Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки но только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Метод проектов приобретает последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектные технологии позволяют сформировать у учащихся умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки самообразования, самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой, самоконтроля, умения сформулировать проблему и предложить ее рациональное решение. Учебный проект в школе представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность учащихся – партнеров и учителя.
Примером такой деятельности служит разработанный урок-исследовательский проект «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи». Этот урок позволил расширить рамки школьной программы по такой теме как «Односоставные предложения».
Главная образовательная цель этого урока– организовать исследование особенностей использования односоставных предложений в текстах художественного стиля речи. Достижению этой цели способствует выбор разных форм работы:
- индивидуальной,
- групповой,
- фронтальной;
а также методов обучения:
- частично-поискового,
- исследовательского,
- творческого.
Урок рассчитан на 2 академических часа. Одной из ведущих форм работы стала групповая работа. Эта форма подразумевает умение учащихся работать в группе. Чтобы контролировать и координировать работу учащихся, в каждой группе есть организатор – «Умник», остальные члены группы получают статус «Теоретиков». Также на протяжении урока работу в группах оценивают эксперты – учащиеся 9 класса.
Результатом работы станут проекты-приложения к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения». Этого материала нет в учебниках, а его очень не хватает учителям русского языка и учащимся при подготовке к ГИА. Поэтому работа над созданием такого проекта будет очень полезна для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 56.5 КБ |
prilozhenie_k_uroku.rar | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе.
Тема урока: «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи».
Тип урока: исследовательский проект.
Методические цели урока:
- организовать исследование особенностей использования односоставных предложений в текстах художественного стиля речи;
- повторить виды односоставных предложений;
- повторить особенности художественного стиля речи;
- проанализировать тексты художественного стиля речи;
- определить, какую выразительность придают текстам художественного стиля речи односоставные предложения;
- создать проект – приложение к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения»;
- защитить проект – приложение к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения».
Дидактические цели урока:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
- приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения;
- формирование умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, исследовательских умений;
- формирование презентационных умений и навыков: навыков монологической речи, умения уверенно держать себя во время выступления;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся;
- воспитание любви и уважения к родному языку.
Ход урока.
- Лингвистическая разминка.
- Послушайте стихотворение, которое написал Борис Пастернак, и подумайте, какое настроение оно у вас вызывает?
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
(Во время прочтения стихотворений демонстрация слайдов с репродукциями картин, 1 – 7 слайды)
- С помощью каких художественных средств выразительности создается это настроение?
- Обратите внимание на синтаксическое строение стиха. Какие предложения использует автор?
- Формулировка темы урока.
- Сегодня мы будем исследовать использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи.
Тема урока: «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля речи». (8 слайд)
- Актуализация знаний.
- Назовите ключевые понятия в названии темы урока. (Односоставные предложения, художественный стиль речи).
- Повторим тему «Виды односоставных предложений». Я буду задавать вопросы,
на которые вы должны ответить «да» или «нет». «Да» - поднятая рука.
1. Определенно-личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом сказуемым. (Да)
3. Можно ли в неопределённо-личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)
- Вспомните особенности художественного стиля речи.
- Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы будем наблюдать за текстами художественного стиля речи и выполним очень трудную исследовательскую работу. Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. (приложение №1)
- В группе должен быть организатор обсуждения – у нас это будет «умник», а все остальные – «теоретики».
- Каждый может высказать свою версию решения.
- Один говорит, а остальные слушают.
- Каждая версия обсуждается в группе.
- В группе согласуется общее решение.
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Также на протяжении урока вашу работу в группах будут оценивать эксперты –
ученицы 9 «Б» класса Утина Анастасия и Чугунова Алина.
Результатом вашей работы станет настоящий научный труд - приложения к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения». Этого материала нет в учебниках, а его очень не хватает учителям русского языка при подготовке к ГИА. Поэтому ваш труд будет очень полезен всем учителям русского языка.
Урок сегодня непростой - урок-исследовательский проект. Такой вид урока строится по определенной технологии и требует следования определенному плану. Необходимо определить:
- объект исследования (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения),
- предмет исследования (это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования - более узкое понятие, по сравнению с объектом. Он является частью, элементом объекта),
- цель исследования,
- практическую значимость,
- гипотезу (недоказанное утверждение, предположение или догадка),
- задачи.
(9 слайд)
(приложение №2)
- Вы сегодня только учитесь работать над созданием исследовательского продукта. Но, тем не менее, исходя из темы урока «Использование односоставных предложений в текстах художественного стиля», определите в группах объект, предмет цель, задачи исследования и сформулируйте гипотезу. Помните о правилах работы в группах.
- Продуктом исследования станет, как я уже говорила, приложения к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения». (10 слайд)
- Исследовательская работа.
- Итак, мы начинаем исследование. У вас на партах лежит лист с текстами. (Приложение № 3)Прочитайте задания к ним.
- Какие есть вопросы?
- Подумайте, как вы организуете работу в группах. Распределите между собой обязанности.
- Давайте подведем итоги вашей научной исследовательской работы. Представляя результаты исследования, во-первых, выразительно прочитайте текст, во-вторых зачитайте односоставные предложения, с которыми вы работали, и, в-третьих, расскажите о стилистических особенностях исследованных односоставных предложений и их значении в раскрытии основной мысли текста. Выступая, также помните о требованиях к устному ответу:
- соответствие теме, полнота ответа,
- аргументированность и владение материалом,
- грамотность речи.
В результате этой работы в ваших тетрадях должна появиться таблица об использовании односоставных предложений в текстах художественного стиля. Как это сделать? (11 – 21 слайды)
- Давайте вернемся к гипотезе, которую мы выдвигали в начале работы. Как вы считаете, она подтвердилась или нет? Свой ответ аргументируйте. (22 слайд)
- Создание проекта.
- Вы убедились, что односоставные предложения придают текстам художественного стиля речи особую выразительность и способствуют раскрытию основной идеи текста. И теперь готовы приступить важной работе – созданию приложений к параграфам учебника «Русский язык. 8 класс» по теме «Односоставные предложения».
- Вам в помощь предложены бланки (приложение №5), которые нужно будет заполнить. Изучите их внимательно. Из скольких частей будет состоять ваша работа? Что поможет вам в работе с первой частью? А вторая часть – это ваша творческая работа. Вы должны будете создать свой текст объемом 5 предложений, в котором будут преобладать те односоставные предложения, с которыми вы работали в течение урока. Тема и форма свободная.
- Но перед началом работы я не могу не прочитать вам несколько образцов русской классической литературы, в которых поэты мастерски используют односоставные предложения.
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (А. Фет)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! (А. Фет)
(23 – 25 слайды)
- Наверное, не случайно русские поэты и писатели при написании своих произведений обращались к односоставным предложениям. Мы еще раз убеждаемся, что такие предложения придают особую выразительность произведениям.
- Итак, приступаем к работе над проектом. Удачные проекты получатся у тех групп, которые помнят о правилах работы в группах. Распределите между собой обязанности.
- Уважаемые теоретики и умники, представьте свои проекты. Помните о требованиях к устному ответу.
(комментарии к выступлениям)
- Слово для оценки вашей работы даю экспертам.
(выставление отметок)
- Рефлексия.
- Давайте подведем итог работе. Какие открытия вы совершили сегодня на уроке? Какие ощущения остались после проделанной очень серьезной научной работы? Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).
Урок - открытие в изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...
Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.
Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....
Контрольная работа по русскому языку на тему "Словосочетание. Односоставные предложения"
Контрольнаяработа для учащихся 8класса по проверке видов односоставных предложений и типам связи слов в словосочетании...