Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологий, ресурсов Интернет, целенаправленное формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, привитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс). ( На основе учебника Гольцовой Н. Г. , Шамшина И. В.  Русский язык. 10 – 11 классы).

Коваленко Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №491 г. Санкт-Петербург

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологий, ресурсов Интернет, целенаправленное формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, привитие навыка самостоятельной работы с учебной литературой.

В представленных разработках учтены все вышеперечисленные требования. Уроки предполагают работу с компьютером, с интерактивной доской. Учитывая разную обеспеченность школ компьютерными классами, предлагаются различные формы работы: в локальной сети, с индивидуальным ПК, использование ПК в качестве средства наглядности, а также включение в учебную деятельность возможностей интерактивной доски.

Одно из основных направлений деятельности учащихся старших классов на уроках русского языка – совершенствование навыков связной речи.

 Речевая подготовка в представленных разработках осуществляется в нескольких направлениях: обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему, обучение письменному высказыванию – рассуждению на свободную тему, обучение диалогической речи.

Наше время – время ЕГЭ. В разработках уделяется большое внимание методике подготовки к экзамену и закрепления навыков выполнения заданий экзаменационных тестов, методике обучения анализу текста и написания эссе (блок С).

 Материалы в методических разработках  и учебнике даны в единой системе: задания разработок дополняют и расширяют теоретическую базу и практические задания учебника.

Вариативность и дифференцированность заданий к упражнениям позволяют отрабатывать разнообразные умения и навыки с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, что имеет важное значение при подготовке к предстоящему экзамену.


Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы с материалом учебника с помощью опорных схем.

Задачи: обобщение и расширение представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных; совершенствование навыков грамматических разборов.

Ход урока.

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II.Работа с записанным на доске (выведенном в слайде презентации или на интерактивной доске) предложением.

Он в жизнь вбегал  рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству.  Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.

- Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?

-Что такое имя прилагательное?

III.Знакомство с теоретическим материалом.

1. Пользуясь учебником (§37,стр.136), рассказать о лексико-грамматических  разрядах имен прилагательных и закончить составление схемы. (Схема может быть выведена на интерактивную доску при наличии таковой в кабинете).

      В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, какими отличительными признаками обладает каждый разряд прилагательных. Один из учащихся заполняет схему, и в результате она выглядит следующим образом:

Учитель обращает внимание учащихся на процесс перехода прилагательных из разряда в разряд. Притяжательные прилагательные при переходе в другую лексико-грамматическую группу отвечают на вопрос  «какой?», а не  «чей?». Например: тулуп (какой?) заячий. Относительные при переходе в разряд качественных  могут иметь  синонимы – качественные прилагательные. Например: малиновое платье – красное платье, ср. малиновое варенье.

IV.Закрепление.

  1. В стихотворении о Есенине назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).
  2. Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд.
  3. Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (Тексты распечатаны для каждого ученика)

    -Определить тему и идею стихотворения.

    -Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?

    -Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?

V.Наблюдение.

1.На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) четверостишье:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

- Определить, в какой форме употреблены прилагательные.

- Какова их синтаксическая функция?

В результате наблюдения  учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в  форме простой сравнительной степени  выступают только в роли сказуемого.

-Пользуясь учебником (стр. 143), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».

2. Упр. 219 (устно)

3. На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации)          предложение:

Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

- Объяснить постановку знаков препинания  в данном четверостишии.

- Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?

- Сделать морфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.139-140. Двое учащихся работают у доски.

VI.Подведение итогов урока.

-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.

-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?

-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?

VII.Домашнее задание: §37, упр.217 (устно), 220 (письменно).

Дидактические материалы

Работа с компьютерным тренажёром .

 (При подключении компьютеров к локальной сети это может быть как индивидуальная работа за ПК, так и работа в парах (сильный – слабый учащиеся)).                                                                        

1)Отметить словосочетания с относительными прилагательными:

Безнравственный поступок

Рыбьи хвосты

Земляной вал

Плоское лицо

Собачья конура

Лютый мороз

Безукоризненные манеры

Свиное сало

Джинсовая ткань

Дедушкина трубка

Апрельский денёк.

         

 2)Отметить словосочетания с качественными прилагательными:

           

Парчовый занавес

Ясные дни

Дедов кабинет

Легкомысленный поступок

Тупой нож

Крысиная нора

                Золотая монета

               Бугристая поверхность

               Мраморная статуя

               Тигриная шкура

               

Рыбий жир

 

3) Отметить словосочетания  с притяжательными прилагательными:

Дедушкина трубка                                                                              

Голубое небо

Осенние дожди

Куриное яйцо

Заячьи следы

Птичий гомон

Охотничье снаряжение

 Дорогая одежда

Университетский диплом

Дерзкий ответ

Рябиновая настойка


Тема урока: Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Цель урока : способы организации деятельности учащихся на уроке в целях приобретения функциональных навыков решения заданий ЕГЭ.

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с написанием окончаний и суффиксов имен прилагательных; совершенствовать навыки аналитического разбора, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь учащихся.

Ход урока.

I. Оргмомент. Тема и цели урока.

II. Готовимся к ЕГЭ.

 Орфоэпическая минутка. Расставить ударения в словах. Данное задание может быть выведено на интерактивную доску и выполняться коллективно.

Августовский, украинский, занятой (человек), занятый (чем-нибудь), девичий, зубчатый, красивее, мизерный, оптовый, прозорливый, языковой (барьер), языковый (деликатес).

III. Проверка сформированности навыков, полученных в результате выполнения домашнего задания.

Тестовый контроль. (Данная форма контроля наиболее эффективна при подключении компьютеров к локальной сети)

1.Какие прилагательные могут иметь категорию полноты/краткости?

А) качественные;

Б) относительные;

В) притяжательные.

2. Полная форма качественного прилагательного в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.

3. Краткая форма качественного прилагательного  в предложении может быть:

А) именной частью составного сказуемого;

Б) согласованным определением;

В) несогласованным определением.

4. Определить синтаксическую функцию выделенного прилагательного.

После уроков, в своё свободное время, она занимается только со способными учениками.

А)согласованное определение;

Б)именная часть составного сказуемого;

 В)несогласованное определение.

5.Отметьте относительные прилагательные:

А) двойная ширина;

Б) чистое бельё;

В) птичий базар;

Г) хрустальный бокал;

Д) заводская столовая;

Е) львиный рык.

6. Отметьте качественные прилагательные:

А) воронье гнездо;

Б) торжественный момент;

В) льняной лоскут;

Г) красный сарафан;

Д) долгий день;

Е) осенний дождь.

7. Отметьте притяжательные прилагательные:

А) лисий хвост;

Б) верблюжий горб;

В) вечерний просмотр;

Г) вкусная конфета;

Д) прибрежная растительность;

Е) лунное сияние.

8.Определите прилагательные в форме сравнительной степени:

А) старейший;

Б) самый бедный;

В) беднее;

Г) умнее всех;

Д) более яркий.

9.В какой форме стоит выделенное в предложении прилагательное?

Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти.

А) простая (синтетическая) сравнительная;

Б) простая (синтетическая) превосходная;

В) составная (аналитическая) сравнительная;

Г) составная (аналитическая) превосходная.

IV.Объяснение нового материала.

1.Самостоятельная работа учащихся с материалом §38. Сформулировать правило правописания  окончаний прилагательных.

В результате работы над таблицей учебника учащиеся приходят к выводу, что правописание окончаний прилагательных зависит от вопроса, который нужно правильно задать от определяемого существительного.

2.Упр.225 (устно).

3.Самостоятельная работа с материалом §39.Задание – составить опорный конспект. Особое внимание учащихся следует обратить на правописание суффиксов прилагательных, вынесенных в тесты ЕГЭ: -ев-—-ив-, -ов-, -чив- - лив-, -оват- - -еват-,-овит- - -евит-, -оньк- - -еньк-. Исключения в правописании суффиксов –ев---ив---ов- легко запомнить с помощью стихотворения:

Незлобивый поэт,

Юродивый почти,

Для милостивых дам

Сумел слова найти.

V. Закрепление.

1. Анализ упр.229,230,231 (устно). В ходе их выполнения учащиеся отрабатывают алгоритм выбора правильного написания суффикса. Учителю следует обратить внимании на правописание слов-исключений: милостивый, юродивый.

2.Выборочный диктант. Выписать имена прилагательные, выделить их суффиксы.

1.Это был мальчик  усидчивый и серьезный, на переменах он ходил одинокий  и задумчивый. 2.Зимою здесь общество было серенькое, неинтересное. 3.В сентябрьские вечера бывают какие-то особые, задумчивые закаты. 4.На рыжеватую щетину сжатых полей  падает первый снег.5. Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый, веснушчатый офицер..6. Белая глянцевая бумага на морозе обжигала пальцы. 7.Мы переехали по бревенчатому мосту через узенькую речонку. 8.На чисто вымытом дощатом полу кружком расселись ребятишки. 9.Дорога проходила песчаным берегом. 10. У каждого экскурсанта за плечами был вещевой мешок. 11.Всю округу припорошило лёгоньким снежком.12. Он весь какой-то сладенький, тихонький. Его так и хочется потрепать по нежненькой щёчке. 13.Государь милостив, авось поможет бедненьким юродивым. 14.Смугловатый цвет его лица показывал, что он давно знаком с закавказским солнцем. 15.Был январский ясный день, всюду сверкало серебряное солнце. 16.По обе стороны дороги мелькали черепитчатые крыши домов. 17.На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка.

3.Составить  связный текст (4 – 5 предложений), используя изучаемые орфограммы. Задание можно дать по рядам. Например, 1 ряд - правописание суффиксов –ев- - -ив- - -ов-, 2 ряд - -оват- - -еват- - -овит- - -евит-, 3 ряд -  -чив- - -лив- , -оньк- - -еньк-, -к- - -ск-.

Работа с составленными текстами.

4.Готовимся к ЕГЭ. Коллективный разбор задания А-18. (Задание может быть выведено на интерактивной доске).

В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е:

А) въедл..вый;

Б) со..вый;

В)глянц..витый;

Г)милост..вый.

1) А,В,Г. 2)Б,В. 3)А,Б,В. 4)А,Б.

5. Самостоятельная работа с тестами ЕГЭ (выполнение заданий А-18).

По окончании производится взаимопроверка.

VI.Подведение итогов урока.

- Чем различается система окончаний притяжательных прилагательных от окончаний прилагательных качественных и относительных? Аргументируйте свой ответ.

-В чем трудность правописания суффиксов прилагательных?

VII.Домашнее задание:§38-39, опорный конспект, упр.232.


Тема урока: Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Цель: развитие  аналитического мышления и познавательной активности в ходе организации самостоятельной работы учащихся с алгоритмами и предложенным текстом.

Задачи: закрепить и систематизировать знания учащихся  о правописании  окончаний и суффиксов имен прилагательных; закрепить навык правописания н и нн в суффиксах прилагательных; развивать монологическую речь.

Ход урока.

I. Оргмомент.  Сообщение темы и целей урока.

II.Готовимся к ЕГЭ.

Класс выполняет  работу с текстом (записан, выведен на интерактивной доске или в презентации).

Дождичек утром!

                Ласковый, мелкий, дотошный.

Словно мышонок,

                скребется в трубе водосточной.

Лёгким комариком,

                крылышком бьётся в окошко,

Тихо крадётся по крыше,

                как старая кошка.

-Прочитать выразительно, определить идею стихотворения.

-С помощью каких средств выразительности языка раскрывается идея стихотворения?

-Назовите прилагательные, определите их лексико-грамматический разряд.

III.Проверка домашнего задания.

1.Пользуясь опорным конспектом, подготовить устное монологическое высказывание на тему «Правописание суффиксов имен прилагательных», привести примеры из домашнего упражнения. Работу выполняет 1 учащийся у доски.

2.Вставить пропущенные орфограммы. При выполнении данного задания возможна работа с интерактивной доской 1 учащегося или словарная диктовка.

К вечерн..й прохлад.., зуб….ые стены,  охотнич…. ружьё,  пригородн…. автобус, тюл..вые шторы, на син..й краск.., о древн..м мир.., иногородн… житель,  заботл..вый отец, после недавн..й поездк.., ворон…. гнездо, сирен..вый цвет, в утренн.м туман.. ,  к старейш..й крепост.., милост..вый государь,  в зимн..м сиянии.., к младш..й дочер.., син..ватый оттенок,  о лись..м след.., до..атый мост.

IV.Объяснение нового материала.

1. От каких частей речи могут быть образованы прилагательные с помощью суффиксов, содержащих н и нн?

2. Работа над алгоритмом различения отглагольных прилагательных и причастий с использованием следующей таблицы:

Отглагольные прилагательные

Признаки

Причастия

-н-

Нет

Груженый вагон

1.Приставки, кроме не-

-нн-

Есть

Разгруженный вагон

Гружённый углем вагон

2.Суффиксы –ова- -ева-

3.Зависимые слова

4. Образованы от глаголов совершенного вида

Запомнить: названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, Прощеное воскресенье, конченый человек

3. Самостоятельная работа с таблицами. Таблицы могут быть распечатаны, выведены на интерактивной доске или в презентации без примеров.  

Задание: пользуясь материалом учебника, объяснить содержание таблиц и заполнить их примерами.

В результате проделанной работы таблицы выглядят следующим образом.

-н-

-нн-

Прилагательные, не образованные от других частей речи. Например:юный, синий.

Прилагательные, образованные от существительного с основой на –н с помощью суффикса –н-. Например: лимонный

Прилагательные с суффиксами –ин-, -ан-, -ян-. Например: орлиный, кожаный.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Прилагательные  с суффиксами –енн-,-онн-Например, вещественный.

Исключение:ветреный, но безветренный.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах кратких прилагательных

В кратких прилагательных –н- и –нн- пишутся в соответствии с полной формой

Например: травы зелены.

Например: поляны пустынны.

-Какие теоретические сведения не нашли отражения в таблицах? (Правописание суффиксов прилагательных, зависящих от значения: масляный – масленые)

V.Закрепление.

1. Упр.233 (устно). Цель: отработать алгоритм рассуждения при образовании имен прилагательных.

2.Упр.234. Задание: выписать прилагательные, объяснить графически правописание суффиксов. (Выполняется коллективно).

3.Разбор заданий ЕГЭ (А-14)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Вечером, когда наконец смолкали неугомо(1 )ые рояли,  когда всё было съеде(2)о и выпито, наступал час тихой свободы, проговаривания тайных мыслей, глубоко запрята(3)ых чувств.

1) 1,2,3         2) 3            3)2             4)1,3

Производится коллективно полный разбор задания, затем учащиеся выполняют аналогичную работу индивидуально, работая с тестами ЕГЭ . Взаимопроверка.

4. Тестовый контроль.  

1. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1) тка…ая шелком салфетка

2) полотня…ая салфетка

3)смышле…ый мальчик

4) окна отворе…ы.

2.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1)безымя…ый солдат, стари…ый замок, запута…ая история

2) оловя…ый солдатик, испуга…ый шумом, безветре…ый день

3) отчая…ый шаг, плете…ая дедом корзина, вяза…ый шарф

4) встреча отмен…на, овся…ное печенье, посаже…ый отец.

3. В каком варианте ответа  указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется НН?

А. Скоше…ый луг, некоше…ые травы

Б. Информацио…ая программа, зеле…ый лес

В. Деревя…ый дом, слома…ая ветка

Г. Осе…ий лес, маринова…ые грибы.

 1) А,Г   2) А,В,Г   3)А,В   4)В,Г  

4.В каком ряду во всех словах  на месте пропуска пишется НН?

1. Слома…ое дерево, квалифицирова..ый сотрудник, вещь це…а

2) Лома…ая линия, закопче…ый котелок, сырокопче…ая колбаса

3. Да…ое условие, медле…ое движение, неезже…ая дорога

4. Стекля…ые бусы, дикови…ая вещь, деньги получе…ы

5. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе отыменных прилагательных  -ЕНН- пишется НН»?

1) Его любимое блюдо - жаре…ая рыба.

2) Каме…ая изгородь окружала пастбище со всех сторон.

3) Позолоче…ые купола церквей ярко сверкали на солнце.

4) Летом бабушка приготовила много клюкве…ого варенья.

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется две буквы НН?

 Воща (1)ые пластинки, берестя(2) ые полоски, старательно выровне(3)ые доски, применявшиеся некогла для письма, были непригодны для долговреме(4)ого хранения.

1)1,3,4   2) 3,4   3) 1,4.   4) 4

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется одна буква Н?

 В простенке между занавеше(1) ыми окнами были установле(2)ы часы с боем, а рядом с ними – шкаф с большими стари(3)ыми  книгами в кожа(4) ых переплетах.

1) 1,2   2) 4   3) 2,4   4) 2,3,4

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется одна буква Н?

Когда погода была безветре(1)а, смотритель маяка, не торопясь, сворачивал папиросу из кроше(2)ого табака, надевал форме(3)ую бескозырку и потрепа(4)ый бушлат и шел к морю.

1)1,4   2)1,2,3   3)2   4)3,4

9В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется одна буква Н?

 Дочь его была воспита(1)а по-стари(2)ому, то есть окруже(3)а мамушками, нянюшками, подружками и се(4)ыми девушками.

1)1    2) 1,3    3) 2,3   4)1,3,4

10. .В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется одна буква Н?

Лицо учителя озабоче(1)о: дети невнимательны и рассея(2)ы, задания еще не выполне(3) ы.

1)1,2   2)1,3   3)2,3   4)3

VI. Подведение итогов урока.

-  От каких частей речи могут быть образованы прилагательные с помощью суффиксов, содержащих н и нн?

-Как знание состава слова помогает выбрать верное написание?

VII.Домашнее задание: §40, упр. 235(письменно), 236(устно).


Тема урока: Правописание сложных имен прилагательных.

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности в ходе работы с художественным текстом и формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий.

Задачи: закрепить и систематизировать знания учащихся  о правописании сложных имен прилагательных, формировать орфографическую зоркость.

Ход урока.

I.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II.Готовимся к ЕГЭ.Синтаксическая минутка.

Задание: записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику.

Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

-Объяснить правописание слова «таинственные», определить способ его образования, построить словообразовательную цепочку.

-Какие средства выразительности использованы в данном предложении?

III.Проверка домашнего задания.

1.Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему «Правописание Н и НН в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных». При ответе пользоваться примерами из домашнего упражнения.

2.Работа класса – коллективная проверка упр.№236.

IV.Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом (текст выведен на интерактивной доске, в слайде презентации или распечатан для каждого ученика)

Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу -  точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные  паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.

Через зеленоватые вершины пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели  сказочные великаны.

-Прочитать выразительно текст, определить тему и идею, тип и стиль речи.

-Пользуясь §41 учебника, объяснить правописание выделенных прилагательных.

Выводы:

-Когда сложные прилагательные пишутся слитно?

-Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?

-Какие теоретические положения учебника не нашли отражения в тексте? Привести свои примеры.

-В чем особенность правописания слов с первой частью общественно-

V. Закрепление.

1. Упр. №239 , 240 (коллективно).

2.Образуйте прилагательные способом сложения. (Возможна работа с интерактивной доской или со слайдом презентации). Составьте словосочетания с получившимися словами.

Роман Жюля Верна, природа Дальнего Востока, человек высокой нравственности, дом в десять этажей, паруса разного цвета, дубняк низкого роста, выработка средняя за год, литература Древней Руси, вкус сладкий и кислый, собрание отчетное и выборное, напечатанный на машинке текст, факультет физики и математики, горы на Западном Сахалине, дорога с узкой колеей, звук смычной и взрывной.

3.Осложненное списывание. Выпишите сначала словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис, затем –словосочетания, в которых прилагательные пишутся слитно. Какие словосочетания не выписали? Почему?

(Профессорско) преподавательский состав, (детски )наивные высказывания, (хозяйственно) полезная деятельность, (скоро) портящиеся продукты, (легко) растворимое  лекарство, (микро)волновая печь, (низко) оплачиваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (прямо) пропорциональные величины, (рекламно) издательский отдел, (сердечно) сосудистая система, (иссиня) черные волосы, (намеренно) резкий отказ, (крупно) блочное строительство, (общественно) исторический факт, (много) сторонний договор, (сверлильно) фрезерный станок, (научно) популярный журнал, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (вечно) зеленые деревья, (выпукло) вогнутая линза, (финансово) кредитная политика, (чисто) французское произношение,  (тонко) молотый кофе.

4. Самостоятельная работа. Упр.241

VI.Подведение итогов урока.

-Когда сложные прилагательные пишутся слитно, через дефис, раздельно?

-В чем особенность правописания слов с первой частью общественно-?

VII.Домашнее задание: §37 – 41, приготовиться к диктанту из слов- исключений, упр.243.


Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цель: развитие творческих способностей и приобретение навыков выполнения заданий ЕГЭ в ходе организации групповой работы с предложенным текстом.

Задачи: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; формировать навык грамотного правописания, умение анализировать текст.

Ход урока.

I. Оргмомент. Тема и цели.

II.Работа по теме урока.

1.Словарный диктант из слов-исключений.

Узбекский, юродивый, угличский, милостивый, стеклянный, ветреный, незлобивый, масленый, оловянный, румяный, деревянный, безветренный, юный, грацский, свиной, таджикский.

2.Коллективный анализ текста. (Текст распечатан для каждого ученика).

         Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.

     Ладно, когда дети  «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от современных школьников узнаешь, что  «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре.  Горьковское предложение  «он был бос» понимается как «он был  начальник». А почему при этом  «в вытертых штанах»? Да именно потому, что  «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!

    Но, может , самое грустное, что дети не понимают значений важнейших слов «благородный», «самоотверженный», а также  «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». Даже Эллочкин словарь богаче. «Людоедке» из «12 стульев» нужно было тридцать.

   Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что невежественный человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и , наоборот, знающий его непременно станет самым добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас подлинным народом. Напоминаю еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»

Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в зыбучий песок. Почему? Чтобы найти ответ, надо вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.

3.Коллективное выполнение заданий.

-Прочитать выразительно. Какова тема и идея этого текста? Как можно озаглавить?

-Выпишите из текста прилагательные в составе словосочетаний, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам. Объясните алгоритм распознавания.

-В каких формах употреблены прилагательные в тексте? Приведите примеры.

-Какова синтаксическая роль кратких прилагательных? Прилагательных в различных формах степеней сравнения? Приведите примеры из текста.

-Найдите в тексте существительные, образованные путём перехода из прилагательных.

4.Групповая работа учащихся по орфографии. (По рядам).

-Подготовить рассказ о правописании окончаний и суффиксов прилагательных, подбирая примеры из текста.

- Подготовить рассказ о правописании н и нн в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных, пользуясь примерами из текста.

- Рассказать об образовании сложных прилагательных, опираясь на примеры из текста.

4.Проверка выполненных работ. Прослушивание учащихся каждой группы.

5.Анализ содержания текста.

- О чем это рассуждение? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова его позиция?

- Разделяете ли вы точку зрения автора? Почему? Докажите свою позицию.

III. Подведение итогов урока.

IV.Домашнее задание: написать эссе по рассмотренному тексту.

Дидактические материалы

                                                ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а)        любое слово, обозначающее признак, является прилагательным;

б)        только качественные прилагательные образуют степени сравнения;

в)        прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;

г)        краткие прилагательные не изменяются по падежам;

д)        в предложении прилагательное может быть определением или сказуемым.

  2.        Определите, какому разряду: а) качественному; 6) относительному; в) притяжательному — соответствуют прилагательные всловосочетаниях:

  1. двойной прыжок;        3) деревянный голос;
  2. медвежья берлога;       4) задиристый парень.

 3.        Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:

а)        живой — жив;        г) плохой — плох;

б)        братский — братск;     д) бледный — бледен;

в)        светлый — светел;       е) змеиный — змеин.

4 Укажите прилагательные, у которых в суффиксе надо писать букву е:

а)        участл..вый;       в) сирен..вый;        д) дожд..вой;

б)        обидч..вый;        г) вежл..вый;         е) заботл..вый.

5. Найдите прилагательное, в суффиксе которого надо писать букву и:

а)        зареч..некий лесокомбинат;

б)        мытищ..некий молокозавод;

в)        станция «Краснопресн..некая»;

г)        кладбищ..некая ограда.

6.        Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах суффиксам:

а)      б)        в)       г)       д)
немец..ий              ск      к        к        ск      к

киргиз.. ий            ск      к       ск       ск      к

матрос.ий            ск      к       ск       к       к

близ..ий                ск      к       к        к       к

турец..кий            ск      ск      к         ск      к

7.        Укажите прилагательные, которые пишутся через дефис:

а)        шарико(подшипниковый) комбинат;

б)        социально(экономическая) теория;

в)        мало(симпатичный) человек;

г)        фарфорово(фаянсовый) завод;

д)        водо(непроницаемая) ткань;

е)        внешне(торговые) операции.

8.        Найдите прилагательные, в которых пишется -нн-:

а)        масле..ый голос;        д) безветренный день;

б)        кожа..ый портфель;        е) ю..ый возраст;

в)        стекля..ые бусы;        ж) песча..ый пляж;

г)        ветре..ая девушка;        з) журавли..ый крик.

9.        Укажите предложения, в которых не с прилагательными пишется раздельно.        

A.        Утро оказалось (не)удачное.

    Б.     Он личность (не)заурядная и таинственная на все сто (М. Булгаков).

B.        Лякина исполнила никому (не)знакомые романсы.
Г.      Небо (не)голубое.

Д.      Две (не) большие фигуры показались на берегу.

10.        Определите, в каком предложении находится прилагательное со следующими морфологическими признаками: кач., м. р., вин. п., ед. ч.

A.        Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Б.      Вечер черные брови насопил.

B.        Я слушал ее и невольно оглядывал стройный лик.
Г.       Словно белою косынкой подвязалася сосна (С. Есенин)

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а)        прилагательные согласуются с именами существительными;

б)        окончание прилагательного можно определить по вопросу;

в)        притяжательные прилагательные обозначают принадлежность кому-либо;

г)        прилагательное может относиться только к одному разряду;

д)        краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.

2.        Определите, какому разряду: а) качественному; б) относительному; в) притяжательному — соответствуют прилагательные в словосочетаниях:

  1. волчьи зубы;        3) ритмичный звук;
  2. лисий воротник;         4) собачий нюх.

3.        Найдите ошибку в образовании краткой формы имен прилагательных:

а)        злой — зол;

б)        славный -славен;

в)        теплый — тепел;

  г) здоровый — здоров;

  д) отопительный — отопителен;

    е) минутный — минутн.

4 Укажите прилагательные, у которых в суффиксе надо писать букву е:

а)        придирчивый;    в) заманч..вый;   д) жалостливый;

б)        услужл..вый;      г) локт..вой;       е) кварц..вый.

5.        Найдите прилагательное, в суффиксе которого надо писать букву и:

а)        пенз..некие конфеты;   в) Керч..некий пролив;

б)        ялт..некий санаторий;   г) нищ..некое существование.

6.        Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах суффиксам:

в)

 ск

к

 к

к

 

ск

д)

ск

к

к

к

к

а

ск

ск

ск

ск

ск

б)

к

 ск

 ск

 ск

к

г)

к

ск

ск

к

ск

стрелец.,ий

Кавказ..ий

черкес.ий

донец..ий

 рус.ий

7.        Укажите прилагательные, которые пишутся через дефис:

а)        уныло(кислое) выражение лица;

б)        поздне(спелый) сорт;

в)        железо(бетонные) конструкции;

г)        добро(желательный) тон в разговоре;

д)        проектно(сметная) документация;

е)        вагоно(строительный) завод.

8.        Найдите прилагательные, в которых пишется нн:

а)        масле..ная каша;         д) безымя..ая речка;

б)        ветре..ая погода;             е) голуби..ое воркованье; в)        полотня..ый шкаф;      ж) глиня..ая посуда;

г)        соля..ая кислота;          з) семе..ой.

9.        Укажите предложения, в которых не с прилагательными пишется раздельно:

A.        Озеро (не)глубокое, но широкое.

Б. Комендант отвечал (не)брежным кивком.

B.        Это была (не)сердечная боль.

Г. Кузьмичев был никому (не)известным художником.

     Д. Князь Андрей вошел в (не)богатый опрятный кабинет (Л. Толстой).

10.        Определите, в каком предложении находится прилагательное со следующими морфологическими признаками: кач., ср. р., предл. п., ед. ч.:

A.        Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной.
Б. И степь под пологом зеленым кадит черемуховый
 дым...

B.        Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня...

Г. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду... ( С. Есенин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

  Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"

Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....