Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
рабочая программа
Рабочая программа
Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_variant_7.2.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Коррекционного курса «Логопедические занятия»
для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
(99 часов в год, 3 час в неделю)
на 2022-2023 учебный год
составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Составитель программы: учитель – логопед Сливкина О.В.
2022 г.
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана для обучающейся с ЗПР по варианту 7.2 в условиях общеобразовательной школы. Является обязательной частью основной образовательной программы для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования детьми с ЗПР, обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе. Программа коррекционной работы направлена на организацию комплексной помощи школьнику варианта 7.2.
Программа коррекционной работы логопеда с детьми с ЗПР разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19. 11 2014 № 1598, Приказа Минобрнауки России № 1015 от 30.08. 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам…» с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает удовлетворение их особых образовательных потребностей, коррекцию и развитие речевой деятельности, и социальную адаптацию через формирование коммуникативных навыков и расширение представлений об окружающей действительности.
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются различные нарушения высших психических функций.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Достаточно часто отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для детей характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, в разной степени выраженный дефицит познавательных и социальных способностей.
У учащейся присутствуют различные нарушения чтения, устной и письменной речи. У обучающейся 2 класса предпосылки для успешного усвоения программы по русскому языку (фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа, объём слухоречевой памяти) не сформированы. Из-за недостаточности общего запаса и уровня знаний, ограниченности представлений об окружающем мире словарный запас беден. Навыки словообразования находятся на низком уровне. Связная речь сформирована недостаточно.
Успешность освоения программы начального общего образования ребёнком с ЗПР и логопедической коррекции зависит от характера и степени выраженности первичного нарушения, степени педагогической запущенности, эффективности систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
Целью программы коррекционной работы учителя-логопеда с учащимися по варианту 7.2 в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении АООП НОО, имеющим нарушения в устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении.
Задачи программы:
- обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МБОУ СОШ №8;
- оказание коррекционной помощи;
- реализация мероприятий по адаптации детей;
- организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» по варианту 7.2 включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением, а также профилактику и коррекцию их нарушений. Она предполагает, что обучающиеся с ЗПР получат образование сопоставимое обучающимся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:
- Коррекции нарушений устной и письменной речи.
- Развития речевой деятельности.
- Формирования и развития коммуникативных навыков.
- Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.
- Формирования и развития различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
- Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
- Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.
- Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
- Повышения уровня общего развития.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Задачи по формированию УУД на логопедических занятиях.
1. Коммуникативные.
Развитие умения работать по словесной инструкции, слушать, вступать в диалог, задавать вопросы.
Научить строить продуктивное высказывание в общении со сверстниками и с взрослыми.
Развивать умение адекватно воспринимать и передавать информацию, правильно и логично выражать свои мысли.
2. Регулятивные.
Развитие умения планировать свою деятельность при выполнении учебной задачи.
Развитие навыков самопроверки, самоконтроля и волевой саморегуляции.
3. Познавательные.
Развитие общеучебных логических действий.
Формирование умений работать с информацией в тексте и навыков смыслового чтения.
4. Личностные.
Развитие ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные, групповые, подгрупповые), в соответствии с адаптированной программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнения.
Таким образом, основной задачей курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» является овладение ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Развитие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение различными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
К целевым ориентирам школьного образования следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа.
• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
4.2. Промежуточные планируемые результаты
Ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС:
• Нормализация фонетической стороны речи;
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
-свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
• Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
-использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
-самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
-называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
-способен делить предложения на слова и составлять из слов;
-способен членить слова на слоги и составлять из слогов;
-способен проводить звуковой анализ слов;
-понимает смыслоразличительную роль фонемы.
5. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда
5.1. Общие положения.
Основными направлениями курса «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» являются следующие направления:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- информационно-просветительское.
Диагностическая работа: комплексное обследование учеников с ЗПР, изучение социальной ситуации их развития и условий семейного воспитания, контроль динамики развития обучающихся, анализ успешности коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями школьников с ЗПР; проведение индивидуальных и групповых коррекционное - развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа (вариант 7.2) состоит из следующих форм работы:
- Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики.
- Развитие речевого слуха.
- Формирование звукового анализа и синтеза.
- Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
- Ознакомление с предложением и словом в предложении.
- Развитие инициативной речи и мышления.
- Развитие грамматических навыков.
- Совершенствование связной речи.
- Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися; консультативную помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения школьников с ЗПР.
5.2. Содержание занятий.
Коррекционная работа во 2 классе ведется в трех основных направлениях:
- на фонетическом уровне (коррекция дефектов произношения; формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе, развитие слогоритмической структуры слова);
- на лексико-грамматическом уровне (уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе обучающихся; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза);
- на синтаксическом уровне (уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций, развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам).
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Постановка, автоматизация и дифференциация звуков являются сквозными темами и отрабатываются в зависимости от диагноза ребенка.
Темы коррекционной работы на фонетическом уровне:
- Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
- Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
- Звукобуквенный анализ и синтез.
- Слоговой анализ и синтез.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой мягкий знак.
- Разделительный мягкий ь.
- Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-кустическим и графическим признакам.
- Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности: каждый из звуков отрабатывается изолированно, уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, проводится фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком. Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма. Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классе проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Темы коррекционной работы на лексико-грамматическом уровне:
- Понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
- Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
- Состав слова.
- Корень слова и однокоренные слова.
- Безударные гласные в словах. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
- Приставка, суффикс. Словообразование.
- Обобщение знаний учащихся о составе слова.
- Предлоги.
- Приставки и предлоги. Дифференциация и правописании.
Темы коррекционной работы на синтаксическом уровне:
- Составление предложений. Выделение их из текста.
- Связь слов в предложении.
- Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
- Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить: выделять предложения из сплошного текста; учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены; формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Коррекционная индивидуальная работа строится по следующим направлениям:
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- формирование функционального базиса письменной речи.
5.3. Организация логопедической работы.
Основной формой организации коррекционного логопедического воздействия являются логопедические занятия: индивидуальные.
Логопедические занятия проводятся с учащимся по расписанию, составленному с учетом классных расписаний, во второй половине дня. По согласованию с учителем. На индивидуальные занятия отводится 25 минут - 3 раза в неделю.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется по результатам обследования и утверждается на ПМПК учреждения.
Допускается объединение перспективного планирования работы с тематическим планированием логопедических занятий.
С учётом результатов обследования устной речи, письма и чтения составляется тематическое планирование занятий с указанием этапа, раздела, темы занятий, их примерного количества.
5.4 Принципы проектирования и реализации рабочих программ:
- Соблюдение интересов ребенка. (Решение проблем ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.)
- Системность. (Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития.)
- Комплексность. (Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий.)
- Непрерывность и поэтапность воздействия. (Помощь ребенку оказывается до полного устранения проблемы.)
- Вариативность. (Создание вариативных программ в зависимости от особенностей речевого нарушения и индивидуальных особенностей личности.)
- Обеспечение здоровье сберегающих условий. (Профилактика физических, умственных и психических перегрузок.)
- Социально-адаптивная и коррекционно-развивающая направленность воздействия.
5.5 Определение эффективности логопедической работы.
Требования к результатам освоения курса конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Эффективность логопедической работы определяется при сравнительном анализе результатов входящей и заключительной диагностики, показывающей позитивные изменения, полученные на выходе.
Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе освоения программы (отслеживание положительной динамики).
Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов педагогов, воспитателей, классного руководителя, свидетельствующих о восполнении пробелов в знаниях в процессе обучения, совершенствовании учебных навыков и уменьшении частоты проявления поведенческих реакций.
6 Программно-методическое обеспечение.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда» А. В. Ястребовой, Т. П.Бессоновой Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.
При составлении рабочих программ используются следующие методические источники: Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда», М: Просвещение, 1991г.,
Ястребова А. В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений», М., Аркти, 1999 г.,
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Организация логопедической работы в школе», М., Сфера, 2007 г.,
Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма» М., Аркти, 2005 г.,
Лебедева П.Д. «Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с ЗПР», СПб, 2004 г.,
Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе» М., Просвещение, 2012 г.
7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
1.Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Минобразования и науки РФ от 6. 10. 2009 г. №373 (с изменениями на 31. 12. 2015 г.)
3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897
4. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобразования и науки РФ от 19. 12. 2014 г. №1598.
Приказ Минобразования и науки России №1015 от 30.08.2013 (ред. от 17.07 2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования».
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4, подготовительный класс. (Русский язык. Автор Р.Д. Тригер. Литературное чтение. Авторы: Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Автор: С. Г. Шевченко.) М. Парадигма. 2012. Допущено Минобразования РФ. М. Школьная Пресса, 2005.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1. (Русский язык, литературное чтение, окружающий мир). 5-е изд., перераб. М, «Просвещение» 2011г. (Стандарты второго поколения).
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А. В., Бессонова Т. П. М.: Когито-Центр, 1996(Издание подготовлено по заказу Министерства образования РФ)
«Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» Бессонова Т. П. М.: АПК и ППРО РФ, 2008.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 г. «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения».
Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29. 12. 2010 г. №189.
2 класс (99 часов в год, 3 час в неделю)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата | Дата факт. |
Раздел 1. Обследование речевого развития 7 ч. | |||||
1 | Изучение медицинских карт, сведения о семье ребенка, данных о речевом развитии. | Тестовая логопедическая диагностика стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.). | Выполнять задания на повторение слогов, слов, предложений Уметь называть предметные, сюжетные картинки Выполнять инструкцию учителя | 02.09.2022 05.09.2022 07.09.2022 09.09.2022 12.09.2022 14.09.2022 16.09.2022 | |
2 | Обследование звукопроизносительной стороны речи, слоговой структуры слова, словарного запаса, импрессивной речи, экспрессивной речи, грамматического строя речи | ||||
3 | Обследование чтения. | ||||
4 | Обследование письма. | ||||
Раздел 2. Звуковой анализ 5 ч. | |||||
5 | Образование звуков речи. | Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. | Понимать положение артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения и пробы по образцу. Понимать положение артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения и пробы по образцу | 19.09.2022 | 19.09.2022 |
6 | Узнавание гласного звука на слух. | Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда. Развивать фонематический слух. | 21.09.2022 23.09.2022 26.09.2022 28.09.2022 | ||
7 | Согласные звуки. | Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова | ||
8 | Слова, отличающиеся одним согласным звуком. | ||||
9 | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. | Развивать фонематические процессы. | Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова | ||
Раздел 3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласным 12 ч. | |||||
10 11 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах, в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда | Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Выполнять задания на развитие фонематического восприятия. Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении | 30.09.2022 03.10.2022 | |
12 13 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах, словах | 05.10.2022 07.10.2022 | |||
14 15 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах, в словах | 10.10.2022 12.10.2022 | |||
16 17 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах, в словах. | 14.10.2022 17.10.2022 | |||
18 19 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах, в словах | 19.10.2022 21.10.2022 | |||
20 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 24.10.2022 | ||
21 | Итоговое занятие по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. | 26.10.2022 | ||
Раздел 4. Слоговая структура слова 6 ч. | |||||
22 | Анализ односложных слов. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | Иметь представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова | 28.10.2022 | |
23 | Анализ двусложных слов. | 31.10.2022 | |||
24 | Анализ трёхсложных слов. | 02.11.2022 | |||
25 | Деление на слоги слов со стечением согласных. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | 11.11.2022 | ||
26 | Определение ударного слога в словах. | Учить определять ударный слог. | 14.11.2022 | ||
27 | Закрепление пройденного материала | Закрепить умение распознавать ударную и безударную гласную в слове и обосновывать своё мнение. Закрепить умение определять ударный слог. | 16.11.2022 | ||
Раздел 5. Дифференциация звонких и глухих парных согласных 13 ч. | |||||
28 29 | Различение Б – П в слогах, словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Выполнять задания на развитие фонематического восприятия. Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении | 18.11.2022 21.11.2022 | |
30 31 | Различение В - Ф в слогах, в словах. | 23.11.2022 25.11.2022 | |||
32 33 | Различение Г - К в слогах, в словах. | 28.11.2022 30.11.2022 | |||
34 35 | Различение Д – Т в слогах, в словах. | 02.12.2022 05.12.2022 | |||
36 37 | Различение Ж - Ш в слогах, в словах. | 07.12.2022 09.12.2022 | |||
38 39 | Различение З – С в слогах, в словах. | 12.12.2022 14.12.2022 | |||
40 | Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся. | 16.12.2022 | ||
Раздел 6. Дифференциация согласных 11 ч. | |||||
41 42 | Различение С – Ц в слогах, словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Выполнять задания на развитие фонематического восприятия. Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении | 19.12.2022 21.12.2022 | |
43 44 | Различение Ч – Ц в слогах, словах. | 23.12.2022 26.12.2022 | |||
45 46 | Различение Ч – Щ в слогах, словах. | 28.12.2022 13.01.2023 | |||
47 48 | Различение Ш – Щ в слогах, словах. | 16.01.2023 18.01.2023 | |||
49 50 | Различение И – Й изолированно и в словах. | 20.01.2023 23.01.2023 | |||
51 | Закрепление пройденного материала | 25.01.2023 | |||
Раздел 7. Дифференциация сонорных согласные 4 ч. | |||||
52 53 | Различение согласных Р – Л в слогах, словах. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Выполнять задания на развитие фонематического восприятия. Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении | 27.01.2023 30.01.2023 01.02.2023 03.02.2023 | |
54 55 | Различение согласных Р – Л в предложении. | ||||
Раздел 8. Дифференциация свистящих и шипящих согласных 7 ч. | |||||
56 57 | Различение С – Ш в слогах, словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | Понимать сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Выполнять задания на развитие фонематического восприятия. Научиться произношению звуков изолированно, слогах, словах и предложении | 06.02.2023 08.02.2023 10.02.2023 13.02.2023 15.02.2023 17.02.2023 20.02.2023 | |
58 59 | Различение З – Ж в слогах, словах. | ||||
60 61 | Различение С – Щ в слогах, словах. | ||||
62 | Закрепление пройденного материала | Закрепить умение дифференцировать свистящие и шипящие согласные. | |||
Раздел 9. Слова, обозначающие предметы 4 ч. | |||||
63 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?» | Иметь представление о том, что такое «существительное» Уметь находить существительное по вопросу, на который оно отвечает. Уметь задавать правильный вопрос к предметам. Уметь обобщать предметы по схожему признаку | 22.02.2023 24.02.2023 27.02.2023 01.03.2023 | |
64 | Определение предмета по названию его составных частей. | Учить определять предмет по его составным частям. | |||
65 | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | |||
66 | Закрепление пройденного материала | Иметь представление о словах, обозначающих предмет | |||
1 | Раздел 10. Слова, обозначающие действие предмета 4 ч. | ||||
67 | Различение животных по их действиям. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности (кто как передвигается, кто как голос подаёт). | Иметь представление о словах-действиях. Уметь задавать вопросы к слова-действиям. Уметь графически изображать слова-действия | 03.03.2023 06.03.2023 10.03.2023 13.03.2023 | |
68 | Различение профессии людей по их действиям. | Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | |||
69 | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | |||
70 | Закрепление пройденного материала | Уметь различать слова, обозначающие действие | |||
Раздел 11. Работа с предлогами 10 ч. | |||||
71 | Применение предлогов в речи. | Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи. Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | Иметь представление о предлогах. Уметь правильно употреблять предлоги в речи. Уметь определять предлоги в тексте. Уметь подбирать предлоги по смыслу. Знать конкретно-пространственные свойства предлогов. | 15.03.2023 | |
72 73 | Предложения с предлогами на, в. | 17.03.2023 20.03.2023 22.03.2023 24.03.2023 | |||
74 75 | Предложения с предлогом с, из. | ||||
76 77 | Предложения с предлогом от, к. | ||||
78 79 | Предложения с предлогом над, под. | ||||
80 | Закрепление понятия о предлогах. | ||||
12 | Раздел 12. Предложение 9 ч. | ||||
81 82 | Обозначение границ предложения. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи. | Иметь представление о предложении. Уметь отличать предложение от набора слов. Уметь определять границы предложения. Уметь письменно оформлять текст. | 03.04.2023 05.04.2023 07.04.2023 10.04.2023 12.04.2023 14.04.2023 17.04.2023 19.04.2023 | |
83 84 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | Учить составлять грамматически верное предложение. | |||
85 86 | Сложное предложение. | Познакомить детей со сложносочинённым предложением( с союзом «а»). | |||
87 | Интонационная законченность предложения. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | |||
88 | Интонационная законченность предложения. | ||||
89 | Закрепление пройденного материала | Закрепить знания о предложении | 21.04.2023 | ||
Раздел 13. Текст 6 ч. | |||||
90 | Ознакомление с признаками текста. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | Иметь представление о тексте. Уметь правильно и последовательно излагать текст. Уметь устанавливать связь между частями текста. | 24.04.2023 26.04.2023 28.04.2023 03.05.2023 05.05.2023 08.05.2023 10.05.2023 | |
91- 93 | Пересказ текста по вопросам. | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте | |||
94 – 96 | Составление рассказа по серии картинок. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | |||
Раздел 14. Обследование | 4 ч. | ||||
97 | Фронтальное обследование | Тестовая логопедическая диагностика стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А.). Обследовать речь на уровне всех компонентов. Выявить динамику развития. Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить наличие нарушений звукопроизношений. Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов | Выполнять задания на повторение слогов, слов, предложений Уметь называть предметные, сюжетные картинки Выполнять инструкцию учителя | 12.05.2023 15.05.2023 17.05.2023 19.05.2023 | |
98 | Фронтальное обследование | ||||
99 | Фронтальное обследование | ||||
100 | Фронтальное обследование | ||||
101 | Фронтальное обследование | Диктант | 22.05.2023 | ||
102 | Фронтальное обследование | Контрольное списывание | 24.05.2023 | ||
103 | Итоговая диагностика | 26.05.2023 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...