Использование исторического и фольклорного материала на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс)

Яндыбаева Елена Владимировна

В статье рассказыавется о применении дидактического материала фольклорного и исторического содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yandybaevoy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исторического

 и фольклорного материала на уроках русского языка

Фольклорный и исторический  материал на протяжении  многих десятилетий остается  действенным средством обучения и  воспитания школьников, формирования  национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. [1, c.18].  Обращение к фольклору и  историческому материалу тем более необходимо  при изучении русского языка, что является важным  условием формирования  коммуникативных и языковых, лингвистических  компетенций. Фольклор, как часть национальной культуры и литературы,  значительно расширяет способности владения школьниками  русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Использование  в дидактических  целях устно-поэтических произведений  значительно обогащает уроки, позволяет найти новые пути  их организации, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем. Обращение к фольклорному и историческому материалу  помогает развитию у учащихся таких личностных  качеств, как уважение к прошлому родины и  осознание национальной аутентичности.  

Разнообразие дидактического материала, на наш взгляд, является важным условием развития познавательного интереса при изучении различных разделов  русского языка: морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса и пунктуации.

Так, богатый  исторический и фольклорный   дидактический материал используется  при изучении  раздела «Имя числительное», который считается многими учащимися достаточно скучным и неинтересным. Чтобы повысить познавательный интерес школьников, предлагаем  разнообразные практические задания. Например, самостоятельно найти по словарю значения и  историю происхождения  слов и устойчивых выражений:

За тридевять земель; плакать в три ручья; заблудиться в трёх соснах; согнуться в три погибели;  наврать с три короба.

Семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь; семь бед – один ответ; лук от семи недуг; за семью печатями, за семью замками;  семеро ворот, а все в огород; дверь открывают для семи вещей;  постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

О древнем Киеве, о жизни князя Олега, о старинной системе счета, о старинных способах исчисления вместимости кораблей напоминают   школьникам следующие предложения:

И были три брата: один, по имени Кий, и другой – Щек, а третий – Хорив, и сестра их Лыбедь.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.

Когда прошло четыре лета, на пятое, пришел Олег от Царьграда в Киев. [1, c.18].      

Пословицы и поговорки, содержащие числительные, интересны как  универсальный дидактический материал, который используется при комплексном изучении и повторении:

Пословицы и поговорки с числом 3 (три)
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.
Как ни хитри, а два да один - все три. 
Где двое, третий – лишний. 
Двум любо - третий не суйся.
Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит. 
Три бабы - базар, а семь - ярмарка. [4]
Пословицы и поговорки с числом 4 (четыре)
Без четырех углов изба не рубится. 
В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково. 
У него гостят четыре угла. (то есть нет никого)
Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума. [4]

Пословицы и поговорки с числом 5 (пять)
Один улей – улей, а пять – пасека.
Пять дней ничего не делаем, а шестой - 
отдыхаем. [4]
Пословицы и поговорки с числом 6 (шесть)
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь. 
По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек.
Три 
коровушки есть, отелятся - будет шесть.
Садила пять, вынула шесть; одного нет как нет. [4]
Пословицы и поговорки с числом 7 (семь)
Семеро одного не ждут.
Для 
друга семь верст не крюк.
У дурня слов - семь коробов. 
Где мило, семь верст не криво. 
Лук от семи недуг.
Больше одна 
мать заботится о семерых детях, чем семеро детей об одной матери. 
Не строй семь церквей, а пристрой семь детей. 
У бабы семь пятниц на неделе.
Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семь бед - один ответ. [4]
Пословицы и поговорки с числом 8 (восемь)
У сытого 
коня восемь ног.
Весна да осень - на дню погод восемь.

При семи дворах, восемь улиц.
Ах, 
судья, судья: четыре полы́, восемь карманов! [4] 

Пословицы и поговорки с числом 9 (девять)
У медведя девять песен и все про 
мед.
Недомогает - девятый 
хлеб доедает. 
Добрая земля навоз девять лет помнит.[4]

Предложенный материал пословиц и поговорок дает  широкие возможности также для организации  речевой, коммуникативной деятельности на разных этапах урока: учащемуся предлагается  составить рассказ по пословице, подготовить устное высказывание по теме пословицы,  найти устаревшие выражения, подобрать к ним современные синонимы, выполнить морфемный, синтаксический и пунктуационный анализ.

Крупные жанры также  являются предметом изучения   на уроках русского языка.  Понятными и интересными для школьников станут тексты, предложенные в УМК  под редакцией В.Я. Коровиной по литературе. Правильно организованная работа с данными текстами, несомненно, способствует лучшему пониманию литературного материала, достаточно сложного для восприятия современными школьниками. Если такая лингвистическая работа не проводится, то текст так и останется «мертвым» для школьников, непонятым и от этого неинтересным. К таким текстам относятся произведения для 5-9 классов, предлагаемые для изучения в разделе «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»: «Повести временных лет», былины, народные песни, «Поучение Владимира Мономаха».

При  использовании в качестве дидактических материалов крупных  жанров фольклора  наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- лингвистический эксперимент;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам.

     Такая разнообразная работа направлена  на формирование универсальных учебных действий учащихся, что в конечном итоге способствует  воспитанию  вдумчивого читателя, владеющего навыками  самостоятельной работы с текстом, умеющего анализировать предложенную информацию.   К.Д.Ушинский, основоположник  современного подхода к организации классного  чтения, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «Первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, второе, чтобы они его почувствовали».[2,с. 683] Произведения устного народного творчества, без сомнения,  являются образцовыми. И задача учителя, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сделать  знакомство и  дальнейшую работу с этими текстами интересными, познавательными и личностно ценными  для школьников. Тогда  понятны  будут и задачи, обозначенные  государством:

«Знакомство  с  фольклором (корневой основой всего национального «древа» культуры),  основанном  на  жизнестойкости  родовых начал, таких, как связь с природой, исторической памятью, этнической традицией, - наиболее верный шаг к формированию национального самосознания, один из важнейших факторов эстетического развития и нравственного   воспитания школьников» [3, c. 55].

Список источников и литературы

  1. Лобжанидзе Г.И. Об использовании исторического и фольклорного материала на уроках русского языка // Русский язык в школе.1990. №5. С.18
  2. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Учпедгиз, 2004. - 825 с.
  3.  Программы общих и специальных курсов кафедры русского устного народного творчества. Е. А. Астахова. Изучение фольклора в средней школе. – Издательство Московского университета. – М., 2004. – С. 123.
  4. FOLKLORA.RU | Устное народное творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...

Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения

В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка....

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс

Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

Использование краеведческого материала на уроках русского языка

На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...