Приемы работы при подготовке к написанию сочинения-рассказа по рисунку в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

          Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

         Актуальность данного проекта заключается в необходимости систематизировать и обобщить приемы, виды работы, дидактический материал по подготовке к написанию сочинения. Следует обратить внимание и на тот факт, что сочинение является той формой работы учащихся, которая является аттестационной  в ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка на тему:

«Приемы работы при подготовке к написанию сочинения-рассказа по рисунку в 5 классе»

Выполнила:  

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 пгт Суходол

Кирдина Марина Леонидовна

                                                   

Суходол, 2020

Содержание

  1. Введение
  2. Сочинение – обучение связной речи
  3. Дидактические материалы по использованию различных приемов сочинения
  4. Заключение
  5. Список источников

  1. Введение

5-й класс - самый важный этап:

 если сейчас ребенок не познает радость творчества,

то позднее вряд ли что удастся

Т.С. Задунова

          В качестве эпиграфа к своему проекту я использовала высказывание учителя русского языка и литературы, на которое обратила внимание, читая статью Т.С. Задуновой «Искусство писать сочинение».

          Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

         Актуальность данного проекта заключается в необходимости систематизировать и обобщить приемы, виды работы, дидактический материал по подготовке к написанию сочинения. Следует обратить внимание и на тот факт, что сочинение является той формой работы учащихся, которая является аттестационной  в ОГЭ и ЕГЭ.

            Сочинение – это  обучение связной речи; создание обучающимися собственного текста (без опоры на текст). Словарь Ушакова дает такое определение: «Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему».

            Цель данной работы – анализ материалов и приемов, раскрывающих системно-деятельностный подход к написанию сочинения в 5 классе в контексте требований ФГОС.

          На реализацию данной цели направлены задачи, непосредственно раскрывающие  приемы  работы над сочинением:

 -  обозначить условия успешной работы над сочинением;

-  рассмотреть различные приемы обучения сочинению;

- подобрать дидактический материал, способствующий системно-деятельностному подходу к реализации ФГОС.

       Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить конкретным умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

     В работе рассматриваются приемы обучения написанию сочинения-рассказа. Такой жанр повествования наиболее интересен пятиклассникам, многогранен, универсален.

 2. Сочинение – обучение связной речи

    Сочинение – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления, речи, то возможность эмоционального самовыражения обучающегося, выражение отношения к окружающему миру.  В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;
  • умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;
  • умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;
  • умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;
  • умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;
  • умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • умение проверять и совершенствовать написанное.

      Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ. Школьные сочинения классифицируются:

  • по опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);
  • по типу текста (описание, повествование, рассуждение);
  • по жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );
  • по стилю (художественный, публицистический, научный);
  • по цели: диагностические, обучающие (подготовительные), проверочные (контрольные)
  • по месту выполнения работы:  классные, домашние, классно-домашние, домашне-классные
  • по форме речи: устные, письменные

        Работа над сочинением определена следующими этапами:

  1. подготовка к сочинению;
  2. организация написания сочинения;
  3. проверка и оценка;
  4. анализ работ.

        Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.

          Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

           Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311512/img5.gif

      Для обучения пятиклассников построению рассказа следует использовать жанровые картины с ярко выраженным сюжетом, например «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Не взяли на рыбалку» К.Н. Успенской-Кологривовой, «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки и др.

      Приемы работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

         Работу над сочинением-рассказом предполагают предварительные рассмотрения тем и вопросов, используя традиционные форма и методы.

           Тема

    Приемы работы

Речь как предмет изучения                         

Беседа

Игровые ситуации, при которых возможна выработка

условий  для того, чтобы язык стал средством общения

Знакомство со стилями речи

Беседа

Упражнения, связанные с сопоставительным анализом текстов, задания на определение стиля речи

Сочинения по данному началу

«Рисуем» картину словами

Общее знакомство с типами речи

Беседа

Решение познавательных задач речевого характера

Тренировочные упражнения по определению типов речи  Поисковая работа (найти отрывки, относящиеся к тому или иному типу речи)

Сравнения текстов

Формирование понятий о тексте

Знакомство с абзацем  как частью текста

Упражнения, которые учат при обдумывании темы будущего сочинения решать вопрос о его стиле, типе речи  Составление и анализ плана сочинения

Определение основной мысли текста

Сочинение по данному началу

Изучение типов речи

Отработка навыков написания сочинений:

-описание предмета , картины , животного;

-повествование на тему: «Как я однажды…»;

-рассуждение по предложенной теме

Соединение типов речи в тексте

Упражнения на обдумывание основной мысли текста, отбор материала, его организация , выбор языковых средств

Совершенствование речевых умений

Определение понятия слова «сочинение»

 Составление алгоритма написания сочинения

Сочинения о себе и своей жизни

Опыт написания заметки в школьную газету

       Особый интерес, высокую результативность вызывают современные подходы к выбору приемов обучению  писания сочинения-рассказа.

      Групповой метод. Класс делится на группы, учащиеся высказывают свое впечатление о предложенном тексте, рисунке. Вариант групповой работы:

1 группа: ученики подбирают и записывают синонимы к представленным на доске словам;

2 группа: ученики составляют словосочетания , описывающие героев;

3 группа: ученики подбирают глаголы , представляющие действие на рисунке.

       Проблемное обучение (проблемный вопрос). Выискивается «болевая точка»  текста, изображения. Возможна формулировка задания: «Какие вопросы вы бы задали героям картины, рисунка?

       Рефлексивное чтение. Сопоставление рисунка и текста. Учащиеся должны доказать свою точку зрения, высказать мнение.

       Ролевой подход. Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Учащиеся обыгрывают предполагаемые диалоги героев. Возможны варианты развития событий, изображенных на рисунке.

         Важно достижения «эффекта присутствия» с помощью использования речевых оборотов, глаголов, описания чувств и переживаний героев рисунка, картины. Приведу пример одного из элементов урока.

- Обратите внимание, мы начали подбирать рабочий материал к нашему сочинению. Так

как наш рассказ - повествование, нам необходимы глаголы. Но не просто глаголы, глаголы-говорения. (по цепочке).

1.Сказал, рассказал, поведал,  проговорил, поделился, возразил, согласился, невнятно промямлил, произнес, пообещал, задался вопросом, заключил, завершил, изложилобъяснил, пояснил, изъяснил, подытожил, растолковал, обратил вниманиеоповестил,  предостерег…

-Нам ещё нужны и Глаголы - Действия. (по цепочке)

2. Передохнуть, хаживать, постукивать, отплясывать, подпеть, напилить, размахиваться, поглядывать, пришивать, переходить, писать…

(Учащиеся записывают глаголы в таблицу).

         Работа над сочинением – это одна из тех областей методики, в которой не может быть единого  стандарта, где допускается большая  вариантность в подходе к обучению. Поэтому возможно использование элементов различных образовательных технологий, как традиционных, так и современных. Развитие связной речи  неизбежно должно опираться на воспитание вкуса к меткому, выразительному слову, без которого меркнут самые яркие чувства, теряют свою силу хорошие мысли,  снижается  ценность  наблюдательности.

3. Дидактические материалы по использованию различных приемов сочинения

C:\Users\skiffedorov\Downloads\scrn_big_01.jpg

       Приведу примеры элементов некоторых уроков, на которых использованы различные приемы обучения написанию сочинения-рассказа.

I.На данном уроке для создания сочинения учащимися используется один из рассказов в рисунках В. Сутеева, известного писателя и художника. Опыт показывает, что творчество этого автора хорошо воспринимается школьниками, которые с удовольствием и интересом работают над созданием рассказов по его рисункам. Веселые рассказы в рисунках позволяют создать хороший эмоциональный настрой на уроке и решить несколько задач: повторить особенности построения текстов повествовательного характера, применить эти знания в новой для школьников ситуации, познакомить учащихся с особенностями построения рассказа. Кроме того, рассказы в рисунках, к которым нет слов автора, обладают хорошими дидактическими возможностями: пятиклассники чувствуют себя сопричастными художнику, получают возможность выступить в роли его «соавтора».

       Каждый из ребят должен подобрать заголовок, составить план, написать рассказ, попробовать включить в свою работу экспозицию.

      Таким образом, графически оформленные истории дают возможность наглядно показать учащимся развитие действия, выяснить характер героя, обратить внимание на то, как художник мотивирует его поступки.

Памятка авторам рассказов (соавторам художников)

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

     Далее  обучающимся предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

       Следует работа над типом речи сочинения.

 Проблемное обучение

Какой тип речи характерен для данного рассказа?

Почему именно повествование?

Какова композиция (построение) рассказа?

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

Какие вопросы можно задать к этому тексту?

Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

Какой общей мыслью объединены рисунки?

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

Составление плана.

Развитие критического мышления

      Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

Попробуйте озаглавить рисунки.

Что получилось в результате?

II. Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»

      Групповой метод. Учащиеся должны составить словосочетания, которые могли бы стать началом рассказа  Запишите  опорные словосочетания для начала рассказа (Однажды – это было зимой -. . . , Как-то в морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )C:\Users\skiffedorov\Downloads\image175.jpg

      Рефлексивное чтение

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения  Р. Парве «Два рыбака»

Кто эти путники?

Кто там спешит

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх-

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади.

Кто там в кустах

Над водою сидит?

Кто там за рыбой

Зорко следит?

Ученики отвечают на вопросы:

 - О чем это стихотворение? Кто из вас был на рыбалке?

-Какие чувства у вас возникали, когда вы ходили на рыбалку?

- Были ли у вас случаи, когда вас не брали на рыбалку?

- Может ли быть рисунок иллюстрацией к этому стихотворению?

       Ролевой подход

Ситуативно-ролевая игра

- А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. Мы станем с вами участниками события, которое изображено на рисунке. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет составить нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишите дома.

       Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их настроение).

Автор-ведущий: Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…

Отец.-Коля, пойдём завтра ловить рыбу?

Коля.-Пойдём, я после ужина накопаю червей.

Автор.-Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

Малыш.-И я с вами.

Автор.-Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

Коля- Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.

Автор-Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать. Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся, схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.

Малыш -Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!

Отец - Не,сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

Коля - Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.

Автор -Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и сказала…

Сестра -Андрюша, пойдём играть!

Автор - А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…

Малыш- Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.

Сестра -Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.

Автор - Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.

Словарную работу можно провести в форме эстафеты. Первый ученик называет существительное; второй подбирает зависимое слово и тд.  Ученик составляет словосочетание

 Словарно-стилистическая работа

Рыбалка-рыболов-рыбак-рыболовные принадлежности (снасти);

Удочка-удить (рыб);

Червяк-(накопать червей);

Банка-(жестяная банка);

Рюкзак, плетень (забор);

Малыш-(маленький мальчик);

Расстроен, огорчён, обижен;

Обида-обидеться-обиделся-обиженный;

Огорчение-огорчиться-огорчился-огорчённый;

Бежать вдогонку-догонять-догнать;

Рыжие волосы;

Светло-зелёная травка;

Рисунок, картина;

Художник, О.В.Попович;

Фигура, поза, краски, цвет, композиция.

IV. Большой и содержательный материал представлен в книге Н.А. Шапиро «Готовимся к сочинению: Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс». Упражнения интересны, содержательны и удобны для использования различных приемов обучения сочинению.

      Повествование считается самым распространённым и самым простым из типов речи; не случайно именно рассказы о событиях мы находим в древнейших фольклорных произведениях. Повествование — изображение событий или явлений, следующих одно за другим. Поэтому в нём обязательно должны быть указания на то, как протекают действия во времени. В тетрадях для 5 и 6 классов есть упражнения, вырабатывающие привычку употреблять в повествовании такие указания. Вот пример такого упражнения (5 кл., упр. 20).

    20.  Прочитайте отрывок. Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие - одно за другим. Вставьте на месте пропусков слова, указывающие на время: потом, вскоре, сперва, однажды, пока, когда, потом.

 Когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

— Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

 они заговорили о чём-то другом, и  пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе .Они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали; но они дошли до речки и стали помогать друг другу перебираться по камушкам, а  бок о бок пошли по узкой тропке между кустов, у них завязался Очень Умный Разговор.

     Повествование надо уметь строить. В первую очередь важно отобрать необходимые для рассказа события — узлы повествования. В тетрадях для 5 и 6 классов есть упражнения, в которых надо найти грубейшие ошибки повествования, делающие текст непонятным, — пропуск важного узла или разъяснения причин — и исправить эти ошибки, т. е. дописать недостающее.

       Например, в упр. 25 для 5 класса приведён сделанный ученицей сжатый пересказ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», в котором за сло-вами «Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала» сразу идёт предложение «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик...». Дети могут заметить, что здесь явно не хватает предложения, вводящего нового участника событий — старушку.

4. Заключение

         Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции текста, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил. Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

      Следует обратить внимание на непрерывность обучения сочинению, это та форма работы, которая должна проводиться системно и целенаправленно. Именно в основной школе закладываются и развиваются УД, формируются компетенции, которые проверяются ОГЭ и ЕГЭ.

      Поэтому приемы обучения сочинению в контексте требований ФГОС разнообразны, комбинаторны и универсальны.

5. Список источников

  1. Материалы вебинара «Приемы обучения сочинению на уроках русского языка, развития речи и литературы в основной и старшей школе (в контексте требований ФГОС»
  2.  Задунова Т.С. «Искусство писать сочинение» , Русский язык, 2012
  3. Шапиро Н.А. «Готовимся к сочинению: Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 класс», 2018
  4. https://infourok.ru/metodika-raboti-nad-sochineniem-709766.html
  5. http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-455.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, р...

План работы по подготовке к написанию сочинения в декабре

План работы по подготовке к  написанию сочинения в декабре...

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...

Приемы работы при подготовке в Итоговому сочинению в 9 классе

Материал для заслушивания на методическом дне учителей русского языка и литературы 2 ноября 2018 учебного года п. Михайловка Черемховского района Иркутской области с целью ознакомления с формами работ...

Эффективные приемы работы с текстом при написании сочинения-рассуждения

Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочине...

Приемы работы при подготовке к ВПР (устная часть)

В статье описываются приёмы работы с обучающимися в ходе подготовки к устной части ВПР (из опыта работы)...