Рабочая программа учебного курса 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
"Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_izo.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» разработана на основе:
Рабочая программа по учебному курсу «Пространственные виды искусства» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями;
2) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями;
3) Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2018-2019 учебный год;
4) Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2018-2019 учебный год;
5) Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии ФГОС;
6) Рабочей программы по учебному курсу «Пространственные виды искусства» для 6 класса (Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 5-7 классы: рабочая программа/ Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. - М.: Вентана-Граф, 2017.)
Программа учебного курса «Пространственные виды искусства» в 6 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на изучение учебного курса «Пространственные виды искусства» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
В рабочей программе для 6 класса количество часов, отведенных авторами на изучение отдельных тем, не изменено.
Из резервного времени 1 час добавлен на проведение промежуточной аттестации за курс 6 класса в форме итогового проекта.
Учебно-методический комплект
- Изобразительное искусство: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. – М. «Вентана-Граф», 2016г.
- Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство: 6 класс: методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2017
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса:
- сформированность целостного представления об окружающем мире, его эстетическое, эмоционально-ценностное освоение;
- способность к самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства общения;
-сформированность представлений о национальной культуре и вкладе народов своей страны в культурное и художественное наследие мира;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
-сформированность чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- сформированность интереса и уважительного отношения к истории, культуре других народов;
- сформированность ответственного отношения к учению;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- самостоятельность и личная ответственность за принятое решение: в семье, в коллективе, в творческой работе;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность подростков к самостоятельной творческой деятельности, сформированность желания привносить в окружающую действительность красоту;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной, познавательной и творческой деятельности.
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- смысловое чтение.
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Предметные результаты освоения учебного курса:
Выпускник научится:
-характеризовать и использовать в своей творческой деятельности разные выразительные средства изобразительного искусства;
-объяснять сущность базовых понятий в создании произведений изобразительного искусства: художественный образ, форма, конструкция, композиция, композиционный центр, формат, линия горизонта, количество планов, сюжетная линия, воздушная перспектива, точка схода, принципы расположения предметов на изобразительной плоскости, стилизация, принцип загораживания, тени (падающая, собственная), свет, тень, полутень, цвет, динамика, цветовая гамма и др.;
-использовать в своей творческой деятельности различные художественные материалы и техники (краски, цветную и белую бумагу, пластилин, глину, графические материалы и др.; технику отрывной аппликации, бумажную пластику, коллаж, воскографию и др.);
-грамотно строить конструктивные особенности предмета и общее предметное пространство изобразительной плоскости;
-выполнять наброски, зарисовки, этюды (в живописи, графике, скульптуре);
-создавать графические композиции в программе Paint;
-создавать тематические презентации в программе PowerPoint;
-рассказывать об истории знаков и символов;
-оценивать значение знаков и символов в различных видах изобразительного искусства, расшифровывать символический смысл конкретных произведений, заложенный их создателями;
-характеризовать, сравнивать и анализировать различные виды и направления изобразительного искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно осваивать разнообразные графические техники;
-совершенствовать умения в использовании цвета, графики при изображении образов музыки и поэзии в собственных работах, передавать их эмоциональное звучание, настроение, художественный образ;
-проводить самостоятельные исследовательские работы по истории костюма, архитектуры и живописи.
- Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Мифология в народном творчестве | 5 |
2 | Мир архитектуры | 5 |
3 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы | 4 |
4 | Портрет | 5 |
5 | Натюрморт | 4 |
6 | Художественно-промышленное производство в культуре России | 4 |
7 | Тиражная графика | 4 |
8 | Проекты | 2 |
9 | Профессия художника | 1 |
Итого | 34 |
Мифология в народном творчестве (5 ч)
Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различия. Эволюция взамоотношений человека и природы, изменение мировоззрения людей в разные исторические эпохи и отражение этих изменений в архитектуре.
Создание эскиза архитектурного сооружения, в основе которого лежит форма природного объекта. Создание графического образа природной стихии. Выполнение объёмно-пространственной композиции.
Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента.
Создание интерьера русской избы.
Олицетворение могущественных сил природы. Графическое изображение фантастического зверя. Развитие представления об орнаменте. Создание орнамента с использованием
геометрических символов. Использование работе разных принципов построения композиции орнамента: регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подбор цветовой гаммы, выделение главных и второстепенных элементов.
Знакомство с пермской деревянной культовой скульптурой.
Выполнение набросков фигуры человека с натуры в статичной позе как эскиза будущей скульптуры. Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе
полученных набросков. Лепка из глины или пластилина/
Мир архитектуры (5 ч)
Храм как символическая модель мироздания. Разнообразие стилей и направлений в архитектуре. Назначение и характер формы дворцовой архитектуры. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей.
Дворянские усадьбы. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Своеобразие в архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России).
Художник-монументалист, монументальная живопись, фреска, витраж, мозаика. Значение монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Создание объёмной композиции. Коллективные работы в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур, с использованием чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток.
Создание проекта храма науки (искусства, космоса и др.); эскиза дворцового строения. Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок. Создание предварительных эскизов -силуэтного изображения в технике компьютерной графики в программе Paint.
Выполнение эскизов витража для оконного проёма в кабинете искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы).
Создание эскиза фонтана, вписанного в заданное архитектурное окружение. Создание графической композиции садово-парковой зоны, которую можно разбить возле школы. Освоение техники цветной графики.
Искусство в интерьере дворянской усадьбы (4 ч)
Особенности архитектуры дворянского дома. Литературный салон и литературная гостиная.
Взаимозависимость музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (камерное, большое, высокое, широкое, сферическое).
Создание тематических натюрмортов. Закрепление навыков работы с палитрой гуашью и белилами. Выполнение эскиза интерьера литературной гостиной или литературного салона, передача тематики литературного вечера в оформлении интерьера. Техника по выбору (эскиз,
акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация).
Создание декоративного панно, цветовое решение которого соответствует колыбельной в технике аппликации. Создание эскизов многофигурных сюжетных композиций по изучаемой теме с учётом отражения исторического времени, особенностей изображения фигуры человека, в том числе батальные сцены.
Портрет (5 ч)
Расширение представлений учащихся о портрете как жанре изобразительного искусства: динамика развития портретной живописи периоды истории.
Взаимосвязь исторического времени и изображаемых персонажей картин разных эпох (колорит, одежда, окружение героя, интерьер, силуэт и др.) Расширение представлений о многофигурной композиции.
Знакомство с художниками-графиками, работавшими в жанре портрета. Освоение приёмов работы над графическим портретом, закрепление знаний о пропорциях головы человека. Закрепление знаний о греческом каноне изображения человека. Гравюра как вид графического искусства. Автопортрет как жанр изобразительного искусства. Обогащение графических навыков, необходимых в работе над автопортретом. Расширение представлений и знаний о линейной перспективе, плановости, соразмерности частей объектов изображения, композиционном центре во время размещения портрета в интерьере.
Портретный жанр в скульптуре, особенности объёмного изображения, передача характера, пропорций. Инсталляция. Практическая работа: изображение фигур человека, передача в особенностях силуэтного решения костюма.
Создание графического портрета (графика или аппликация). Создание скульптурного портрета своего одноклассника (родителя, учителя). Создание коллективных инсталляций по мотивам искусства изучаемой на уроках истории эпохи, по материалам литературного произведения и др.
Натюрморт (4 ч)
Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Смысловая связь предметов в композиции, грамотное по строение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Особенности построения натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета.
Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Освоение технологии создания ахроматической композиции натюрморта в технике гризайли. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов).
Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры. Символика в иконописи и европейской реалистической живописи. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли. Использование знаний о символике в живописи.
Создание натюрморта, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами.
Создание натюрморта в ахроматических тонах. Построение композиции натюрморта, цвет и форма.
Художественно-промышленное производство в культуре России (4 ч)
Объекты традиционного быта крестьян, их происхождение, значение каждого предмета в крестьянском быту. Сюжетная композиция, центром которой является самовар. Работа в технике цветной пастели или гуаши. Виды традиционного народного искусства.
Резьба по камню и резьба по кости. Разнообразие материалов мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве - анималистическим жанром. Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла. Произведения мастеров по обработке металла. Эскиз декоративной решётки.
Павловопосадские набивные платки. Создание эскиза набивного платка по мотивам павловопосадского промысла.
Тиражная графика (4 ч)
Искусство создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись. Шрифт. Разнообразие видов шрифтов. Шрифт и текст. Шрифт как выразительное средство графической композиции. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.
Виды тиражной графики. Афиша. Создание афиши к школьному празднику или театральной постановке. Плакат. Выразительный язык плаката. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате. Создание плаката на заданную тему.
Эмблема. Условный характер изображения на эмблеме. Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы.
История создания марки. Композиционное решение марки. Создание серии марок.
Пригласительный билет, открытка. Экслибрис. Композиция экслибриса. Создание экслибриса для своей библиотеки. Знакомство с творчеством известных художников-графиков.
Проекты (2 ч)
Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе. Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего». Работа по представлению.
Работа на большом формате в малых группах по 3—4 человека. Смешанная техника. Коллаж: аппликация, гуашь, другие материалы. Возможно выполнение композиции в программе Paint.
Архитектурный проект. Функциональный и эстетический облик здания. Соотношение архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции.
Профессия художника (1ч)
Разнообразие видов и жанров живописи, выразительные средства живописи. Разнообразие техник живописи. Знакомство с творчеством художников-живописцев: Д. Г. Левицкого, Дж. Моранди, В. И. Серова, Я. Вермеера Делфтского.
Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника. Разнообразие видов и жанров графики, выразительные средства графики. Разнообразие графических техник. Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В. А. Фаворского, М. К. Эшера.
Создание графического произведения в подражание манере известного художника.
- Календарно-тематическое планирование учебного курса «Пространственные виды искусства», 6 класс
№ урока | Программный материал | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Мифология в народном творчестве | 5 | |||
1 | История развития представлений человека о мироздании | 1 | 06.09 | |
2 | Мифология и символика русской избы | 1 | 13.09 | |
3 | Фантастические звери в русском народном творчестве | 1 | 20.09 | |
4 | Символы в орнаменте | 1 | 27.09 | |
5 | Пермская деревянная скульптура | 1 | 04.10 | |
Мир архитектуры | 5 | |||
6 | Храмовая архитектура | 1 | 11.10 | |
7 | Дворцовая и замковая архитектура | 1 | 18.10 | |
8 | Дворянские усадьбы России | 1 | 25.10 | |
9 | Монументально-декоративное искусство в организации архитектурного пространства | 1 | 01.11 | |
10 | Садово-парковая архитектура | 1 | 15.11 | |
Искусство в интерьере дворянской усадьбы | 4 | |||
11 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома | 1 | 22.11 | |
12 | Литературная гостиная и литературный салон. | 1 | 29.11 | |
13 | Исторический жанр в изобразительном искусстве | 1 | 06.12 | |
14 | Музыка в пространстве интерьера | 1 | 13.12 | |
Портрет | 5 | |||
15 | Портрет: эволюция жанра | 1 | 20.12 | |
16 | Исторический портрет | 1 | 27.12 | |
17 | Парадный портрет | 1 | 17.01 | |
18 | Графический портрет | 1 | 24.01 | |
19 | Портрет и автопортрет | 1 | 31.01 | |
Натюрморт | 4 | |||
20 | Искусство создания натюрморта | 1 | 07.02 | |
21 | Ахроматический натюрморт | 1 | 14.02 | |
22 | Декоративный натюрморт | 1 | 21.02 | |
23 | Символика в живописи | 1 | 28.02 | |
Художественно-промышленное производство в культуре России | 4 | |||
24 | Тульский самовар | 1 | 07.03 | |
25 | Резьба по камню и кости | 1 | 14.03 | |
26 | Художественная обработка металла | 1 | 21.03 | |
27 | Павловопосадские платки | 1 | 04.04 | |
Тиражная графика | 4 | |||
28 | Искусство оформления книги | 1 | 11.04 | |
29 | Афиша и плакат | 1 | 18.04 | |
30 | Прикладная графика. Экслибрис | 1 | 25.04 | |
31 | Итоговый проект (промежуточная аттестация) | 1 | 02.05 | |
Проекты | 2 | |||
32 | Город будущего | 1 | 16.05 | |
33 | Архитектурное проектирование | 1 | 23.05 | |
Профессия художника | 1 | |||
34 | Художник-живописец | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочие программы учебного курса для 8-11 классов «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 2013-2014 учебный год
Рабочие программы по информатике для 8-11 классов. Базовый уровень...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...