Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа

Коваленко Екатерина Валерьевна

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся   с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

 -Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;                   

 -АООП НОО для детей с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

                          skosh@guostrj.ru

                                                                              Тел/факс. 5-73-07

Утверждено

 приказом директора ОО

    №         от                       г.

Рабочая программа

коррекционного курса по логопедии

для учащихся 1 «Д» класса

на 2020 – 2021 учебный год

Учитель - логопед: Дзюба Ю.Ю.

Пояснительная записка

        Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся   с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

 -Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;                    

 -АООП НОО для детей с РАС.

                                                                   

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Расстройства аутистического спектра  являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок  с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.

Направленность программы

  1. Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
  2. Развитие слухового внимания и восприятия.
  3. Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций. 
  4. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.                                                                                                                                                     5.        Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

Программа реализуется для обучающихся 1-х классов (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

         У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.  

Цели программы:

-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать  особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС,                                                                                                        - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным    ребенком;                                                                                                                    - максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:                                                                                                                   

1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.                                                                                                                                   

2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого:                                                      

 - обогащать и активизировать словарный запас,                                                                                                          

  - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении  

                                                                                                                                                                                                   3. Развивать устную речь:                                                                                                                          

-развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;                                                                          

 -формирование правильного физиологического дыхания;                                                                                                                                                                          -создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале

исходя из индивидуальных особенностей учащихся;    

-уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;                                                                                                                       - развивать фразовую и связную речь.                                                                                                        

4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):                                                                            

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;                                                        

  - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;              

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.                                                      

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.                                                                                    

7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Методологические и теоретические основы программы.                                                                 

Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания.

В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:                                                                

- гуманизма;                                                                                                                                                              

- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;                                        

- системного подхода;                                                                                                                                                      

-рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта;                                                                                                                                                                                                                                                -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;                                                                                                                                              - реалистичности;                                                                                                                                                      

- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;                        - деятельностного подхода;                                                                                                                                      

- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;                                                                                                                                                             - индивидуально-дифференцированного подхода;                                                                                                                                                  - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;                                                                                        

- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы.   Логопедические занятия  в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое.  Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 «Д» классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий.   Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

         

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. Формировать правильное произношение фонем.

2. Учить различать оппозиционные фонемы.

3. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

4. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

5. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.                                                                                                                                          6. Развивать связную речь на материале, обогащенном автоматизированными звуками.

Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:

  1. подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.  

  1. постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

  1.  автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

  1. дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:                                                                                  

- упражнения для развития артикуляционной моторики;                                                                                    

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;                                                                                                                                                          - дыхательная гимнастика;                                                                                                                        

- коррекция произношения;                                                                                                                          

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;                                            

- работа по активизации речевого общения,                                                                                                                              

- работа над расширением и уточнением словарного запаса,                                                          

- работа над предложением;                                                                                                                                    

- развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.                                                                                                              

Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

 Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения.  Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.                                                                                                          

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.                                                                                         Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики.                                                                                    

Практические грамматические упражнения и развитие речи.                                           

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст.  (Закрепляющий компонент по упрочению связей  звук-буква  пройденных в классе).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные результаты  должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:

Устная речь. Минимальный уровень:                                                                                                                                            

  • Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
  • Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
  • Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
  • Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
  • Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
  • Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка

Тематический план:

I период: Диагностический (10 ч.)

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление  наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование  словарного  запаса, точности употребления лексических значений слов

II Пропедевтический: (Добукварный) период.

«Это — я», (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

«Я- ребёнок» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

«Ребёнок в семье» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

«Моя семья» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).  Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.

 «Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

III Букварный период.

1 этап: изучение гласных звуков и букв.

«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.)  Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета» (2ч.) 

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

 «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)

Повторить пройденные звуки и буквы.  «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.

 «Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).  Повторить пройденные звуки и буквы.  «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика.    Постановка и автоматизация  звуков.                                          

«Ребёнок и  эмоции» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

2 этап: изучение согласных звуков и букв.

«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?»  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

«Ребёнок и мир домашних животных»(2)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы).  Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Постановка и автоматизация  звуков.

        «Ребёнок и мир диких животных »   (3)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС.   Рисуем пальчиками на песке.  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир животных» (3ч.)

Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).  Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке.  Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир растений»  (3ч.)

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка.   Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                      Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок в семье» «Я и мама»  (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко».  Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и мир  птиц» (2ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире».  Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки  по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

 «Ребенок и путешествия». (3ч.)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе,  деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребенок в городе» (2)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС.  Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  техника» (2)  

 Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ.  Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и машины» (3)

Овладение представлениями о социально-бытовой  жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ.  Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

«Ребёнок и  мир вокруг» (1) 

Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая  гимнастика. Автоматизация  и дифференцировка поставленных звуков.

Диагностика  (6-8ч.)

Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру,  понимание слов и построение предложений, связную речь.  Выявить динамику развития.

Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:

«Логопедические занятия» в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3 – 8.2)      

Класс: 1»Д»  

Срок: 2020-2021 уч. год.

Количество занятий: 3 раза в неделю.

Список используемых источников:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
  6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
  7. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
  8. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
  9. Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
  10. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  11.  Л.Б. Баряева,   «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
  12. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
  13. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
  14. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
  15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
  16. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
  17. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
  18. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
  19. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.

Информационно- методическое сопровождение:

  • Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

Календарно – тематическое

планирование

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол – во часов

Дата

1.

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

Формирование представления о речевых и неречевых звуках.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

2.

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

3.

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми.

Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

4.

«Я- ребёнок»

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

5.

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

6.

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

7.

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

8.

«Моя семья»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

9.

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

10.

«Ребенок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

Формирование представления о звуках речи.

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

11.

«Ребёнок и его игрушки»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики.

Звук/ а. /и буква А а. 

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

12.

«Ребёнок и его игрушки»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук/ о /и буква О о. 

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

13

«Ребёнок и его игрушки»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Активизация артикуляционной моторики.

Звуки и буквы А - О

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги».

14.

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук У. и буква Уу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

15.

«Ребёнок в школе»

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звуки и буквы У - О.

16.

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук И и буква И.  

17.

«Ребёнок в мире цвета »

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ы. и буква Ы.

18.

«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Э и буква Э э.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

19.

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук м и буква Мм.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

20.

«Ребёнок в  мире цвета  и звука»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Звук С и буква С.

21.

«Ребёнок и  эмоции»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Х и буква Х.

22.

«Ребёнок и эмоции»

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы.

Звук Ш и буква Ш.

23.

«Ребёнок, одежда, обувь»

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Л и буква Л.

24.

«Ребёнок, одежда, обувь»

Работа с альбомом.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Н и буква Н.

Рисуем пальчиками на песке.

25.

«Ребёнок и мир домашних животных»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы);

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Повторить пройденные звуки и буквы. Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

Рисуем пальчиками на песке.

26.

«Ребёнок и мир домашних животных»

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук Р и буква Р.

27.

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану.

Звук К и буква К

Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

28.

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Т и буква Т.

Рисуем пальчиками на песке.

29.

«Ребёнок и мир диких животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук П и буква П.

Рисуем пальчиками на песке.

30.

«Ребёнок и мир животных»

 

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук В и буква В.

Рисуем пальчиками на песке.

31.

«Ребёнок и мир животных»

 

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук З и буква З.

Рисуем пальчиками на песке.

32.

«Ребёнок и мир животных»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д* и буква Д д.

Кинезиологические упражнения.

33.

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звуки Ж и буква Ж.

Кинезиологические упражнения

34.

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Б и буква Б.

Кинезиологические упражнения.

35.

«Ребёнок и мир растений»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Г и буква Г г.

Кинезиологические упражнения.

36.

«Я в семье. Я и мама. Эмоции.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Д и буква Д.

Кинезиологические упражнения.

37.

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Й и буква Й.

Кинезиологические упражнения.

38.

«Ребенок и мир птиц»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Буква Ь.  

Кинезиологические упражнения

39.

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Буква Е.

Кинезиологические упражнения.

40.

«Ребёнок и мир  рыб, морей и океанов»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Буква Ё.

41.

«Ребёнок и явления природы».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

42.

«Ребёнок и явления природы».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Буква Я.

Кинезиологические упражнения.

43.

«Ребенок и путешествия».

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Буква Ю.

Рисуем пальчиками на песке.

44.

«Ребенок и путешествия».

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

Кинезиологические упражнения

45.

«Ребенок в городе»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ц и буква Ц.

Рисуем пальчиками на песке.

46.

«Ребёнок и  техника.»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ч и буква Ч.

Кинезиологические упражнения.

47.

«Ребёнок и  техника»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Щ и буква Щ.

Рисуем пальчиками на песке.

48.

«Ребёнок и  машины»

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Звук Ф и буква Ф.

Кинезиологические упражнения.

49.

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

Рисуем пальчиками на песке.

50.

«Ребёнок и  машины»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

Кинезиологические упражнения.

51.

«Ребёнок и  мир вокруг»

Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).

Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

Рисуем пальчиками на песке.

Направления коррекционной работы:

1. Диагностическая работа

        Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:

  • психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
  • мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
  • анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Использование форм и методов работы:

-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),                                                                                                      -психолого-педагогический эксперимент,                                                                                                          -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Углубленная  диагностика детей с РАС

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля

Диагностирование.

Заполнение Речевой карты, протокола обследования

сентябрь

Учитель-логопед

Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Сбор данных о поведенческих особенностях.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка индивидуального образователь-ного маршрута

До 15.10

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель

Соц.педагог

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Консультирова-ние педагогичес-ких работников по  вопросам обучения и воспитания детей с РАС

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

(в период школьных каникул)

Учитель – логопед

Консультирова-ние родителей по  вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

 2. Консультативная работа

        Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

  • логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.

        Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

        Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.

3. Информационно-просветительская работа

Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями)  и включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности;
  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Участие в работе  семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС

Информацион-ные меропри-ятия

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информацион-ные меропри-ятия

 По отдельному плану-графику

Учитель – логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИСТОРИИ для 10-11 класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по истории для 10 класса...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.

Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовате...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...

Рабочая программа по географии для 5 А класса на 2020-2021 учебный год

Программа разработана нна основе авторской Программы основного общего образования по географии для 5-9 классов Алексеева А.И., Климановой О.А., Климанова В.В., Низовцева В.А., опубликованной в сборник...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая  программа по физической культуредля учащихся 14 класса на 2020 – 2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на осно...

Платная образовательная программа курса "Избранные вопросы математики" 7 класс на 2020-2021 учебный год

Программа расчитана на 27 учебных часов. В ней рассматриваются вопросы как алгебраического так и геометрического материала....