Использование краеведческого материала на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) на тему
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обучения языку заметно расширяет общий кругозор учащихся, содействует лучшему познанию родного края, упрочению навыков наблюдения над речью, сбора языкового материала, его обработки и систематизации, познанию сложности русского языка как национального языка русского народа, развитию собственной речи учащихся. Краеведческая работа реализует идею межпредметных связей, органично связывает классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Эта работа проводится в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитания молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_obobshchenie_opyta.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы МКОУ Базарносызганская СОШ№1 Базарносызганского района Ульяновской области.
1.Вступление.
Свое выступление я хочу начать словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость… Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле».
Я согласна со словами Лихачева. Мы сейчас живем в сложное, но интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это время смены ценностных ориентиров. В 90-ые годы прошлого столетия в России произошли перемены, которые оказали отрицательное влияние на общественную нравственность и гражданское самосознание. Молодое поколение стало все больше подражать Западу, забывая прошлое своей страны. Необходимы были кардинальные перемены и в сфере образования, чтобы мы не смогли потерять своё прошлое и обеспечить будущее нашей страны.
В связи с этим была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Она является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта. Опираясь на Концепцию, я выбрала тему «Использование краеведческого материала на уроках русского языка».
Целью моей работы является формирование креативных способностей, гражданской идентичности, самостоятельности в решении проблем поискового характера учащимися.
Задачи: 1. Способствовать формированию у учащихся важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. 2. Развивать умения самостоятельно выполнять поисково-исследовательскую деятельность. 3.Воспитывать патриотизм, уважение к своей малой родине, любовь к Отечеству и своему народу.
На примере жизни и творчества наших писателей-земляков можно показать их любовь к родному краю. Николай Михайлович Языков, будучи уже прославленным поэтом, в своих стихах воспевал Волгу, родные симбирские просторы, уезжая, всегда тосковал по любимому городу. Замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков с большой любовью описал в своих книгах природу нашего края. Иван Александрович Гончаров говорил, что «в роман «Обрыв» вложил часть самого себя, родину, Волгу, родные места». Дмитрий Николаевич Садовников, исследователь фольклора, поэт и наш земляк, воспел Волгу. Дмитрий Дмитриевич Минаев, король рифмы, любил Симбирск.
Действенным помощником по воспитанию у ребят с самых ранних лет любви к Родине, гражданственности, чувства красоты и других нравственных ориентиров является краеведческий материал. Его можно использовать при изучении разных предметов. Я же применяю в своей практике краеведческий материал на уроках русского языка.
В своей работе я опираюсь на требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Конкретно мне хотелось бы остановиться на проектной и исследовательской деятельности.
1. Проектная деятельность.
Одной из таких работ является творческое сочинение, так как задача Базарносызганской средней школы №1 – развивать творческую личность, в том числе и средствами словесности.
Чтобы выполнить эту работу, ребенок должен быть наблюдательным. Без воспитания этого качества учащихся, нужного не только для сочинений, но и для всякой работы, для всякого творчества, нельзя обойтись в школе.
Творческие сочинения требуют предварительной работы, иначе они будут бессмысленны и фантастичны. При планировании таких уроков я пользуюсь учебником Е.И.Никитиной «Русская речь» и существенно дополняю собранным краеведческим материалом и фольклором народов симбирского края, традициями и мудрыми народными наблюдениями.
Замечательны по тонкой наблюдательности труды С.Аксакова, посвященные природе. Это «Записки ружейного охотника», «Записки об ужении рыбы», глава о собирании бабочек из «Воспоминаний». Подобные литературные примеры побуждают у учащихся стремление быть наблюдательным, уметь хорошо описывать природу, давать точное и живое представление о предмете или явлении.
После разбора таких сочинений я предлагаю учащимся самостоятельную работу по описанию своей комнаты, класса или школы.
Наряду с художественным описанием учащиеся усваивают и публицистическое, задачей которого является точное воспроизведение признаков или явления жизни. В таких работах заложена научно – исследовательская деятельность учащихся, использование ими краеведческого материала.
Так учащиеся седьмых классов на уроках по развитию речи выполняли проект-сочинение «Моя школа». Работа велась по следующему плану:
1.Исследовательская деятельность. Сбор материала об открытии школы в нашем поселке.
2.Экскурсия «Внешний вид школьного здания».
3.Обсуждение возникших проблем и постановка актуальных задач.
4.Анализ новой информации.
Для выполнения проекта ребята также повторили и углубили знания о публицистическом стиле, выполнили словарную работу.
На первом этапе выполнения работы школьники изучали фотографии из краеведческого музея, встречались с учителями – ветеранами, слушали их воспоминания.
Затем состоялась экскурсия вокруг школы. Ребята увидели, что утрачено, что уцелело; они задавали вопросы, обменивались между собой мнениями.
Домашнее задание было таким: рассказать об истории школы в нашем поселке своим родителям и друзьям.
На следующем уроке ребята обсуждали, анализировали собранный материал, рассказывали о старой и новой школе, повторяли тему «Публицистический стиль», выполняли словарную работу. Домашним заданием было составление примерного плана сочинения.
В начале заключительного урока корректировался план, выбиралась тема: «Школа вчера и сегодня», «История нашей школы», и ребята приступили к работе над сочинением-проектом.
Итог этих уроков – не только зарождение интереса к истории нашей школы, но и формирование коллектива класса, установление контакта между учениками и учителем. Такие занятия развивают интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности, развивают творческие способности и самостоятельность. А краеведческая тема пробуждают у учащихся интерес к родному краю, к историческому прошлому малой родины, затрагивают их сердца и души. Учитель же имеет возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед ним.
Другой творческой формой работы с детьми, прививающей устойчивый интерес к истории родного края, служит изложение. Для этой работы можно использовать тексты, рекомендованные в методическом пособии, я же беру краеведческий материал. Таким образом я подбираю и накапливаю большой дидактический краеведческий материал.
Безусловно, нельзя увлекаться чем-то одним, забывая об остальном. Ежедневные уроки русского языка обязывают к разнообразию.
Большие возможности имеет краеведение при изучении раздела «Лексика». Школьники знакомятся с особенностями местного диалекта, изучают историзмы и архаизмы Симбирского края. У учащихся развивается внимание к слову и его употреблению, формируется умение пользоваться словарями. В процессе формирования языковой и коммуникативной компетентностей важно обучение нормам словоупотребления – и в этом особенно актуальна роль толковых словарей. Поэтому современный учитель при подготовке к урокам часто обращается к трудам наших выдающихся ученых-лексикографов, среди которых труды Владимира Ивановича Даля занимают особое почетное место.
В 2013-2014 учебном году мною был дан дистанционный урок на региональном уровне для школ Ульяновской области на тему «Имя существительное как часть речи». На уроке был использован богатый краеведческий материал.
2.Исследовательская деятельность.
Учащиеся моего класса принимали участие в сборе материала для школьного историко–краеведческого музея. Эта работа помогла детям больше узнать о своем крае и в дальнейшем использовать этот материал на уроках по развитию речи. Собирание материала велось по следующему плану:
1.Базарный Сызган – центр района. Краткие историко-географические сведения.
2.Основные географические данные о поселке Базарный Сызган.
а) Историческое прошлое поселка.
б) Настоящее поселка.
в) Гордимся лучшими своими земляками.
г) Литературное краеведение.
3.Будущее поселка Базарный Сызган.
Источником сведений по этим разделам послужили воспоминания старожилов, архивные материалы, районные и областные газеты.
Ребята любят ходить на экскурсию в музей, рассматривать экспонаты, знакомиться с материалами музея.
В музее также есть комната «Боевой славы», где можно увидеть фотографии воинов и вещи, сохранившиеся со времен войны.
Гордятся педагоги и школьники нашего поселка тем, что наш Базарносызганский район является родиной Героев Советского Союза – Барыкова Геннадия Ивановича, Голиченкова Петра Ивановича, Семенова Дмитрия Ивановича, Карабанова Алексея Алексеевича, Васина Василия Ивановича.
Исследовательская работа помогает использовать материалы музея как источник пополнения знаний, способствует формированию культуры детей, вводит в их лексикон новые слова и понятия, развивает интеллект и эстетический вкус детей, создает условия для проявления активности детей.
Учащиеся нашей школы встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, слушают их рассказы, берут интервью. Такие встречи помогают в работе с сочинениями в жанре интервью.
В 6 классе по программе отводится один час на «Урок письма», при подготовке к которому использую материалы переписки с бывшими выпускниками, служащими в Российской армии.
Человек, по-настоящему любящий свою родину, родную школу, гордится достижениями своих земляков и стремится вложить свою лепту в дело процветания родного поселка. Поэтому учащиеся нашей школы участвуют в различных конкурсах. Так, например, Бурлаков Александр занял 1 место в областном конкурсе «Моя семья в истории Ульяновской области» в номинации «Литературное творчество», Климахина Екатерина - 1 место в областном конкурсе «С Днем рождения, любимый город» в номинации «Рисунок». Ежов Артем в конкурсе «Ульяновск – город будущего» - 3 место в номинации «Рисунок».
В 2012 году Полушкин Кирилл занял первое место в районных конкурсах «Любовь к Отечеству», «Дорога к Храму», Горбунова Кристина - второе место в конкурсе «Дорога к Храму», «Письмо в Сталинград». Бурлаков Александр в конкурсах «С Днем рождения, любимый город!», «Дорога к Храму» – 3 место в номинации «Литературное творчество. Публикация».
Перспективой работы вижу создание краеведческого лагеря "Моя Родина — Базарный Сызган" и кружка "Юный краевед" для 8–9-х классов
Цели и задачи этого проекта:
-Углубить и расширить знания учащихся по истории Базарносызганского края, посёлка, школы.
-Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.
-Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
-Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.
-Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
-Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Таким образом, считаю, что краеведческая работа создает условия для развития личности, дает возможность педагогу нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, активно влияет на формирование гражданской позиции школьника, воспитывает любовь к малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...
Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"
Этот материал способен повысить интерес к предмету. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, ...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...