Конспект внеурочной деятельности : «Комплимент и похвальное слово»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Никулина Наталья Владимировна

Представлен конспект занятия внеурочной деятельности филологического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochki_kompliment_17.12.19.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочной деятельности : «Комплимент и похвальное слово»

Дата проведения: 17.12.2019

Группа: учащиеся 9 а класса

Задача: продолжать развивать умение давать определение, различать понятие лесть, комплимент, похвальба, развивать речь учащихся, развивать нравственные качества учащихся.

Оборудование: карта страны «Похвала», кроссворды, памятка, название городов, песня Б. Ш. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Ход:

Сегодня мы представим себя детьми и отправимся с вами в путешествие, а чтобы путешествие удалось необходимо быть организованными, не отвлекаться.

Любое путешествие начинается с подготовки, нужно подготовиться и нам с вами, поэтому начнем мы с артикуляционной и дыхательной гимнастики.

•  Упражнение «Колечко»

•  Упражнение «Завиток»

•  Упражнение «Проколи щеку»

•  Упражнение «Хоботок слона»

•  Упражнение «Грустно - весело»

•  Упражнение «Тридцать три Егорки стоят на пригорке…»

•  Упражнение «Сдуть мяч».

•  Итак, нас сегодня ждет увлекательное путешествие, а чтобы попасть в необходимую нам страну надо узнать ее название, для этого необходимо разгадать кроссворд, в котором ключевым словом и будем название нашей страны. (Работа в парах.) 

Кроссворд

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•  Синоним слова честность

•  То, что вы получаете за ответ на уроке

•  Если человек хвалит сам себя, то это называется …..

•  Мудрое народное изречение

•  Когда человека хвалишь, смотри ему в ….

•  Великий русский баснописец…

•  Жанр литературы, иносказательно обличающий пороки людей.

•  Итак, давайте проверим результат вашей работы и определим, в какую же страну мы с вами отправимся, как она называется, для этого назовите ключевое слово кроссворда. (На карту наносится слово Похвала.) Итак, цель нашего занятия, путешествуя по стране похвала, познакомиться с ее жителями и научится их различать. А помогать нам будет карта, наш путеводитель – риторика, ну и, конечно, наши знания.

•  Беседа:

•  Ребята, скажите, а какой синоним можно подобрать к слову похвала?

•  Итак, первый город, в который мы отправимся в стране «похвала» называется «комплимент». В этом городе мы уже бывали раньше.

•  Ребята, давайте вспомним, какое главное правило мы должны соблюдать, когда говорим комплименты?

•  А как вы думаете, с какой интонацией мы должны произносить комплименты?

•  Постепенно появляются на доске слова

•  Говорите правду, искренно

•  С интонацией похвалы, одобрения

•  Глядите на того, кого вы хвалите

•  Итак, сделайте вывод, как нужно правильно говорить комплименты.

•  К сожалению, очень часто люди путают жителей города Комплимент с жителем другого города, на нашей карте он обозначен как город Лгунов. Но у него есть и другое название Лесть. Вспомните, чем же комплимент отличается от лести?

•  Перед Вами на листочках отрывки из художественных произведений. Часть из них можно назвать комплиментами, часть – лестью. Отправьте жителей в свои города. Докажите свою точку зрения. Итак, вы зачитываете отрывок, говорите, в какой город Вы его поселите и объясняете, почему.

•  Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка! Что за глазки!

Рассказывать так прямо сказки!

(И.А. Крылов )

2. Маленький Принц не мог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны! (Антуан де Сент-Экзюпери)

3. – Молодец, Косой! – Закричали все зайцы в один голос. Ай да Косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

4. «Как, милый Петушок, поешь ты громко важно!» -

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» (И.А. Крылов )

5. Растрогал бабушку вчера,

Сказал: - Ты вовсе не стара,

Другие бабушки старей…

Пойдем в кино со мной скорей! (А. Барто)

Ну что же мы отправили всех жителей по своим домам, но жители города «комплимент» не захотели отпускать нас, пока мы не выполним их задания.

Закончите предложения так, чтобы у Вас прозвучал комплимент в адрес Вашего соседа по парте, а начало этой фразы вы вытащите из шляпы:

•  Я хочу похвалить тебя…

•  Мне хочется сделать тебе комплимент за…

•  Я должна выразить тебе свое восхищение за…

•  Ну, что ж у Вас получились свои комплименты, а теперь давайте послушаем, что говорят о похвале мудрые изречения. Они записаны на доске, прочитайте их:

Излишняя похвала хуже брани (персидская пословица)

Чрезмерная похвала – насмешка. (Г.Р. Державин) 

•  Какой вывод вы можете сделать?

•  А теперь, чтобы немного отдохнуть в пути, давайте посмотрим сценку.

- Дорогой, правда, у меня очень красивые глаза?

- (Читая газету) Угу.

- Дорогой, правда, у меня такая замечательная улыбка?

-Угу.

- Как я люблю, когда ты делаешь мне комплименты.

•  Ну, а наш путь лежит через еще один город в нашей стране, называется он Похвальба. Вроде бы и на Похвалу похож, но видимо, жители этого города чем-то отличаются. Может быть, кто-то знает синоним к слову Похвальба? (Хвастовство).

•  Ребята, как вы думаете, красиво ли хвастаться? Украшает ли это человека?

•  Вывод: Ребята, я надеюсь, что на нашем пути не будут встречаться жители городов Лесть и Похвальба. А нас будет украшать честность и скромность. Но на нашей карте остался еще один город без названия. Мы в нем еще ни разу не бывали. Этот город называется похвальное слово. Что такое похвальное слово и чем оно отличается от комплимента? Для того, чтобы определить прочитаем два текста и, работая в парах, заполним таблицу, ваша задача поставить плюсик в нужной графе.

 

Комплимент

Похвальное слово

Диалог

+

 

Монолог

 

+

Сжатое высказывание

+

 

Развернутое (большое по объему) высказывание

 

+

Содержит похвалу

+

+

Какая группа может заполнить плюсиками таблицу на доске?

А теперь на основании ваших таблиц дайте краткое определение похвальному слову. Итак, сделайте вывод, что такое похвальное слово.

•  1.Ребята, а как вы думаете, похвальное слово можно произнести только человеку или нет? А что еще можно похвалить?

2. А за что можно похвалить?

Вывод учителя: Итак, похвалить можно кого угодно и что угодно, за самые разные качества, чаще всего похвальные слова используют на праздниках, юбилеях, различных, торжествах, собраниях и так далее. Задачи похвального слова вызвать добрые чувства, создать хорошее настроение.

  • Давайте прочитаем образец похвального слова философа Коринфского
  • Кому Коринфский посвящает свое похвальное слово?
  • Какими чувствами он переполнен?
  • Чем восхищается он в русском народе?
  • Какие эпитеты использует для передачи своих чувств? Найдите в тексте.

Ну а теперь, когда мы вспомнили понятие похвальное слово, у нас самое сложное, но и самое интересное задание нашего путешествия – самим придумать похвальное слово. Итак, у нас будет работать несколько групп. Каждая группа получит собственное задание. Вам будут в помощь даны ключевые слова, вы можете, использовать их все или только их часть. Время работы 5 минут. А можете придумать свои слова. Начните свое похвальное слово с обращения к тому, о чем будете писать его.

Ключевые фразы:

  • Ты очень много знаешь в моей жизни…
  • Нет ничего сладостнее, чем…
  • Люди считают священным и исполненным высокого смысла….
  • Нет слова ближе и дороже…
  • Горжусь тобою…
  • Произнесем же этот гимн…

Чтение нескольких похвальных слов.

Вывод: Ребята, скажите, по каким городам мы сегодня путешествовали?

Почему все эти города располагаются в одной стране?

Ну что же, мы начали с вами учится писать похвальные слова, мне хотелось бы, чтобы Вы продолжили эту работу дома, нас окружает множество предметов, напишите похвальное слово одному из них, может быть это будет ручка, а может быть ваша ученическая тетрадь. Сегодня наше путешествие закончилось, но оно не заканчивается вовсе, а сопровождает нас всю нашу жизнь. И мне бы хотелось, чтобы девизом вашей жизни стали слова из песни Б.Ш. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». (Звучит песня).

А теперь мне хотелось бы, чтобы вы взяли чистые листочки и написали, понравилось ли Вам сегодняшнее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. В мире поэтического слова. 7 класс. Соответствие ФГОС.

Данная программа реализуется в 7 классе. Структура рабочей программы соответсвует ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Чистой школе – Чистое слово»

Данная программа внеурочной деятельности «Чистой школе - Чистое слово» для 6 класса относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Внеклассная работа, расшир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....

Программа внеурочной деятельности "Через тернии к слову"

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального кружка «Через тернии к слову» для 3–7 классов составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»

Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...