Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса. Входная контрольная работа
тест по обществознанию (9 класс)

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для  9 класса.  Входная  контрольная  работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  

№3

за курс обществознания  8 класс

1.Спецификация

1.1.Назначение работы

Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных знаний по обществознанию за курс 8 класса, определение уровня достижения планируемых предметных и мета предметных результатов.

1.2.Документы, определяющие содержание КИМ

Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

1.3.Характеристика структуры и содержания контрольной работы

В части 1 работы:

- задания 1-11 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в два блока-модулей. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

- задания 12-16  направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит одно задание,  связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Таблица № 1.Распределение заданий по уровню сложности.

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1.

Базовый

13

13

2.

Повышенный

5

10

3.

Высокий

1

3

Итого:

19

26

1.4. Система оценивания

  Каждое задание части А 1 оценивается 1 баллом. Всего – 11 балла.

  За полный правильный ответ каждого задания  части Б выставляется 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то выставляется 0 баллов. Всего – 10  баллов.

   Задания части С оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии – 3 балла.   Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии – 2 балла. Раскрыт только смысл понятия – 1 балл. Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный – 0 баллов. Всего – 6 баллов. Максимальный балл за всю работу – 20

Таблица  № 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-10

11-16

17-22

23-26

1.6.Продолжительность работы.

На выполнение работы отводится  40 минут (включая инструктаж 5 минут).

1.7.    Дополнительные материалы и оборудование

Описание дополнительных материалов и оборудования – не требуется!        

1.8.    Рекомендации по подготовке к работе

Дополнительной подготовки к работе не требуется.

2.КОДИФИКАЦЫЯ

2.1.Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.

Таблица  №3. Распределение заданий по элементам содержания, проверяемым умениям

Номер задания

Код

элемента содержания

Проверяемые

элементы содержания

Основные умения и способы действий

А 3,А 5,С 1

Что делает человека человеком?

Знать. Определение понятия  человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация.

Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 1, Б 3

Человек, общество, природа.

Знать. Определение понятия человек, общество, природа. Основные сферы жизни общества; виды социальных норм; ступени развития общества.

Уметь. Уметь объяснять значение понятия общество. Уметь характеризовать основные сферы жизни общества.

Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 7

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Знать. Теории развития  общества, важнейшие черты развития современного общества, глобальные проблемы современности.

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 14,А 15

Развитие общества

Знать. Суть эволюционного развития общества, роль социальных революций в общественном развитии. Глобальные проблемы современного.

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 2, А 9, А 11

Сфера духовной жизни

Знать. Что токае  сфера духовной культуры

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 4, А 8

Мораль

Знать. Значение понятия: мораль, нравственность, моральные нормы, моральный идеал, гуманизм, гражданственность, патриотизм.

Что такое мораль и зачем она нужна людям. Главный признак морали. Гуманизм - высшая моральная ценность. Добро и зло.

Уметь. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 13,А 14

Долг и совесть

Знать. Значение понятия  долг.

Уметь: объяснять роль долга и совести в жизни человека.

Уметь. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала

А 6

Моральный выбор – это ответственность

Знать. Значение понятия: мораль, ответственность.

Уметь. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала

Б 4

Образование

Знать. Значение понятия образования, виды образования. Роль образования в современном обществе; элементы образовательной системы РФ

Уметь. Объяснять причины приоритетности образования, его значение в современном обществе. 

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Б 2

Наука в современном обществе

Знать. Значение понятия наука, виды наук. 

Уметь. Объяснять причины приоритетности образования, его значение в современном обществе. 

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

А 10, А 12, Б 1,Б 2

Религия как одна из форм культуры

Знать. Значение понятия религия, вера, каноны.

Уметь. Уметь соотносить каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания.

Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала

2.1.Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 5 классах

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%).

Таблица №3

№ Задания

Код

КЭС

Уровень 

сложности

Максимальный балл за выполнение

 задания

Примерное время выполнения задания в минутах

А 1.

Б

1

1-2

А 2.

Б

1

1-2

А 3.

Б

1

1-2

А 4.

Б

1

1-2

А 5.

Б

1

1-2

А 6.

Б

1

1-2

А 7.

Б

1

1-2

А 8.

Б

1

1-2

А 9.

Б

1

1-2

А 10.

Б

1

1-2

А 11.

Б

1

1-2

А 12.

Б

1

1-2

А 13.

Б

1

1-2

А 14.

Б

1

1-2

А 15.

Б

1

1-2

В 1 .

П

2

1-2

В 2.

П

2

1-2

В  3

П

2

1-2

 В  4.

П

2

1-2

С 1

В

3

2-3

Всего заданий:20

Время выполнения работы: 40 минут.

Максимальный первичный балл: 26 баллов.

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трех частей:

Часть. А –  15  заданий базового уровня сложности, нужно дать краткий ответ;

Часть. В –  4 задание повышенного уровня сложности, необходимо дать развернутый ответ;

Часть. С –   1задание высокого уровня сложности, необходимо дать развернутый ответ.

При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Время выполнения работы – 40 минут!

Желаем успеха!

Контрольная  работа за 1  полугодие № 2

8 класс

Вариант 1

При выполнении заданий 1- 15 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Часть. А

А 1. Глобальная экологическая проблема выражается в

1.Организации заповедников и заказников

2.Распространении наркомании и алкоголизма

3. Истощении природных ресурсов

4. Угрозе новой мировой войны

Ответ:

А 2.  К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?

1.Социальной

2. Правовой

3. Политической

4. Духовной

Ответ:

А 3.И человек, и животное

1. Передают культурный опыт последующим поколениям

2. Отражают окружающий мир в сознании

3. Заботятся о своём потомстве

4. Оценивают себя и свои действия

Ответ:

А 4. Что является отличительным признаком морали?

1. Отражает представления о добре и зле

2. Эмоционально воздействует на человека

3. Объясняет природные и общественные явления

4.  Обращается к сверхъестественным силам

А 5. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1. Гражданином

 2. Личностью

 3. Работником

 4. Индивидом

Ответ:

А 6. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

 1.Требование права

 2. Норму морали

 3. Научный закон

 4. Правило этикета

Ответ:

А 7. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом можно назвать любую группу людей, объединённых совместной деятельностью.

Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.

1.Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Ответ:

А8.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4.Оба суждения неверны

Ответ:

А. 9. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1. Элитарной

2. Народной

3. Поп-культуре

4.  Массовой культуре

Ответ:

А 10.Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется

1. Обряд

2. Ритуал

3. Церемония

4. Нравы

Ответ:

А. 11.Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Ответ:

А. 12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3.Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Ответ:

А 13.Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как:

1.Идеал
2.Долг
3. Мораль
4. Ответственность    

Ответ:                                                                                                     

А 14. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией:

1. Долга
2. Совести
3.  Чести
4. Достоинства

Ответ:

А 15.Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется:

  1. Общественным регрессом
  2.  Общественным прогрессом
  3. Революцией
  4.  Реформой

Ответ:

Часть. В

В. 1.Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

Черты сходства

Черты отличия

1.        Возможность выбора профиля обучения

2.        Соблюдение правил поведения                            

3.        Возможность поступления в вуз

4.        Получение общего образования

В . 2.Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ                             ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов                 1) религия

Б) теоретически систематизированные                      2) наука

 взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

В .3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1.        Отражают факты

2.        Выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

В.4. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Юношам и девушкам задавали вопрос «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?» (можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7925&png=1

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Престиж высшего образования в стране Z достаточно высок.

2. В стране Z созданы более благоприятные возможности для развития творческого потенциала юношей, получивших высшее техническое образование, чем девушек, получивших такое же образование.

3. В стране Z девушкам сложнее поступить в высшие учебные заведения, чем юношам.

4) Большинство опрошенных не связывают возможность достижения жизненного успеха с получением высшего образования.

5. Правительству страны Z следует принять меры для повышения потенциальных возможностей достижения успеха людьми, получившими военное образование.

С.1. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.  (По П. Смелзеру)

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная  работа за 1  полугодие № 2

8 класс

Вариант 2

При выполнении заданий 1- 15 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Часть А 

А 1. Общество в широком смысле слова означает

      1. Естественную среду обитания человека

2. Группу людей, объединённых общими интересами

3. Стадию исторического развития народа

4.  Всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

Ответ:

 А 2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

      1.Мораль, искусство

2. Свобода слова, неприкосновенность жилища

3. Деньги, собственность

4. Семья, этнос

Ответ:

А 3. Человека от животного отличает

      1.Инстинкт самосохранения

2.Использование природных объектов

3.Стремление понять окружающий мир

4.Способность приспосабливаться к условиям среды

Ответ:

 А 4. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

      1. Духовные потребности

2. Социальные потребности

3. Физиологические потребности

4. Потребности в безопасности

Ответ:

А 5. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

      1. Личность

2.Администратора

3.Интеллигентного человека

4.Профессионала

Ответ:

А 6. К основным категориям нравственности относятся понятия

     1.Причина и следствие

     2. Истина и познание

     3.Чувства и разум

     4. Честь и достоинство

Ответ:

А 7.Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

      А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.

Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

     1. Верно только А

2. Верно только Б

3.Верны оба суждения

4.Оба суждения неверны

Ответ:

А 8. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

      А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.

Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

     1.Верно только А

     2.Верно только Б

     3. Верны оба суждения

     4.Оба суждения неверны

    Ответ:

А 9. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1. Среднее профессиональное образование

2. Основное общее образование

3. Среднее общее образование

4. Начальное общее образование

Ответ:

А 10. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

     1.Хозяйственную

     2. Религиозную

     3.Семейную

     4. Политическую

     Ответ:

А 11. Верны ли следующие суждения об искусстве?

      А. Искусство использует художественные образы.

Б. Существует много видов и жанров искусства.

      1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4.Оба суждения неверны

Ответ:

А 12. Верны ли следующие суждения о религии?

      А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

      1.Верно только А

2.Верно только Б

3. Верны оба суждения

4.Оба суждения неверны

Ответ:

А 13.Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как:

       1. Идол
      2. Долг
      3. Мораль
      4.Ответственность

А 14. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией:

1. Долга
2. Совести
3. Чести
4. Достоинства

Ответ:

А 15.Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется:

1.Общественным регрессом
2.Общественным прогрессом
3. Революцией
4.Реформой

Часть. В

В 1. Инна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после сдачи выпускных экзаменов она планирует продолжить обучение в старших классах своей школы, получить среднее общее образование. Сравните две ступени образования, упомянутые в условии задания — основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

      1) возможность поступления в вуз

Черты сходства

Черты отличия

2) соблюдение в школе определённых правил и традиций

3) углублённое изучение профильных предметов и

 элективных курсов

4) выполнение домашних заданий

В 2 . Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) вера в потусторонний мир

Б) плюрализм мнений

В) соблюдение определенного ритуала

Г) отражение личной позиции автора в произведении

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

1) религия

2) искусство

В 3 . Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. (Б) К сожалению, с возрастанием масштабов этой деятельности усиливается её отрицательное воздействие на природные процессы. (В) Человеку стоит серьёзно задуматься о том, как сберечь условия для своего существования.

 

А

Б

В

 

 

 

Определите, какие положения текста:

      1) отражают факты

2) выражают мнения

В 4. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=624

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.

2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.

3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.

4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.

5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.

С 1.Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)


Ключи КИМ

1 вариант

2 вариант

 А 1

3

1

4

А 2

4

2

1

А 3

3

3

3

А 4

1

4

4

А 5

2

5

1

А 6

2

6

4

А 7

3

7

3

А 8

2

8

2

А 9

1

9

3

А 10

2

10

2

А 11

3

11

3

А 12

3

12

3

А 13

4

13

4

А 14

2

13

2

А 15

1

14

1

С1

2413

13

2413

С 2

22112

14

1212

С 3

112

15

122

С 4

125

16

25

 

С 1.Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1. Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля.

2. Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами.

17. Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:

1. Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился.

2. Ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего

поколения к молодёжи.

3. Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно измерительные материалы по дисциплине «Обществознание» по разделу № 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»

Цели проведения работы: Данная контрольная работа проводиться для проверки знаний и умений   учащихся 1 курса   по дисциплине «Обществознание», при изучении   раздела № 1...

Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)

Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...

Контрольно-измерительные материалы по темам для подготовки к ГИА по обществознанию

Включает в сябя разбитые по основным главам и типам задания...

Контрольно- измерительные материалы для 6 класса по обществознанию

Проверочная работа в тестовой форме  предназначена для текущего контроля знаний по теме " Человек родился"...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 7 класса.Контрольная работа за первое полугодие

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для  7 класса.Контрольная  работа  за первое  полугодие...

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6 класса.Итоговая контрольная работа .

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 6  класса.Итоговая  контрольная  работа ....

Контрольно-измерительные материалы по обществознанию для 9 класса.Контрольная работа за первое полугодие

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ№ 2...