Контрольно-измерительные материалы для 5 класса. Диктанты для 5 класса.
материал по русскому языку (5 класс)
Диктанты с грамматическими заданиями для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnye_materialy_dlya_5_klassa.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы для учащихся 5 класса.
Диктанты для 5 класса.
Диктант №1 (к разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем»).
В лесу
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт жёлтое солнце. Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло вязкое болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. В лесу тишь, только колючий ёж выглянет из-под куста. Чудесно прогуляться в лесу в эту пору!
В этой местности живут пушистые белки. Вот прелестный зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.
(103 слова)
Грамматические задания
1.Выпишите из текста имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие.
2.Сделайте морфемный разбор слов:
Iв.-- еловые, входим, дорожки;
IIв. – выглянет, подъём, пушистые.
3. Выпишите из текста по два слова:
Iв.—с проверяемыми безударными гласными,
с непроизносимыми согласными;
IIв. – с разделительным Ъ и Ь,
с проверяемыми согласными.
Правильно обозначьте орфограмму.
4.Сделайте морфологический разбор слов:
Iв.—у опушки;
IIв.—к деревне.
Диктант №2 (к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»).
Зимой
Долго боролась седая зима с ненастной осенью. Лёгкий снег в ноябре одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.
Гуляет в чистом поле свистящая вьюга.
Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Редко выглянет из-за серых туч бледное солнце.
Прячутся в тёплую норку колючие ежи, и хлопотливые белки укрываются от мороза в зимние гнёзда.
Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь?
Запасите с осени вкусный корм для лесных птиц. Сделайте для них удобные кормушки. Птицы – наши добрые друзья. Помогайте им!
( 95 слов)
Грамматические задания
1. Сделайте морфемный разбор слов:
Iв.—покрывают, пушистым, кормушки;
II.—погибают, нарядом, хлопотливые.
2. Подчеркните побудительные предложения.
3.Замените словосочетание:
Iв.—со связью согласование «лесные птицы» на управление;
IIв.—со связью управление «хлопья снега» на согласование.
4. Выполните синтаксический разбор предложения:
Iв.-- Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега.
IIв. -- Редко выглянет из-за серых туч бледное солнце.
Диктант №3 (к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»).
Осень
После знойного лета наступила золотая осень. В зелёной листве берёз появились первые желтые прядки. На лесных полянах ярко краснеют грозди рябин. Клёны осень покрасила лимонным цветом. Листья осинок стали жёлтыми и багряными. Подует лёгкий ветерок, и разноцветными парашютиками листья опускаются на влажную землю. Пёстрым ковром покрывает осень дорожки в старом саду.
В лесу тишь. Из-за серых туч выглянуло солнце. Его прощальный луч упал в чащу леса, скользнул по вершинам деревьев.
Хорошо тёплым осенним днём прогуляться вдвоём с приятелем на берег озера. Мы кидаем в костёр гору сучьев, вешаем котелок и осматриваем в бинокль окрестности. Вверху над нами гуляет свежий ветерок, а в кустах щебечут птицы.
На душе становится радостно. Мы чувствуем себя счастливыми.
(114 слов)
Грамматические задания
1. Сделайте морфемный разбор слов:
Iв.— парашютиками, счастливыми, наступила;
IIв. -- покрывает, вершинам, знойного.
2. Замените словосочетание:
Iв.—со связью управление «в листве берез» на согласование;
IIв.—со связью согласование «на лесных полянах» на управление.
3. Укажите части речи в предложении: Вверху над нами гуляет свежий ветерок, а в кустах щебечут птицы.
4. Найдите в первом абзаце сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы, начертите схему этого предложения.
Диктант №4 (к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»).
Журавли
Пришёл сентябрь. По опушкам лесов ещё растут грибы: подосиновики, сыроежки, душистые рыжики. Чист и прозрачен воздух.
Улетели в тёплые края уже многие птицы: ласточки, стрижи. В золотые осенние дни готовились к отлёту и журавли. Покружили они над рекой, над родным болотом и потянулись в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились они на отдых.
Вот взошло на рекой и лесом весёлое солнце. С высокого ясного неба мы слышим прощальные голоса журавлей. До свидания, журавли! До радостной встречи весной!
(91 слово)
Грамматические задания
1. Сделайте морфемный разбор слов:
Iв.— готовились, осенние, рыжики;
IIв.—потянулись, радостной, подосиновики.
2. Найдите предложение с однородными членами, подчеркните их в тексте, начертите схему.
3. Найдите предложение с обобщающим словом, подчеркните однородные члены и обобщающее слово в тексте и начертите схему предложения.
4. Сделай те синтаксический разбор предложения:
Iв. – В золотые осенние дни готовились к отлёту и журавли.
IIв. – Чист и прозрачен воздух.
5. Найдите предложение с обращением, подчеркните обращение в тексте, начертите схему предложения.
Диктант №5 (к разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»).
Карлуха
Карлуха – беспокойный воронёнок. Он важно разгуливает по двору и прячет всё, что попадёт в клюв.
Однажды Карлуха раздобыл яркую пуговицу и стал её прятать. Сунул в зелёную траву, где густо разрослись ромашки и колокольчики. Нагнул цветочек пуговицу закрыть, а он распрямился. Рассердился воронёнок, стал ромашки сгибать, а они поднимаются.
Растерялся здесь Карлуха: так пуговицу любая сорока сможет украсть. А сороки уже близко, расхрабрились, расшумелись.
Маленький воронёнок решил кирпич использовать. Раскопал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху сел. Пусть теперь сороки попробуют украсть!
(87 слов)
- Предупредить учащихся о постановке запятых и двоеточия в СПП и БСП.
Грамматические задания
1. Запишите формы слова «цветочек» и однокоренные слова к слову «цветочек».
2. Выделите приставки во всех словах текста:
Iв.—в первом и втором абзацах;
IIв. – в третьем и четвёртом абзацах.
3. Сделайте морфемный разбор слов:
Iв.— беспокойный, воронёнок, колокольчики;
IIв. – цветочек, раскопал, маленький.
4. Выпишите из текста по 4 слова:
Iв. – с приставками, которые пишутся одинаково независимо от произношения;
IIв.– с приставками на з/с.
Правильно обозначьте орфограмму.
5. Найдите предложение с тире. Графически объясните его постановку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.
Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...
Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.
Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть
Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс, I четверть....
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 7 класса.Контрольная работа за первое полугодие
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 7 класса.Контрольная работа за первое полугодие...
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа...
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа ....