Использование исторического и фольклорного материала на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс)
В статье рассказыавется о применении дидактического материала фольклорного и исторического содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yandybaevoy.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование исторического
и фольклорного материала на уроках русского языка
Фольклорный и исторический материал на протяжении многих десятилетий остается действенным средством обучения и воспитания школьников, формирования национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. [1, c.18]. Обращение к фольклору и историческому материалу тем более необходимо при изучении русского языка, что является важным условием формирования коммуникативных и языковых, лингвистических компетенций. Фольклор, как часть национальной культуры и литературы, значительно расширяет способности владения школьниками русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Использование в дидактических целях устно-поэтических произведений значительно обогащает уроки, позволяет найти новые пути их организации, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем. Обращение к фольклорному и историческому материалу помогает развитию у учащихся таких личностных качеств, как уважение к прошлому родины и осознание национальной аутентичности.
Разнообразие дидактического материала, на наш взгляд, является важным условием развития познавательного интереса при изучении различных разделов русского языка: морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса и пунктуации.
Так, богатый исторический и фольклорный дидактический материал используется при изучении раздела «Имя числительное», который считается многими учащимися достаточно скучным и неинтересным. Чтобы повысить познавательный интерес школьников, предлагаем разнообразные практические задания. Например, самостоятельно найти по словарю значения и историю происхождения слов и устойчивых выражений:
За тридевять земель; плакать в три ручья; заблудиться в трёх соснах; согнуться в три погибели; наврать с три короба.
Семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь; семь бед – один ответ; лук от семи недуг; за семью печатями, за семью замками; семеро ворот, а все в огород; дверь открывают для семи вещей; постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
О древнем Киеве, о жизни князя Олега, о старинной системе счета, о старинных способах исчисления вместимости кораблей напоминают школьникам следующие предложения:
И были три брата: один, по имени Кий, и другой – Щек, а третий – Хорив, и сестра их Лыбедь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей.
Когда прошло четыре лета, на пятое, пришел Олег от Царьграда в Киев. [1, c.18].
Пословицы и поговорки, содержащие числительные, интересны как универсальный дидактический материал, который используется при комплексном изучении и повторении:
Пословицы и поговорки с числом 3 (три)
Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.
Как ни хитри, а два да один - все три.
Где двое, третий – лишний.
Двум любо - третий не суйся.
Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.
Три бабы - базар, а семь - ярмарка. [4]
Пословицы и поговорки с числом 4 (четыре)
Без четырех углов изба не рубится.
В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.
У него гостят четыре угла. (то есть нет никого)
Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.
Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума. [4]
Пословицы и поговорки с числом 5 (пять)
Один улей – улей, а пять – пасека.
Пять дней ничего не делаем, а шестой - отдыхаем. [4]
Пословицы и поговорки с числом 6 (шесть)
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь.
По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек.
Три коровушки есть, отелятся - будет шесть.
Садила пять, вынула шесть; одного нет как нет. [4]
Пословицы и поговорки с числом 7 (семь)
Семеро одного не ждут.
Для друга семь верст не крюк.
У дурня слов - семь коробов.
Где мило, семь верст не криво.
Лук от семи недуг.
Больше одна мать заботится о семерых детях, чем семеро детей об одной матери.
Не строй семь церквей, а пристрой семь детей.
У бабы семь пятниц на неделе.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семь бед - один ответ. [4]
Пословицы и поговорки с числом 8 (восемь)
У сытого коня восемь ног.
Весна да осень - на дню погод восемь.
При семи дворах, восемь улиц.
Ах, судья, судья: четыре полы́, восемь карманов! [4]
Пословицы и поговорки с числом 9 (девять)
У медведя девять песен и все про мед.
Недомогает - девятый хлеб доедает.
Добрая земля навоз девять лет помнит.[4]
Предложенный материал пословиц и поговорок дает широкие возможности также для организации речевой, коммуникативной деятельности на разных этапах урока: учащемуся предлагается составить рассказ по пословице, подготовить устное высказывание по теме пословицы, найти устаревшие выражения, подобрать к ним современные синонимы, выполнить морфемный, синтаксический и пунктуационный анализ.
Крупные жанры также являются предметом изучения на уроках русского языка. Понятными и интересными для школьников станут тексты, предложенные в УМК под редакцией В.Я. Коровиной по литературе. Правильно организованная работа с данными текстами, несомненно, способствует лучшему пониманию литературного материала, достаточно сложного для восприятия современными школьниками. Если такая лингвистическая работа не проводится, то текст так и останется «мертвым» для школьников, непонятым и от этого неинтересным. К таким текстам относятся произведения для 5-9 классов, предлагаемые для изучения в разделе «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»: «Повести временных лет», былины, народные песни, «Поучение Владимира Мономаха».
При использовании в качестве дидактических материалов крупных жанров фольклора наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Такая разнообразная работа направлена на формирование универсальных учебных действий учащихся, что в конечном итоге способствует воспитанию вдумчивого читателя, владеющего навыками самостоятельной работы с текстом, умеющего анализировать предложенную информацию. К.Д.Ушинский, основоположник современного подхода к организации классного чтения, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «Первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, второе, чтобы они его почувствовали».[2,с. 683] Произведения устного народного творчества, без сомнения, являются образцовыми. И задача учителя, на наш взгляд, состоит в том, чтобы сделать знакомство и дальнейшую работу с этими текстами интересными, познавательными и личностно ценными для школьников. Тогда понятны будут и задачи, обозначенные государством:
«Знакомство с фольклором (корневой основой всего национального «древа» культуры), основанном на жизнестойкости родовых начал, таких, как связь с природой, исторической памятью, этнической традицией, - наиболее верный шаг к формированию национального самосознания, один из важнейших факторов эстетического развития и нравственного воспитания школьников» [3, c. 55].
Список источников и литературы
- Лобжанидзе Г.И. Об использовании исторического и фольклорного материала на уроках русского языка // Русский язык в школе.1990. №5. С.18
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Учпедгиз, 2004. - 825 с.
- Программы общих и специальных курсов кафедры русского устного народного творчества. Е. А. Астахова. Изучение фольклора в средней школе. – Издательство Московского университета. – М., 2004. – С. 123.
- FOLKLORA.RU | Устное народное творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным....
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения
В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка....
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...