Урок по русскому языку на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку
на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе
Провела: Кузнецова Т.А.
2017
Цель урока: дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов; правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Формирование умений:
- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях;
- развивать культуру речи учеников.
Ход урока:
I
I Вступление. Сообщение темы урока.
- Ребята, все приготовились к уроку? Сегодня тема нашего урока «Вводные слова и вводные предложения».
II Фонетическая и грамматическая разминка.
Но вначале давайте проведём фонетическую и грамматическую разминку и выполним тест.
Тест.
1. Укажите ошибочное суждение
А.В слове КРАСНОГО буква Г обозначает звук [В]
Б В слове ГОДИТСЯ 7 букви 6 звуков.
В. В слове ЖЁЛТЫЕ все согласные твёрдые.
Г. В слове ЕХАТЬ количество букв и звуков совпадает.
2. Укажите слово с чередующийся гласной.
А. сожаление
Б.красота
В.полоса
Г.зарево
3.В каком слове правописание приставки зависит от её значения.
А. приглушённый
Б. воскликнул
В. разбудить
Г.посмотреть
4. В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованным при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н. пишется НН»?
А. немедленно
Б.деревянный
В.длинные
Г.родственница
III Изучение нового материала.
- Прежде чем перейти к изучению нового материала посмотрите небольшую сценку и постарайтесь ответить на вопрос: Что же такое вводные слова и какую роль в предложении они играют?
1. Сценка «Грамматический сон Почемучки»
«Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты: слова — члены предложения (подлежащее со сказуемым и определение с дополнением).
Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
Прочитал, и взяло меня сомнение, что значит — возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают другую возможность — не понравится?
Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
Извините, друзья, но это мне вовсе не понравилось. Что значит бесспорно"! Ну и самоуверенность у этих артистов!
Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно быстро исчезло, однако возникло снова и встало в начале предложения. Вышло еще хуже: Бесспорно, это представление вам понравится.
Начался шум и на сцене, и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову бесспорно и вывел его из предложения, а вместо него ввел слово вероятно. Теперь предложение зазвучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным (чувствуется уважение к зрителям). Уселся я в кресле поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению, проснулся».
2. Сообщение теоретического материала.
-Итак, ребята, кто же из вас догадался, что такое вводные слова и для чего они нужны?
Вводные слова и вводные конструкции – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Вводные слова:
- не являются членами предложения
- грамматически не связаны с членами предложения.
В устной речи они выделяются интонационно, т.е. выделяются паузами, произносятся с понижением голоса, быстрее по сравнению с остальной часть частью предложения.
В письменной – пунктуационно: запятыми.
3. Разряды вводных слов.
Вводные слова и вводные сочетания слов делятся на группы по выражаемому им значению:
1. ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО.
- К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К РАДОСТИ , К ОГОРЧЕНИЮ, К ДОСАДЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К УЖАСУ, К СТЫДУ, НА СЧАСТЬЕ, НА БЕДУ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО И ДР.
- Например:
- К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
- Частые и сильные дожди, к всеобщему сожалению, мешали успешному ходу путешествия.
- К великой моей досаде, Швабрин объявил, что песня моя нехороша
- - Придумайте своё предложение, используя вводные слова, выражающие различные чувства. Но постарайтесь, чтобы вводное слово стояло в конце предложения.
2. Выражают степень достоверности (большая или меньшая степень уверенности)
- конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, бесспорно.
- наверное, возможно, должно быть, по-видимому, пожалуй, в сущности, думаю, очевидно, видимо и т.д.
- Каждый, конечно, испытал чувство сопричастности к прошлому своей Родины.
- Мы долго кружили по наполненному птицами заливу и, разумеется, заблудились.
- Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг.
3 . Указывают на источник сообщения.
- говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведениям…, по сообщению…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, на мой взгляд, по слухам т.д.
- По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшению.
- По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
- Погода в районе их дома была, по мнению Софьи Ивановны, гораздо лучше, чем на всей улице.
4. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения (перечисление, противопоставление, следствие, вывод)
- во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, кстати, другими словами, одним словом иначе говоря и т.д.
- В письме матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известия о домашних делах.
- Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифорович, напротив, больше молчит.
5. Слова,обращение к собеседнику (с целью привлечь его внимания, выражение вежливости
- видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе.
- извините, простите, пожалуйста, будьте добры, скажите на милость спасибо, будьте любезны и т.д.
- Где же это, позвольте, было?
- А я, видите ли, никогда не служил.
- Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня.
IV Закрепление изученного материала.
- А теперь мы проверим. Как же вы усвоили новый материал.
Задание 1. Вставить пропущенные и подходящие по смыслу вводные слова.
(Кажется)… завтра будет хорошая погода.
Если мы поторопимся, то (возможно)… успеем в театр.
Путешествие по узкой горной тропе (к счастью)… закончилось благополучно.
Туристы долго обсуждали маршрут и (наконец)… выбрали путь к разрушенному замку.
По пути к клетке павлина мы ожидали увидеть прекрасную птицу, и …(действительно) птица оказалась великолепной.
V. Физкультминутка
-А сейчас немнежко отдохнём.
- Ребята, я вам предлагаю на короткое время вернуться в детство и поиграть в «Хлопушки». Для этого вам нужно будет закрыть глаза и внимательно меня слушать. Я буду называть слова с чередующимися гласными е и и . Как только вы услышите слово с буквой е, хлопаете в ладоши. Только не подглядывайте.
Собирать, блестеть, блистать, пробираться, расстелить, убирать, замереть, застелить, застилать, удирать, зажигать, сочетать, расстилать, стереть, запирать, вычитать, соберёт.
VI. Запомните! Не являются вводными следующие слова и сочетания слов.
- буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.
- Например:
- Слышится будто грохотание грома.
- Все словно изменилось с тех пор.
- Пришли как раз к началу спектакля.
- Вернемся приблизительно через час.
- Объем работы оказался примерно вдвое.
- Поступить нужно было именно так.
- Он даже не ответил на мое письмо
VII Омонимия вводных слов и членов предложения.
однако | |||
Если стоит в середине или в конце предложения. Смотри, однако, будь осторожна. Сколько хлопот, однако. | Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены ( в этих случаях имеет значение противительного союза но). Мы не надеялись встретиться, однако встретились. Однако его поведение меня не обидело. | ||
наконец | |||
Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершает собой перечисление. Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (= и еще можно обратиться…). | Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего). Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. В этом значении возможна частица –то. Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались…). Значит | ||
Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень. Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если находится между частями сложного бессоюзного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился. | Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить. |
VIII Поработайте корректором! Исправьте пунктуационные ошибки
Вероятно это, и была первая любовь. Мне было, я думаю пять лет. Девочка пожалуй была старше но не слишком. Помню сумерки на улице перед оградой, какой-то садик. Вероятно поблизости взрослые, но мы, с ними не общаемся.
Проверьте:
Вероятно, это и была первая любовь. Мне было, я думаю, пять лет. Девочка, пожалуй, была старше, но не слишком. Помню, сумерки, на улице перед оградой какой-то садик. Вероятно, поблизости взрослые, но мы с ними не общаемся.
IХ Работа по карточкам.
Отца я, можно сказать, помню совсем молодым. Пожалуй, ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю, что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь, стоит молодой человек, я вижу, как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили, что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает именно меня, я, наоборот, увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).
Проверьте:
Отца я, можно сказать, помню совсем молодым. Пожалуй, ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю, что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь, стоит молодой человек, я вижу, как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили, что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает именно меня, я, наоборот, увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).
Х Проверка знаний и умений учащихся.
Тест.
Укажите номера предложений, в которых правильно расставлены запятые.
. Дождь,(1)кажется,(2) зарядил надолго.
2. Руки мои, (1) к страшной моей досаде, (2) слегка дрожали.
3. Героиней этого романа ,(1) разумеется, (2) была Маша.
4. Обычно, (1) он часто приходил к нам.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2
ХI Итог урока.
Для чего же нужны вводные слова?
- Какую роль в предложении играют вводные слова?
- Какую синтаксическую функцию они выполняют?
- Как вводные слова выделяются на письме?
Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков, без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми
- Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков, без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми.
- Вводные слова не являются членами предложения.
- На письме вводные слова выделяются запятыми.
Домашнее задание:
- П. 29, упр. №224.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Урок русского языка по теме "Фонетические процессы и орфографические правила". 10 класс
На уроке большое внимание уделяется углублению и систематизации материала по теме, осознанию учащимися связи фонетики и орфографии, подготовке к ЕГЭ. Экскурсы в историю языка и проблемные вопросы спос...
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....