗ | 1 | |||
3.31 | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | УЗИМ | 1 | |||
3.32 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | УК | 1 | проверочная | ||
3.33 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | УФиСЗ | 1 | |||
4 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 12 | ||||
4.1 | Фонетика. Звуки речи и буквы. Гласные звуки. | КУ | 1 | |||
4.2 | Позиционное чередование звуков. Чередование гласных и согласных в корне | УФЗ | 1 | |||
4.3 | Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные | УОСЗ | 1 | |||
4.4 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных | УФиСЗ | ||||
4.5 | Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Обозначение мягкости согласных буквами е,ё,ю,я | УСЗ УУД | ||||
4.6 | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | УФиСЗ УОНМ | 1 | обучающая | ||
4.7 | Фонетический разбор слова | УОНМ | 1 | |||
4.8 | Обобщение изученного по теме «Фонетика» Орфоэпия. Орфоэпические словари | УОиС УУД | 1 | |||
4.9 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | УК | 1 | проверочная | ||
4.10 | Анализ диктанта и работа над ошибками | УОНМ | 1 | |||
4.11 | Р/р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка») | УСЗ УУД | 1 | обучающая | ||
4.12 | Р/р.Написание изложения с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка») | УФиСЗ | 1 | обучающая | ||
5 | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 10 | ||||
5.1 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | УОНМ | 1 | |||
5.2 | Прямое и переносное значение слова | УОНМ | 1 | |||
5.3 – 5.4 | Омонимы | УФЗ | 2 | |||
5.5 – 5.6 | Синонимы | УФиСЗ | 2 | |||
5.7 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине | УОиС УУДН | 1 | |||
5.8 | Р.р. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | УПК УУД | 1 | |||
5.9 | Антонимы | УОНМ | 1 | |||
5.10 | Контрольная работа по теме «Лексика» | УК | 1 | |||
5.11 | Р.Р. Изложение (по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег»). | УФиСЗ | 1 | проверочная | ||
5.12 | Р. Р. Изложение (по рассказу К.Г.Паустовского «Первый снег») | УФиСЗ | 1 | обучающая | ||
6 | МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 25 | ||||
6.1 | Анализ диктанта. Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | УОСЗ | 1 | |||
6.2 | Окончание. Основа слова | УФиСЗ | 1 | |||
6.3 | Р. Р. Обучающее сочинение по личным впечатлениям | УОСЗ | 1 | обучающая | ||
6.4 | Корень слова. Однокоренные слова | УОНМ | 1 | |||
6.5 | Правописание безударных гласных в корне слова | УФЗ | 1 | |||
6.6 | Суффикс, его назначение в слове | УОНМ | 1 | |||
6.7 | Приставка, её назначение в слове | УФиСЗ | 1 | |||
6.8 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица | УФЗ | 1 | обучающая | ||
6.9 | Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем | УОНМ | 1 | |||
6.10 | Морфемный разбор слова | КУ | 1 | |||
6.11 | Правописание гласных и согласных в приставках | УОНМ | 1 | |||
6.12 -6.13 | Буквы з и с на конце приставок. | УФиСЗ | 2 | |||
6.14 | Буквы о-а в корне -лаг- - -лож- | УФЗ | 1 | |||
6.15 | Чередование букв о — а в корне -раст - /-рос- | УФЗ | 1 | |||
6.16 | Чередование букв о — а в корне -раст - /-рос- | УФиСЗ | 1 | |||
6.17 | Буквы ё-о после шипящих в корне | УФЗ | 1 | |||
6.18 | Правописание букв ё-о после шипящих в корне | УФЗ | 1 | |||
6.19 | Буквы и-ы после ц | УОНМ | 1 | |||
6.20 | Правописание букв и-ы после ц | УФЗ | 1 | |||
6.21 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография» | УОиС УУД | 1 | |||
6.22 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография» | УК | 1 | проверочная | ||
6.23 | Анализ диктанта и работа над ошибками | УПК УУД | 1 | |||
6.24 | Р.Р. Подготовка к сочинению –описанию по картине Н.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | УФиСЗ
| 1 | |||
6.25 | Р.Р. написание сочинения –описания по картине Н.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | УП УУД
| 1 | |||
7 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 64 | ||||
7.1 | Имя существительное как часть речи | УОНМ | 1 | |||
7.2 | Р.Р.Доказательства в рассуждении | УФиСЗ | 1 | |||
7.3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | УОНМ | 1 | |||
7.4 | Имена существительные собственные и нарицательные. | УОНМ | 1 | |||
7.5 | Род имён существительных. | УОНМ | 1 | |||
7.6 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | УФиСЗ | 1 | |||
7.7 | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.Пермяк «Перо и чернильница») | УОиС УУД | 1 | проверочная | ||
7.8 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | УОНМ | 1 | |||
7.9 | Три склонения имен существительных. | УФиСЗ | 1 | |||
7.10 | Падеж имен существительных | УСЗ | 1 | |||
7.11 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | УОНМ | 1 | |||
7.12 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | УП УУД | 1 | |||
7.13 | Р.Р. Подробное изложение с изменением лица | УФиСЗ | 1 | |||
7.14 | Множественное число имён существительных | УОНМ | 1 | |||
7.15 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | УФЗ | 1 | |||
7.16 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (закрепление) | УПУУД | 1 | |||
7.17 | Морфологический разбор имени существительного. | УФиСЗ | 1 | |||
7.18 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | УОиС УУД | 1 | |||
7.19 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | УК | 1 | проверочная | ||
7.20 | Анализ диктанта и работа над ошибками | КУ | 1 | |||
7.21 | Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | УОиС УУД | 1 | обучающая | ||
8 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 13 | ||||
8.1 | Имя прилагательное как часть речи. | УПК УУД | 1 | |||
8.2 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | УОиС УУД | 1 | |||
8.3 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | КУ | 1 | |||
8.4- 8.5 | Р.Р. Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») | УСЗ УУД | 2 | обучающая | ||
8.6 | Прилагательные полные и краткие | УОНМ | 1 | |||
8.7 | Прилагательные полные и краткие | УЗИМ | 1 | |||
8.8 | Р.Р Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова«Наводнение» | УОиС УУД | 1 | |||
8.9 | Морфологический разбор имени прилагательного | КУ | 1 | |||
8.10 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | УОиС УУД | 1 | |||
8.11 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | УПК УУД | 1 | |||
8.12 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | УК | 1 | проверочная | ||
8.13 | Анализ диктанта и работа над ошибками | УПК УУД | 1 | |||
9 | ГЛАГОЛ | 30 | ||||
9.1 | Глагол как часть речи | УОиС | 1 | |||
9.2 | Не с глаголами | УОиС УУД | 1 | |||
9.3 | Р. Р.Рассказ. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле | УФЗ | 1 | обучающая | ||
9.4 | Неопределенная форма глагола | УОНМ | 1 | |||
9.5 | Неопределенная форма глагола | УПК УУД | 1 | |||
9.6 | Правописание -ться и –тся в глаголах | УФЗ | 1 | |||
9.7 | Виды глагола | УОНМ | 1 | |||
9.8 | Виды глагола | УОиС УУД | 1 | |||
9.9 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием | УОНМ | 1 | |||
9.10 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием | УОСЗ | 1 | |||
9.11 | Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе | УФиСЗ | 1 | |||
9.12 | Время глагола. Прошедшее время глагола | УФЗ | 1 | |||
9.13 | Настоящее время глагола | УОНМ | 1 | |||
9.14 | Будущее время глаголов | УОНМ | 1 | |||
9.15 | Будущее время глаголов | УЗИМ | 1 | |||
9.16 | Спряжение глаголов | УОиС УУД | 1 | |||
9.17-9.18 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием | УОНМ | 2 | |||
9.19-9.20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | УОНМ | 2 | |||
9.21 | Морфологический разбор глагола | УПК УУД | 1 | |||
9.22 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт») | УП УУД | 1 | |||
9.23 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа | УФЗ | 1 | |||
9.24 | Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа | УП УУД | 1 | |||
9.25 | Употребление времен | УОНМ | 1 | |||
9.26 | Р.Р.Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | УПК УУД | 1 | |||
9.27 | Повторение изученного по теме «Глагол» | УОиС УУД | 1 | |||
9.28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | УК | 1 | |||
9.29 | Анализ диктанта и работа над ошибками | КУ | 1 | проверочная | ||
9.30 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | УП УУД | 1 | |||
10 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО | 6 | ||||
10.1 | Разделы науки о языке | УОиС УУД | 1 | |||
10.2 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов | УП УУД | 1 | |||
10.3 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания | УОиС УУД | 1 | |||
10.4 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | УП УУД | 1 | |||
10.5 | Итоговая контрольная работа | УК | 1 | проверочная | ||
10.6 | Анализ контрольной работы.Обобщающий урок за курс 5 класса | УОиС УУД | 1 | |||
Итого | 170 | 129 | 31 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...