Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год
рабочая программа
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-АООП НОО для детей с РАС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Утверждено
приказом директора ОО
№ от г.
Рабочая программа
коррекционного курса по логопедии
для учащихся 1 «Д» класса
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель - логопед: Дзюба Ю.Ю.
Пояснительная записка
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-АООП НОО для детей с РАС.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Расстройства аутистического спектра являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
Направленность программы
- Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений обучающихся с РАС в различных социальных ситуациях, подготовка их к жизни в современном обществе.
- Развитие слухового внимания и восприятия.
- Развитие понимания речи через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций.
- Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи. 5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
Программа реализуется для обучающихся 1-х классов (средний возраст 7 лет) сроком на 1 учебный год.
Общая характеристика речи обучающихся с РАС
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Цели программы:
-создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС, - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; - максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы:
1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.
2. Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении
3. Развивать устную речь:
-развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;
-формирование правильного физиологического дыхания; -создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале
исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
-уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь.
4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Методологические и теоретические основы программы.
Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания.
В качестве таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма;
- вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системного подхода;
-рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; -рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности;
- учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода;
- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода; - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 «Д» классе отводится 2 занятия в неделю (68 занятий в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. Формировать правильное произношение фонем.
2. Учить различать оппозиционные фонемы.
3. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
4. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
5. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его. 6. Развивать связную речь на материале, обогащенном автоматизированными звуками.
Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:
- подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
- постановка звука
Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом
- автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях
- дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа по активизации речевого общения,
- работа над расширением и уточнением словарного запаса,
- работа над предложением;
- развитие связной речи.
Содержание логопедической программы:
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации. Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики.
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст. (Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных в классе).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Личностные результаты должны отражать:
1)осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь. Минимальный уровень:
- Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
- Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Тематический план:
I период: Диагностический (10 ч.)
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии, первичная диагностика. Обследование импрессивной и связной речи. Обследование речи на уровне понимания слов и построения предложений. Обследование звуко-произносительной стороны речи. Выявление наличия нарушений звукопроизношений. Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. Обследование словарного запаса, точности употребления лексических значений слов
II Пропедевтический: (Добукварный) период.
«Это — я», (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
«Я- ребёнок» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
«Ребёнок в семье» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о звуках речи. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.
«Моя семья» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка отсутствующих звуков.
«Ребёнок и его дом» (2ч.)
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
III Букварный период.
1 этап: изучение гласных звуков и букв.
«Ребёнок и его игрушки» (3 ч.)
Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в школе» (2 ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в мире цвета» (2ч.)
Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» (1ч.)
Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.
«Ребёнок в мире цвета и звука» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и эмоции» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
2 этап: изучение согласных звуков и букв.
«Ребёнок, одежда, обувь» (2ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и мир домашних животных»(2)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков.
«Ребёнок и мир диких животных » (3)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир животных» (3ч.)
Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир растений» (3ч.)
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок в семье» «Я и мама» (1ч.)
Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир птиц» (2ч.)
Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом «Развитие представлений об окружающем мире». Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребенок и путешествия». (3ч.)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребенок в городе» (2)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Составление, чтение слов типа ССГС. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и техника» (2)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и машины» (3)
Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
«Ребёнок и мир вокруг» (1)
Повторение. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков.
Диагностика (6-8ч.)
Обследовать речь, звукопроизношение, слоговую структуру, понимание слов и построение предложений, связную речь. Выявить динамику развития.
Индивидуальный календарно-тематический план коррекционного курса:
«Логопедические занятия» в комплексе программы: АООП НОО с РАС (вариант 8.3 – 8.2)
Класс: 1»Д»
Срок: 2020-2021 уч. год.
Количество занятий: 3 раза в неделю.
Список используемых источников:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для подготовительного класса
- Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.
- Швец И.С. Программа коррекционных групповых занятий «Развитие простых навыков коммуникации у детей с РАС для учащихся 1-2 классов»
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Л.Б. Баряева, «Кодовый словарь», «Я - говорю!»( упражнения с пиктограммами), М. Дрофа, 2007
- Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.
- Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
- Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29.
- Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004.
Информационно- методическое сопровождение:
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г
- Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Календарно – тематическое
планирование
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол – во часов | Дата |
1. | «Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
2. | «Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. | ||
3. | «Я- ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Активизация артикуляционной моторики. Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
4. | «Я- ребёнок» | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Активизация артикуляционной моторики. Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
5. | «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
6. | «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
7. | «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
8. | «Моя семья» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
9. | «Ребенок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
10. | «Ребенок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Формирование представления о звуках речи. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
11. | «Ребёнок и его игрушки» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Активизация артикуляционной моторики. Звук/ а. /и буква А а. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
12. | «Ребёнок и его игрушки» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ о /и буква О о. Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
13 | «Ребёнок и его игрушки» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Активизация артикуляционной моторики. Звуки и буквы А - О Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Упражнения для развития мелкой моторики «Пальчиковые шаги». | ||
14. | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук У. и буква Уу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | ||
15. | «Ребёнок в школе» | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звуки и буквы У - О. | ||
16. | «Ребёнок в мире цвета » | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук И и буква И. | ||
17. | «Ребёнок в мире цвета » | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Ы. и буква Ы. | ||
18. | «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук Э и буква Э э. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | ||
19. | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | ||
20. | «Ребёнок в мире цвета и звука» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Звук С и буква С. | ||
21. | «Ребёнок и эмоции» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. Звук Х и буква Х. | ||
22. | «Ребёнок и эмоции» | вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Повторить пройденные звуки и буквы. Звук Ш и буква Ш. | ||
23. | «Ребёнок, одежда, обувь» | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук Л и буква Л. | ||
24. | «Ребёнок, одежда, обувь» Работа с альбомом. | Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук Н и буква Н. Рисуем пальчиками на песке. | ||
25. | «Ребёнок и мир домашних животных» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы); Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Повторить пройденные звуки и буквы. Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. Рисуем пальчиками на песке. | ||
26. | «Ребёнок и мир домашних животных» | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук Р и буква Р. | ||
27. | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану. Звук К и буква К Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | ||
28. | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Т и буква Т. Рисуем пальчиками на песке. | ||
29. | «Ребёнок и мир диких животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук П и буква П. Рисуем пальчиками на песке. | ||
30. | «Ребёнок и мир животных»
| Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук В и буква В. Рисуем пальчиками на песке. | ||
31. | «Ребёнок и мир животных»
| Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук З и буква З. Рисуем пальчиками на песке. | ||
32. | «Ребёнок и мир животных» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Д* и буква Д д. Кинезиологические упражнения. | ||
33. | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звуки Ж и буква Ж. Кинезиологические упражнения | ||
34. | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Б и буква Б. Кинезиологические упражнения. | ||
35. | «Ребёнок и мир растений» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Г и буква Г г. Кинезиологические упражнения. | ||
36. | «Я в семье. Я и мама. Эмоции.» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Д и буква Д. Кинезиологические упражнения. | ||
37. | «Ребенок и мир птиц» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Й и буква Й. Кинезиологические упражнения. | ||
38. | «Ребенок и мир птиц» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Буква Ь. Кинезиологические упражнения | ||
39. | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Буква Е. Кинезиологические упражнения. | ||
40. | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Буква Ё. | ||
41. | «Ребёнок и явления природы». | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | ||
42. | «Ребёнок и явления природы». | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Буква Я. Кинезиологические упражнения. | ||
43. | «Ребенок и путешествия». | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Буква Ю. Рисуем пальчиками на песке. | ||
44. | «Ребенок и путешествия». | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. Кинезиологические упражнения | ||
45. | «Ребенок в городе» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Ц и буква Ц. Рисуем пальчиками на песке. | ||
46. | «Ребёнок и техника.» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Ч и буква Ч. Кинезиологические упражнения. | ||
47. | «Ребёнок и техника» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Щ и буква Щ. Рисуем пальчиками на песке. | ||
48. | «Ребёнок и машины» | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук Ф и буква Ф. Кинезиологические упражнения. | ||
49. | «Ребёнок и машины» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. Рисуем пальчиками на песке. | ||
50. | «Ребёнок и машины» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. Кинезиологические упражнения. | ||
51. | «Ребёнок и мир вокруг» | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. Рисуем пальчиками на песке. |
Направления коррекционной работы:
1. Диагностическая работа
Позволяет выявлять особенности развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы и предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- мониторинга динамики развития обучающихся с РАС, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Использование форм и методов работы:
-сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), -психолого-педагогический эксперимент, -наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, --изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации (речевая карта).
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодич-ность в течение года) | Ответственные | |||
Психолого-педагогическая диагностика | |||||||
Углубленная диагностика детей с РАС | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля | Диагностирование. Заполнение Речевой карты, протокола обследования | сентябрь | Учитель-логопед | |||
Проанализиро-вать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности Сбор данных о поведенческих особенностях. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося | Разработка индивидуального образователь-ного маршрута | До 15.10 | Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель Соц.педагог | |||
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодич-ность в течение года) | Ответственные | |||
Консультирова-ние педагогичес-ких работников по вопросам обучения и воспитания детей с РАС | 1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед | |||
Консультирова-ние обучаю-щихся по выявленных проблемам, оказание превен-тивной помощи | 1. Рекомендации, приёмы, упраж-нения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику (в период школьных каникул) | Учитель – логопед | |||
Консультирова-ние родителей по вопросам обучения детей с РАС, выбора стратегии воспитания, психолого-фи-зиологическим особенностям детей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с родителями | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
2. Консультативная работа
Позволяет обеспечить непрерывность специального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- логопедическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении образовательной программы.
Формы и методы консультативной работы: беседа, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Соблюдаются принципы анонимности, доброжелательности и безоценочного отношения.
3. Информационно-просветительская работа
Осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями процесса обучения и воспитания учащихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной компетентности.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирова-ние родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Участие в работе семинаров, тренингов по вопросам обучения и воспитания детей с РАС | Информацион-ные меропри-ятия | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий | Информацион-ные меропри-ятия | По отдельному плану-графику | Учитель – логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИСТОРИИ для 10-11 класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по истории для 10 класса...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.
Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовате...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...
Рабочая программа по географии для 5 А класса на 2020-2021 учебный год
Программа разработана нна основе авторской Программы основного общего образования по географии для 5-9 классов Алексеева А.И., Климановой О.А., Климанова В.В., Низовцева В.А., опубликованной в сборник...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по физической культуредля учащихся 14 класса на 2020 – 2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на осно...
Платная образовательная программа курса "Избранные вопросы математики" 7 класс на 2020-2021 учебный год
Программа расчитана на 27 учебных часов. В ней рассматриваются вопросы как алгебраического так и геометрического материала....