Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
рабочая программа

Рабочая программа

Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_variant_7.2.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Рабочая программа

Коррекционного курса «Логопедические занятия»

               для учащейся АООП  2 класса (вариант 7.2)

(99 часов в год, 3 час в неделю)

на 2022-2023 учебный год

                                  составлена в соответствии с требованиями ФГОС

           

                         Составитель программы:  учитель – логопед Сливкина О.В.        

2022 г.


1. Пояснительная записка

Данная программа разработана для обучающейся с ЗПР по варианту 7.2 в условиях общеобразовательной школы. Является обязательной частью основной образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования детьми с ЗПР, обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе. Программа коррекционной работы направлена на организацию комплексной помощи школьнику варианта 7.2.

Программа коррекционной работы логопеда с детьми с ЗПР разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11 2014 № 1598, Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08. 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.

При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются различные нарушения высших психических функций.

Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно.  Достаточно часто отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для детей характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, в разной степени выраженный дефицит познавательных и социальных способностей.

У учащейся присутствуют различные нарушения чтения, устной и письменной речи. У обучающейся 2 класса предпосылки для успешного усвоения программы по русскому языку (фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, объём слухоречевой памяти) не сформированы. Из-за недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности представлений об окружающем мире словарный запас беден. Навыки словообразования находятся на низком уровне. Связная речь сформирована недостаточно.

Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ЗПР и логопедической коррекции зависит от характера и степени выраженности первичного нарушения, степени педагогической запущенности, эффективности систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

3. Особенности осуществления образовательного процесса

Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с учащимися по варианту 7.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП НОО, имеющим нарушения в устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.

Задачи программы:

  • обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МБОУ СОШ №8;
  • оказание коррекционной помощи;
  • реализация мероприятий по адаптации детей;
  • организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по варианту 7.2 включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений. Она предполагает, что обучающиеся с ЗПР получат образование сопоставимое обучающимся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:

  • Коррекции нарушений устной и письменной речи.
  • Развития речевой деятельности.
  • Формирования и развития коммуникативных навыков.
  • Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.
  • Формирования и развития различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
  • Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
  • Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.
  • Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
  • Повышения уровня общего развития.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.

1. Коммуникативные.

Развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать в диалог, задавать вопросы.

Научить строить продуктивное высказывание в общении со сверстниками и с взрослыми.

Развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию, правильно и логично выражать свои мысли.

2. Регулятивные.

Развитие умения планировать свою деятельность при выполнении учебной задачи.

Развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой саморегуляции.

3. Познавательные.

Развитие общеучебных логических действий.

Формирование умений работать с информацией в тексте и навыков смыслового чтения.

4. Личностные.

Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные, групповые, подгрупповые), в соответствии с адаптированной программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.

Таким образом, основной задачей курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» является овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда

4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)

Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение различными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

К целевым ориентирам школьного образования следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа.

• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

4.2. Промежуточные планируемые результаты

Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС:

• Нормализация фонетической стороны речи;

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

-способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

-свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

• Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

-использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

-самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

-называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

-воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

-способен делить предложения на слова и составлять из слов;

-способен членить слова на слоги и составлять из слогов;

-способен проводить звуковой анализ слов;

-понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда

5.1. Общие положения.

Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» являются следующие направления:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • информационно-просветительское.

Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР, изучение социальной ситуации их развития и условий семейного воспитания, контроль динамики развития обучающихся, анализ успешности коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР; проведение индивидуальных и групповых коррекционное - развивающих занятий.

Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из следующих форм работы:

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
  2. Развитие речевого слуха.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза.
  4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
  5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
  6. Развитие инициативной речи и мышления.
  7. Развитие грамматических навыков.
  8. Совершенствование связной речи.
  9. Повышение речевой и эмоциональной активности детей.

Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися; консультативную помощь семье.

Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения школьников с ЗПР.

5.2. Содержание занятий.

Коррекционная работа во 2 классе ведется в трех основных направлениях:

  • на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе, развитие слогоритмической структуры слова);
  • на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза);
  • на синтаксическом уровне (уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций, развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам).

Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза ребенка.

Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.
  • Слоговой анализ и синтез.
  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой мягкий знак.
  • Разделительный мягкий ь.
  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-кустическим и графическим признакам.
  • Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классе проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:

  • Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.

Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим направлениям:

  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • формирование функционального базиса письменной речи.

5.3. Организация логопедической работы.

Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия являются логопедические занятия: индивидуальные.

Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию, составленному с учетом классных расписаний, во второй половине дня. По согласованию с учителем. На индивидуальные занятия отводится 25 минут  - 3 раза в неделю.

Зачисление на логопедические занятия осуществляется по результатам обследования и утверждается на ПМПК учреждения.

Допускается объединение перспективного планирования работы с тематическим планированием логопедических занятий.

С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения составляется тематическое планирование занятий с указанием этапа, раздела, темы занятий, их примерного количества.

5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ:

 - Соблюдение интересов ребенка. (Решение проблем ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.)

 - Системность. (Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития.)

 - Комплексность. (Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.)

 - Непрерывность и поэтапность воздействия. (Помощь ребенку оказывается до полного устранения проблемы.)

 - Вариативность. (Создание вариативных программ в зависимости от особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей личности.)

 - Обеспечение здоровье сберегающих условий. (Профилактика физических, умственных и психических перегрузок.)

 - Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность воздействия.

5.5 Определение эффективности логопедической работы.

Требования к результатам освоения курса конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Эффективность логопедической работы определяется при сравнительном анализе результатов входящей и заключительной диагностики, показывающей позитивные изменения, полученные на выходе.

Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе освоения программы (отслеживание положительной динамики).

Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов педагогов, воспитателей, классного руководителя, свидетельствующих о восполнении пробелов в знаниях в процессе обучения, совершенствовании учебных навыков и уменьшении частоты проявления поведенческих реакций.

6 Программно-методическое обеспечение.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда» А. В. Ястребовой, Т. П.Бессоновой Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.

При составлении рабочих программ используются следующие методические источники: Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда», М: Просвещение, 1991г.,

Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений», М., Аркти, 1999 г.,

Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в школе», М., Сфера, 2007 г.,

 Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма» М., Аркти, 2005 г.,

Лебедева П.Д. «Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с ЗПР», СПб, 2004 г.,

 Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М., Просвещение, 2012 г.

7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

1.Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12 2012 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Минобразования и науки РФ от 6. 10.  2009 г.   №373 (с изменениями на 31. 12. 2015 г.)

3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897  

4. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014 г. №1598.

Приказ Минобразования и науки России №1015 от 30.08.2013 (ред. от 17.07 2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования».

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4, подготовительный класс. (Русский язык. Автор Р.Д. Тригер. Литературное чтение. Авторы: Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Автор: С. Г. Шевченко.) М. Парадигма. 2012. Допущено Минобразования РФ. М. Школьная Пресса, 2005.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1. (Русский язык, литературное чтение, окружающий мир).  5-е изд., перераб.  М, «Просвещение» 2011г. (Стандарты второго поколения).

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А. В., Бессонова Т. П.   М.: Когито-Центр, 1996(Издание подготовлено по заказу Министерства образования РФ)

«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» Бессонова Т. П. М.: АПК и ППРО РФ, 2008.

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».

Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29. 12. 2010 г. №189.

2 класс (99 часов в год, 3 час в неделю)

Название раздела, темы логопедического занятия

Содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

Дата

факт.

Раздел 1. Обследование речевого развития                                                                                                                                               7 ч.

1

Изучение медицинских карт, сведения о семье ребенка, данных о речевом развитии.

Тестовая логопедическая диагностика стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.).

Выполнять задания на повторение слогов, слов, предложений

Уметь называть предметные, сюжетные картинки

Выполнять инструкцию учителя

02.09.2022

05.09.2022

07.09.2022

09.09.2022

12.09.2022

14.09.2022

16.09.2022

2

Обследование звукопроизносительной стороны речи, слоговой структуры слова, словарного запаса, импрессивной речи, экспрессивной речи, грамматического строя речи

3

Обследование чтения.

4

Обследование письма.

Раздел 2. Звуковой анализ                                                                                                                                                                             5 ч.

5

Образование звуков речи.

Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи.

Понимать положение артикуляционного аппарата.

Выполнять упражнения и пробы по образцу. Понимать положение артикуляционного аппарата.

Выполнять упражнения и пробы по образцу

19.09.2022

19.09.2022

6

Узнавание гласного звука на слух.

Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда.

Развивать фонематический слух.

21.09.2022

23.09.2022

26.09.2022

28.09.2022

7

Согласные звуки.

Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

Показать различие в образовании гласных и согласных звуков.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова 

Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова

8

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.

9

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Развивать фонематические процессы.

Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова

Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным                                                                                          12 ч.

10

11

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах,

в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Выполнять задания на развитие фонематического восприятия.

Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении

30.09.2022

03.10.2022

12

13

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах,

словах

05.10.2022

07.10.2022

14

15

 Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах,

 в словах

10.10.2022

12.10.2022

16

17

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах,

 в словах.

14.10.2022

17.10.2022

18

19

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах,

в словах

19.10.2022

21.10.2022

20

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

24.10.2022

21

Итоговое занятие по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

26.10.2022

Раздел 4. Слоговая структура слова                                                                                                                                                             6 ч.

22

Анализ односложных слов.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.

Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова

28.10.2022

23

Анализ двусложных слов.

31.10.2022

24

Анализ трёхсложных слов.

02.11.2022

25

Деление на слоги слов со стечением согласных.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

11.11.2022

26

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

14.11.2022

27

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение распознавать ударную и безударную гласную в слове и обосновывать своё мнение. Закрепить умение определять ударный слог.

16.11.2022

Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных                                                                                                         13 ч.

28

29

Различение Б – П в слогах, словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Выполнять задания на развитие фонематического восприятия.

Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении

18.11.2022

21.11.2022

30

31

Различение В - Ф в слогах, в словах.

23.11.2022

25.11.2022

32

33

Различение Г - К в слогах, в словах.

28.11.2022

30.11.2022

34

35

Различение Д – Т в слогах, в словах.

02.12.2022

05.12.2022

36

37

Различение Ж - Ш в слогах, в словах.

07.12.2022

09.12.2022

38

39

Различение З – С в слогах, в словах.

12.12.2022

14.12.2022

40

Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся.

16.12.2022

Раздел 6. Дифференциация согласных                                                                                                                                                         11 ч.

41

42

Различение С – Ц в слогах, словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Выполнять задания на развитие фонематического восприятия.

Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении

19.12.2022

21.12.2022

43

44

 Различение Ч – Ц в слогах, словах.

23.12.2022

26.12.2022

45

46

 Различение Ч – Щ в слогах, словах.

28.12.2022

13.01.2023

47

48

Различение Ш – Щ в слогах, словах.

16.01.2023

18.01.2023

49

50

Различение И – Й изолированно и в словах.

20.01.2023

23.01.2023

51

Закрепление пройденного материала

25.01.2023

Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные                                                                                                                                      4 ч.

52

53

Различение согласных Р – Л в слогах, словах.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Выполнять задания на развитие фонематического восприятия.

Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении

27.01.2023

30.01.2023

01.02.2023

03.02.2023

54

55

Различение согласных Р – Л в предложении.

Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных                                                                                                              7 ч.

56

57

 Различение С – Ш в слогах, словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Выполнять задания на развитие фонематического восприятия.

Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении

06.02.2023

08.02.2023

10.02.2023

13.02.2023

15.02.2023

17.02.2023

20.02.2023

58

59

Различение З – Ж в слогах, словах.

60

61

 Различение С – Щ в слогах, словах.

62

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение дифференцировать свистящие и шипящие согласные.

Раздел 9. Слова, обозначающие предметы                                                                                                                                                  4 ч.

63

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»

Иметь представление о том, что такое «существительное»

Уметь находить существительное по вопросу, на который оно отвечает.

Уметь задавать правильный вопрос к предметам.

Уметь обобщать предметы по схожему признаку

22.02.2023

24.02.2023

27.02.2023

01.03.2023

64

Определение предмета по названию его составных частей.

Учить определять предмет по его составным частям.

65

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия.

Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

66

Закрепление пройденного материала

Иметь представление о словах, обозначающих предмет

1

Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета                                                                                                                            4 ч.

67

Различение животных по их действиям.

Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности (кто как передвигается, кто как голос подаёт).

Иметь представление о словах-действиях.

Уметь задавать вопросы к слова-действиям.

Уметь графически изображать слова-действия

03.03.2023

06.03.2023

10.03.2023

13.03.2023

68

Различение профессии людей по их действиям.

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют.

69

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия.

Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

70

Закрепление пройденного материала

Уметь различать слова, обозначающие действие

Раздел 11. Работа с предлогами                                                                                                                                                                 10 ч.

71

Применение предлогов в речи.

Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи.

Познакомить детей с предлогами на практическом уровне.

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

Иметь представление о предлогах.

Уметь правильно употреблять предлоги в речи.

Уметь определять предлоги в тексте.

Уметь подбирать предлоги по смыслу.

Знать конкретно-пространственные свойства предлогов.

15.03.2023

72

73

Предложения с предлогами на, в.

17.03.2023

20.03.2023

22.03.2023

24.03.2023

74

75

Предложения с предлогом с, из.

76

77

Предложения с предлогом от, к.

78

79

Предложения с предлогом над, под.

80

Закрепление понятия о предлогах.

12

Раздел 12. Предложение                                                                                                                                                                               9 ч.

81

82

Обозначение границ предложения.

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи.

Иметь представление о предложении.

Уметь отличать предложение от набора слов.

Уметь определять границы предложения.

Уметь письменно оформлять текст.

03.04.2023

05.04.2023

07.04.2023

10.04.2023

12.04.2023

14.04.2023

17.04.2023

19.04.2023

83

84

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Учить составлять грамматически верное предложение.

85

86

Сложное предложение.

Познакомить детей со сложносочинённым предложением( с союзом «а»).

87

Интонационная законченность предложения.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

88

Интонационная законченность предложения.

89

Закрепление пройденного материала

Закрепить знания о предложении

21.04.2023

Раздел 13. Текст                                                                                                                                                                                              6 ч.

90

Ознакомление с признаками текста.

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Иметь представление о тексте.

Уметь правильно и последовательно излагать текст.

Уметь устанавливать связь между частями текста.

24.04.2023

26.04.2023

28.04.2023

03.05.2023

05.05.2023

08.05.2023

10.05.2023

91-

93

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте

94 –

96

Составление рассказа по серии картинок.

Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

Раздел 14. Обследование

4 ч.

97

Фронтальное обследование

Тестовая логопедическая диагностика стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.).

Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития.

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.

Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

Выполнять задания на повторение слогов, слов, предложений

Уметь называть предметные, сюжетные картинки

Выполнять инструкцию учителя

12.05.2023

15.05.2023

17.05.2023

19.05.2023

98

Фронтальное обследование

99

Фронтальное обследование

100

Фронтальное обследование

101

Фронтальное обследование

Диктант

22.05.2023

102

Фронтальное обследование

Контрольное списывание

24.05.2023

103

Итоговая диагностика

26.05.2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...