Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс
методическая разработка на тему

Крючкова Надежда Валерьевна
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе.

           На уроках русского языка я знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

           Высоко значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные  качества человека, порицают его недостатки.

           Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они  становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при  закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

           Все пословицы,  которые я подбираю и применяю на уроках русского языка, доступны пониманию учащихся. Так во время прописывания  на уроке в 1 классе мягкого знака ( ь) и соединений с данной буквой предлагаю детям списать с доски пословицу   Больше дела, меньше слов. Выясняю смысл пословицы. Тут же предлагаю прочитать другие пословицы о труде, трудолюбию. Пословицу о трудолюбии дети записывают: Без хорошего труда нет плода.

           При изучении слов с мягким знаком (ь) для обозначения  мягкости  согласных  использовались  следующие пословицы:

            Маленькое дело лучше всякого безделья. Больше дела -  меньше слов. Мужество рождается в борьбе. Умел взять -  умей отдать.

             На уроке во  2 классе по теме « Правописание  жи ,  ши ,  ча ,  ща , чу, щу» дети  записывают пословицы  Жизнь дана на добрые дела. Чужой славой не проживешь. Провожу работу над смысловым значением пословиц. На дом предлагаю ученикам подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с данными сочетаниями. На следующем уроке  заслушиваем пословицы, а некоторые записываем в классе: Сам погибай, а товарища выручай  и др.

             Пословицы, которые использовались при изучении темы «Правописание  жи , ши , ча, ща, чу, щу»:

              Добрая слава лежит, а дурная  далеко бежит. Не давши слова  - крепись, а давши – держись. Живи всяк своим умом. Сам погибай, а товарища выручай. На чужой стороне и  летом  холодно. С книгой жить - век не тужить. Шила в мешке не утаишь.

            Урок  во 2  классе. Тема: « Разделительный мягкий знак ( ь)». После сопоставления разделительного мягкого знака (ь) и мягкого  знака (ь) – показателя  мягкости согласных предлагаю учащимся пословицы, записанные на доске: Больше дела,  меньше слов. От желанья к исполненью приложи уменье. После работы  над смысловым значением пословиц даю задание: сначала выписать пословицу, где есть слова  с разделительным мягким знаком (ь), а потом пословицу, где мягкий знак  (ь) смягчает  предшествующий  согласный звук.  Далее мы провели  проверку работы. Дети доказывали  правильность выполненного задания  с помощью правила. Итак, одни пословицы ученики списывали с доски, другие пословицы комментировали или писали под диктовку, проводили  выборочную работу. В общем , в любом виде работ обязательным являлось нахождение всех  знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения пословиц.

             А эти пословицы  использовались в работе при изучении правописания слов с  разделительными  ь и ъ знаками.

             Без терпенья нет уменья. Доброе молчанье лучше пустой болтовни .Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила. Повторенье – мать ученья. Здоровье дороже всего. Знает кошка , чье мясо съела. Ум без книги ,как птица без крыльев.

             Я знакомлю с мудрым словом учащихся не только на уроках русского языка, но и на других уроках. Важно, чтобы ученики не только учились грамотно писать, но и умели отбирать среди пословиц те, в которых нужная тема определяется с наибольшей полнотой и точностью. Такую же работу провожу на уроках окружающего мира и технологии. Во время работы с пословицами на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии не забываю напоминать об орфограммах, которые встречаются в данных пословицах, а учащиеся доказывают правильность написания слов в этих пословицах. Перечень пословиц и поговорок систематически пополняю. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы и поговорки к данной теме, статье или произведению, записывают их.

Предлагаю часть пословиц и поговорок, которые я использую на уроках русского языка и других уроках. Например, пословицы, которые использовались при изучении мягких и твердых согласных:

Порядок время бережет. И медведя люди учат. Всякий человек вперед смотрит. Мороз не велик, да стоять не велит.

Пословицы, которые были использованы при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»:

Зимою шубка не шутка. Кошке игрушки, а мышке слезки. Нет лучшего дружка, как родимая матушка. В зимний холод всякий молод. Глаз видит, да зуб неймет. Не в бровь, а в глаз. Спасибо мороз, что снега нанес. Терпенье и труд все перетрут.

При изучении безударных гласных в корне слов были использованы такие пословицы и поговорки:

Смелость города берет. Посуда любит чистоту. На хороший цветок и пчела летит. На языке медок, а на сердце ледок. Собака лает, а ветер носит. Красна весна цветами, а осень плодами. Тот герой, кто за Родину стоит горой.

При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались такие пословицы:

Радостная жизнь сердце веселит. Человек трудолюбивый - самый счастливый. Рукам работа, душе праздник. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и будни праздник. Солнце пригреет – все поспеет.

При изучении слов с удвоенными согласными использовались следующие пословицы:

У коллектива большая сила. Ссора до добра не доводит. В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

При обучении правописанию слов с предлогом и приставками использовались пословицы и поговорки:

Сначала подумай, потом говори. Труд и накормит и научит. Родина поучает, Родина и выручает.

При изучении падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений использовались пословицы:

Добрые вести не лежат на месте. Умный товарищ – половина дороги. Будет и на нашей улице праздник. Делу – время, потехе час.  Ленивому  Микишке все не до книжки.

При формировании навыков правильного письма имен существительных с шипящими на конце использовались пословицы:

На помощь надейся, а сам не плошай. Спящий кот мышь не поймает. Книжка – лучший товарищ. Ростом с мышь, а храбрый малыш. Наука – источник знаний, знание – светоч жизни.

При изучении тем «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами» использовались пословицы:

Правда в воде не тонет, в огне не горит. Труд кормит, а лень портит. Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит. Умный человек не тратит много слов. Лето собирает, а зима подъедает. Читает – летает, да ничего не понимает.

При работе по теме «Личные окончания глаголов 2-го лица» использовались пословицы:

Слово не воробей: вылетит не поймаешь. Без пословицы не проживешь. Одной рукой узла не завяжешь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Скажешь - не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. Слезами горю не поможешь. Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнешь. Делаешь наспех, сделаешь на смех.

При изучении местоимений использовались такие пословицы:

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Живи для людей, поживут люди для тебя. Брат мой, а ум у него свой.

При изучении темы «Неопределенная форма глагола» использовались пословицы:

Без дела жить – только небо коптить. Учить – ум точить. Любишь кататься – люби и саночки возить. Грамоте учиться – всегда пригодится. Умел ошибиться, умей и поправиться.

А эти пословицы были использованы в работе по теме «Имя прилагательное»:

Зимнее солнце плохо греет. Без хорошего труда нет плода. Хорошим словом мир освещается. Хорошую речь хорошо и слушать. Летний день за зимнюю неделю. Ленивой лошади любая дорога кажется дальней. Жизнь дана на добрые дела.

Некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем. Так, пословица Кошке игрушки, а мышке слезки использовалась дважды: при изучении парных звонких и глухих согласных и при изучении падежных окончаний имен существительных. Таким образом закрепляется правописание слов с нужными орфограммами, развиваются мышление, речь и память учащихся.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к различным темам уроков русского языка, включающий в себя пословицы, поговорки, «крылатые» слова и выражения.

Данный дидактический материал является дополнительным пособием для урокв русского языка. Может быть использован на различных этапах урока, а также как лингвистический практикум и физкультминутка....

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения

laquo;Универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование  учащегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле ...

Методический материал для уроков русского языка в 10-11 классах. "Грамматические ошибки", "Культура речи".

Нужно уметь правильно говорить, выражать свои мысли, а для этого нужно работать над своей речью, развивать и обогащать её, чтоб ваши слова, мысли были понятны окружающим. СЛОВО – единица нашего ...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. ССвоевременная и целенаправленная работа по раз...