№ |
Тема, основное содержание учебного занятия | Используемые ресурсы | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
Объекты и формы текущего контроля | Дата проведения учебного занятия |
план
| факт
|
1 | В начале было Слово.
Начальные сведения о происхождении слов. | Тексты (выдержки из книги «Чистое слово») | Занятие из истории письменности. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
| Беседа с элементами занимательности. Практикум |
|
|
2 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Проект «Книжная радуга-2016» | презентация | Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета | Электронная презентация книги «Алые паруса» | |
|
3 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа
Семейное чтение
«Чтение книг вместе с близкими людьми – прекрасное занятие» | Книга Евгения Шварца "Сказка о потерянном времени"; часы-ходики; тексты – задания группам; костюмы и атрибуты для инсценировки; карта настроения; буклеты; (портфель читателя) книжная выставка, презентация
| Расширение представления родителей о роли книг в воспитании ребенка; стимулирование самообразование учащихся и родителей; прививание навыков читательской культуры.
| Литературный клуб «Семейный круг»
|
|
|
4 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа
«Свобода слова в произведениях П.А.Суханова» | Раздаточный материал: тексты стихов | Исследование поэтического текста, объяснение языковых явлений | Поэтическая мастерская |
|
|
5 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Способы речевого воздействия. | Словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля. |
Изучение слов из словарей | Урок развития речи «Тайна слова». |
|
|
6 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. | Словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля. | Учебное исследование слова «семья». | Творческая лаборатория Работа со словарями С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля. Подборка пословиц, отгадывание загадок, чтение стихов. |
|
|
7 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Правила общения и речевого воздействия. | Тексты | Показать проблемы речевой культуры в современном обществе | Литературные чтения «Особенности речевой культуры в современном социуме». |
|
|
8 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. «Школа вчера, сегодня».
| Атрибутика двух столетий | Инсценировка двух эпох: время возрождения нашей школы и сегодняшняя школа.
| Литературный салон " «Школа вчера, сегодня» - к 25 летию школы ( с писателями литературного объединения «Северный огонек»). |
|
|
9. | Экология души = чистота Слова. Милосердие. Доброта. Красота. Любовь.
| Толковый словарь В.И. Даля | Изучают толкование слов: милосердие, доброта, красота, любовь. | Составляют словарик слов |
|
|
10. |
Экология души = чистота Слова. «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина). |
| Тексты произведений А.С. Пушкина. Этимологический словарь Н. М. Шанского. | Работа с этимологическим словарем. | Творческая мастерская исследователя. |
|
|
11. | День словаря. «На встречу с мудрецами». | Видеоролики, словари, костюмы XIX в., раздаточный материал | Осуществление расширенного поиска информации с использованием словарей | Интеллектуальная игра |
|
|
12. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Семейное чтение
"Время всегда хорошее»
| Книга А.Жвалевского, Е.Пастернака "Время всегда хорошее». Атрибутика двух эпох | Инсценировка по книге А.Жвалевского, Е.Пастернака "Время всегда хорошее». | Литературный клуб ««Семейный круг». |
|
|
13. | Характеристика слов. Хорошие и плохие слова. О хорошей речи. Богатство русского языка. | Раздаточный материал: тексты | Работа в группах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения | Творческая работа. Анализ текста. Составление своего текста. |
|
|
14. | Слова – родственники.
Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. | Презентация | Закрепление значений суффиксов и приставок. | Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов». «Образование слов различными способами от корней (молод, ловок, лож.) |
|
|
15. | Слова – родственники. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова | Видеоролики | Присоединение различных слов к группе родственных. | Игра «Родственники» |
|
|
16. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Семейное чтение Классика детской литературы. |
| О большой и малой родине, родном языке | Литературный клуб ««Семейный круг». |
|
|
17. | Культура и этика общения. Понятие этики и культуры общения. Речевой этикет и этика | Ролик «Что такое этика» | Изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. | Ролевая игра |
|
|
18. | Культура и этика общения.
Речевой этикет и нравственность. Зависимость речевого этикета от исторического процесса телефону. | Видеосюжет «Культура общения» | Освоение общих правил телефонного разговора.
| Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения |
|
|
19. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Семейное чтение
|
|
| Литературный клуб ««Семейный круг». |
|
|
20. | О сквернословии.
Канцеляризмы, штампы, сквернословие, жаргонизмы. | Виртуальный лабиринт слов | Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета | Практикум. Составление словаря синонимов |
|
|
21. | О сквернословии.
Спасите наш язык! | Тексты (выдержки из книги «Чистое слово») | Осознание значимости «Чистого» слово | Составление буклета «В школе чистых слов». |
|
|
22. | Жизнь слов.
Как родятся, живут и умирают слова. Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). | Книга Л. Успенского «Слово о словах».
Раздаточный материал | Осознание обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). | Составление списка слов, появившихся в языке после 1917 года. |
|
|
23. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Семейное чтение |
|
| Литературный клуб ««Семейный круг». |
|
|
24. | Обращение.
Словесное и несловесное обращение. Виды невербальных сигналов. | Обучающие видеоролики | Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы.
| Литературные чтения |
|
|
25. | Обращение.
Жесты и мимика как невербальные средства общения, их роль в нашей жизни. Понятие словесного и несловесного обращения. | Видеофильм | Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре | Ролевая игра (в парах). |
|
|
26-27. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. «Поэзия Сургутских писателей» | Презентация | Выразительное чтение наизусть стихотворений о слове, о красоте русского языка. | Конкурс чтецов «Чистое Слово от чистого сердца».
|
|
|
28. | Язык имеет свои краски. Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Роль в мелодичности сонорных звуков.. | Фонохрестоматия художественных произведений | Изучение музыкальности и благозвучие языка. | Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). |
|
|
29 | Язык имеет свои краски. Сочетания звуков. Роль ритма в благозвучии речи. Примеры звукописи. | Презентация | Изучение роли скороговорок в выработке дикции и гибкости голоса | Исследование текста. А. Барто. Стихотворения. В. Казин «Рубанок». А.С. Пушкин «Полтава». |
|
|
30 | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Проект «Говорю и читаю по-русски» | Раздаточный материал | Формирование читательской компетентности у детей мигрантов | Театральная постановка |
|
|
31. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. День грамматических игр.
| Раздаточный материал | Закрепление и изучение грамматических ошибок в объявлениях, ценниках, рекламе, текстов агрессивной направленности | Конкурс «Найди ошибку!» Написание диктанта |
|
|
32. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. Семейное чтение |
|
| Литературный клуб ««Семейный круг». Круглый стол. |
|
|
33. | Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. День грамматических игр. | Раздаточный материал | Закрепление и изучение орфографических и грамматических ошибок | Написание сочинения – сказку «Почему гласные Ы, Ю, Я не хотят жить по соседству с согласными шипящими?» |
|
|
34. | Экскурсия в библиотеку «В мире наших помощников». Лингвистический КВН «Мы за чистое слово!» | Библиотечный фонд | Знакомство с энциклопедическими изданиями, помогающими в изучении языка. | Беседа. Лингвистический КВН «Мы за чистое слово!» |
|
|
35. | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово | Словари | Изучается специализированная литература по этимологии слов, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. | Выпуск плакатов «Тайны языка» с рубриками «Говорим правильно», «Вопросы и ответы», «Наше творчество», «Русский язык за рубежом», «В творческой мастерской писателя», «Занимательно о языке». |
|
|