Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (5 класс)
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика" 5 класс | 309.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Планируемые результаты освоения учебного предмета…………..3
- Содержание учебного предмета……………………………………..6
- Тематическое планирование…………………………………………9
Учебный курс является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Программа учебного курса рассчитана на изучение в течение года по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы.
Цели курса:
- Развивать логическое мышление и способности обучающихся к математической деятельности
- Расширить знания обучающихся о методах и способах решения текстовых задач.
- Повысить уровень умения решать текстовые задачи.
- Формировать умения решать нестандартные задачи.
- Развивать устойчивый интерес обучающихся к изучению математики.
Задачи курса:
- Познакомить обучающихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач.
- Предоставить возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
- Развить у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.
- Расширить и углубить представлений обучающихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях.
Данный курс направлен на:
- развитие воображения и эмоциональной сферы обучающихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- формирование обще учебных умений и навыков;
- развитие общих геометрических представлений обучающихся;
- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Результаты освоения учебного курса.
Личностные:
- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления;
- развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные:
- овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения учебного курса обучающиеся
научатся:
- Применять теорию в решении задач.
- Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
- Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
- Решать задачи на движение.
- Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
- Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
- Анализировать полученную информацию.
- Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
- Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
- Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
- Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
- Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.
- Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.
- Решать числовые и геометрические головоломки.
получат возможность научиться:
- Планировать свою работу.
- Последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения.
- Фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Содержание учебного курса
- Логические задачи (2 часа)
Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. Чаще всего встречается тип задач, в которых на основании серии посылок, требуется сделать определённые выводы. Не менее распространена и другая разновидность логических задач, которые принято называть задачами «о мудрецах». Третья разновидность популярных логических задач составляют задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
- Переливания(2 часа)
Рассмотреть задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца, а также могут решаться путём проб.
- Взвешивания(2 часа)
Рассмотреть задачи, в которых требуется либо упорядочить имеющиеся предметы по массе, либо обнаружить фальшивую монету за указанное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Выяснить методы их решения.
- Задачи на движение(3 часа)
Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение.
- Круги Эйлера(2 часа)
Один из величайших математиков Петербургской академии Леонард Эйлер написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. Эйлер писал тогда, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Наряду с кругами в подобных задачах применяют прямоугольники и другие фигуры. Рассмотреть задачи, решаемые с помощью «кругов Эйлера».
- Принцип Дирихле(2 часа)
Рассмотреть задачи, которые можно решить, применяя принцип Дирихле. Принцип Дирихле следует показать на примере: «Если есть 10 клеток, в которых надо разместить более, чем 10 зайцев, то в какой-то клетке будет более, чем один заяц». Принцип этот очевиден, но применить его не всегда легко, так как далеко не все улавливают смысл задачи.
- Графы в решении задач(2 часа)
При решении логических задач часто бывает трудно запомнить многочисленные условия, данные в задаче, и установить связь между ними. Решать такие задачи помогают графы, дающие возможность наглядно представить отношения между данными задачи. Рассмотреть применение графов при решении конкретных задач.
- Комбинаторные задачи(3 часа)
В процессе знакомства с математической дисциплиной, называемой «Комбинаторика», рассмотреть несложные вероятностные задачи и комбинаторные задачи с квадратами.
- Чётность (2 часа)
Чёт-нечёт. Простые соображения, связанные с чётностью, могут давать в некоторых случаях ключ к решению достаточно сложных задач. Рассмотреть способ решения таких задач.
- Составление числовых выражений (3 часа)
С помощью цифр и знаков действий научить составлять такие числовые выражения, значения которых были бы равны данным числам.
- Числовые ребусы (2 часа)
Рассмотреть числовые ребусы: арифметические примеры на различные действия, в которых некоторые цифры заменены звездочками. Основная задача – восстановить первоначальную запись примера.
- Росчерком пера (1 час)
При решении задач подобного вида требуется выполнение одного условия: фигура должна быть вычерчена одним непрерывным росчерком, т.е. не отнимая карандаша от бумаги и не удваивая ни одной линии, другими словами, по раз проведённой линии нельзя уже было пройти второй раз.
- Головоломки (2 часа)
Рассмотреть числовые и геометрические головоломки. Научить сопоставлять различные факты, выделять одинаковые и разные соотношения закономерности
- Игры. Шифровки (2 часа)
Познакомить с наиболее простыми «моделями-играми». Рассмотреть такие игры, в которых ничьи отсутствуют и для которых теория позволяет установить, какая из сторон выигрывает при условии правильной игры. Познакомить с двумя методами поиска выигрышной тактики для одной из сторон (выигрышной стратегии): «поиск симметрии» и «анализ с конца».
- Геометрия на клетчатой бумаге (2 часа)
Научить выполнять простейшие чертежи на клетчатой бумаге, рисовать орнаменты. Развивать наблюдательность, глазомер, способность к конструированию.
- Геометрия в пространстве (2 часа)
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Календарно – тематическое планирование(1 ч в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Логические задачи | |
2 | Логические задачи | |
3 | Переливания | |
4 | Переливания | |
5 | Взвешивания | |
6 | Взвешивания | |
7 | Задачи на движение | |
8 | Задачи на движение | |
9 | Задачи на движение | |
10 | Круги Эйлера | |
11 | Круги Эйлера | |
12 | Принцип Дирихле | |
13 | Принцип Дирихле | |
14 | Графы в решении задач | |
15 | Графы в решении задач | |
16 | Комбинаторные задачи | |
17 | Комбинаторные задачи | |
18 | Комбинаторные задачи | |
19 | Чётность | |
20 | Чётность | |
21 | Составление числовых выражений | |
22 | Составление числовых выражений | |
23 | Составление числовых выражений | |
24 | Числовые ребусы | |
25 | Числовые ребусы | |
26 | Росчерком пера | |
27 | Головоломки | |
28 | Головоломки | |
29 | Игры. Шифровки | |
30 | Игры. Шифровки | |
31 | Геометрия на клетчатой бумаге | |
32 | Геометрия на клетчатой бумаге | |
33 | Геометрия в пространстве | |
34 | Геометрия в пространстве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика"
Учебный курс направлен на достижение следующих целей:развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к предмету....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В ЕГЭ» ДЛЯ 11 АКЛАССА
В 2008 году закончился эксперимент по введению единого государственного экзамена. С 2009 года для всех выпускников ЕГЭ становится обязательным. Поэтому данный элективный курс представляет интерес для ...
Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы
Рабочая программа учебного курса "Избранные вопросы математики", 10-11 классы...
Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» 11 класс
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике....
Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» 10 класс
Рациональные числа. Решение задач на проценты. Иррациональные числа. Преобразование числовых выражений, содержащих корни п-й степени. Действительные числа. Решение задач на составление уравнений....
Рабочая программа кружка 5 класс _Занимательная математика_
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и п...