Использование занимательного материала на уроках русского языка - залог его успешного усвоения
статья по русскому языку (5 класс) по теме
В данной работе рассматриваются вопросы использования занимательного материала на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zanimatelnogo_materiala_na_urokakh.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
Статья:
Использование занимательного материала на уроках русского языка – залог его успешного усвоения.
Автор: Равдугина Ольга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
2013
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА - ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ
Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (К. Г. Паустовский)
Постоянное совершенствование учебного процесса, поиски новых приемов обучения языку и использование их в сочетании с традиционными - вот чем характеризуется деятельность учителя.
Каждый урок должен быть результативным. И достичь этого можно только при условии, если привить учащимся интерес к изучению русского языка, стремление к активной творческой деятельности.
Но чтобы пробудить интерес к изучению русского языка у учащихся, нужно подобрать такой материал, который был бы доступен, интересен, легок в понимании. С этой целью я в своей практике применяю занимательный материал, чаще всего из передачи «Радионяня», стихотворения известных поэтов, песенки - напоминалки, загадки.
Начиная изучение темы урока, обращаю внимание учащихся на такое четверостишие:
Заголовок - окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок - это не просто слова:
Это слова - всему голова.
А чтобы добиться результата в своей работе, учу ребят внимательно осознанно пересказывать, находить главную мысль, проверять выполненное задание, используя данные песенки - напоминалки.
Нельзя кое-как,
положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело «просит» проверки.
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно - много раз,
Это нудно - много раз,
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумывайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомниться рассказ.
В каждом параграфе,
в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
Ведь ни для кого не секрет, что чаще всего учащиеся допускают ошибки в словах не по тому, что не знают правила, а потому, что не могут различить сильную и слабую позицию звуков. Вот здесь нам помогает рифмование строчки.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
При изучении непроизносимых согласных используем эти строчки
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Интересно!
Слова - исключение на цы запоминаются легче в таком порядке
Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц.
А для запоминания правописания слов с приставками з- - с- помогает песенка из передачи «Радионяня»:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
При изучении темы «Одна или две буквы н в суффиксах прилагательных» пригодилась такая загадка.
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные (Оконная рама).
Эта рифмовка помогает различию двух часто смешиваемых правописаний.
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
У В. Шефнера есть прекрасное стихотворение:
Не привыкайте к чудесам, -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прислушивайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Оно не только способствует воспитательной цели для воздействия на учащихся, но и является прекрасным материалом при изучении темы «Гласные в приставках пре и при». Эти строчки из передачи «Радионяня»:
1) Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет. Прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
2) Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при -, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
3) В прекрасном замке на горе
Жила- была приставка пре-
Особа преотважная,
Важная - преважная.
Гордая - прегордая,
Добрая - предобрая.
Её считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у нее прелестный пудель.
Прехрабрый пес по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка Пере-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, Пре-,
Меня не будет два - три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу,
Спокойной ночи. Я спешу» (А. Каютина).
4) Язык прикусил- не совсем откусил
Пригорело - не значит сгорит,
Помни - что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
5) При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» -
Пре- мы напишем при этом.
6) Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи пере- и при-,
Писать только пре- там надо.
Использование на уроках занимательного материала не только дает возможность учащимся легко запоминать изученное, но и побуждает у них интерес к усвоению русского языка. Как сказал Сафрон Данилов: Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком - Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г Гранин, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Ушаков, Н. Н. Внеклассное занятие по русскому языку / Н. Н. Ушаков. -М. : Просвещение, 1971.
- Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку / А. О. Орг. - М. : Просвещение, 1994.
- Чуковский, Корней. Живой как жизнь / Корней Чуковский. - М. : Детская литература, 1982.
- Иванова, В. А. Занимательно о русском языке, / В. А. Иванова, 3. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. - Ленинград : Просвещение, 1990.
- Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку / Б. Т. Панов. - М. : Просвещение, 1980.
- Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку/ Н. Ф. Александрович. - Минск : Народная асвета, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный ч...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка
На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время. Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...
Программа формирования личностных УУД с использованием краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах
Программа по формированию личностных УУД...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...
Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"
Этот материал способен повысить интерес к предмету. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, ...
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
Использование краеведческого материала для повышения речевой культуры школьников...