Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс
консультация по русскому языку (11 класс) на тему
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_na_11_klass.doc | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема и основная мысль (идея) текста
Текст как речевое произведение обладает смысловой целостностью. Это его главный признак. Именно смысловая целостность отличает текст от простого набора предложений.
Смысловая целостность проявляется в тексте по-разному. Прежде всего, каждый текст написан на какую-то ТЕМУ. Чтобы определить тему текста, мы задаем вопрос: о чем этот текст? Тема текста — это ПРЕДМЕТ РЕЧИ.
Кроме темы, смысловую целостность текста создает его ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ, или ИДЕЯ. Чтобы определить идею текста, мы задаем вопрос: что сообщается о предмете речи?
Тема текста всегда формулируется как слово или словосочетание, ведь она называет предмет речи. Основная мысль (идея) текста всегда формулируется как утвердительное предложение, ведь это то, что сообщается о предмете речи. Например:
Исаак Левитан. Март |
|
Вы видите, что на одну и ту же тему можно создать множество текстов, которые будут различаться основными мыслями (идеями).
Что такое проблема текста?
Во многих текстах есть ПРОБЛЕМА. Проблема — это важный, значимый для автора вопрос, на который он ищет ответ в тексте. Чтобы понять проблему текста, нужно задать вопрос к тому предложению, которое формулирует основную мысль (идею) текста. Например:
1) Весна — это время, когда расцветает природа. | Что для тебя весна? |
2) Весна — пора любви. | |
3) «Я не люблю весны… вонь, грязь — весной я болен…» (А.С. Пушкин) | Как ты относишься к весне и почему? |
Что такое проблемный вопрос?
Не любой вопрос является проблемным.
Многие вопросы имеют своей целью просто получение фактической информации, которой недостает говорящему.
Например: Когда был построен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге? Исаакиевский собор построен в 1818—1858 годы. |
Проблемный вопрос обладает следующими особенностями:
- это вопрос не о фактах, а о мнениях, оценках;
- над проблемным вопросом можно размышлять, одного правильного ответа не существует;
- на проблемный вопрос можно дать множество разных ответов, он может вызвать дискуссию;
- поскольку ответы на проблемный вопрос — это мнения, они должны быть обоснованы, доказаны;
- это вопрос, который обладает и личной, и общественной значимостью.
В текстах, которые предлагаются в части С ЕГЭ по русскому языку, содержатся проблемные вопросы.
Что такое позиция автора по проблеме?
Обычно проблемный вопрос не имеет однозначного ответа, поэтому разные люди отвечают на него по-разному, то есть имеют разные мнения, или ПОЗИЦИИ, по проблеме.
ПОЗИЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ — это ответ на проблемный вопрос.
Например, мы размышляем о главных ценностях в жизни.
ПРОБЛЕМА | ПОЗИЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ |
Что является самым важным, значимым в жизни? | Самое важное в жизни — это семья. |
Вы видите, что позиции по проблеме могут быть разными, некоторые из них противоречат друг другу, другие могут друг друга дополнять. Когда собеседники обсуждают одну проблему и имеют разные позиции, возникает спор, дискуссия, полемика. В этом случае мы должны обосновать, доказать свою позицию, приведя какие-то доводы, аргументы, чтобы убедить оппонента в нашей правоте, склонить к своей точке зрения.
В текстах, которые предлагаются в части С ЕГЭ по русскому языку, всегда имеется позиция автора по проблеме. Однако не всегда позиция автора может быть выражена словами. Во многих текстах позиция автора не выражена явно (обычно это характерно для художественных текстов). В этом случае ваша задача — понять позицию автора и сформулировать ее вербально (словесно).
Итак,
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА — важный, значимый для автора вопрос, который он рассматривает в тексте.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ПРОБЛЕМЕ — ответ автора на ЭТОТ проблемный вопрос.
Как найти проблему в тексте?
Для начала нужно несколько раз внимательно прочитать текст и проанализировать его примерно по такому плану:
- Определить, какой текст перед вами — публицистический или художественный (тексты других стилей редко встречаются на экзамене). Сделать это необходимо потому, что подходить к художественным и публицистическим текстам нужно по-разному.
- Определить типы речи, встречающиеся в тексте — описание, повествование, рассуждение; понять, как они в тексте соотносятся — какой является ведущим, какие представлены как включенные фрагменты, подумать, зачем автор включил их в текст.
ТЕКСТ
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает — забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)— Дорогой мой, — сказала Катерина Ивановна, — не взыщите с меня, со старой.(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый теплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал ее, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)— Не дай вам бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому)
Что такое комментарий к проблеме текста?
В соответствии с инструкцией к части С теста ЕГЭ в сочинении необходимо не только сформулировать, но и прокомментировать одну из проблем исходного текста. Что же такое комментарий к проблеме? Комментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова).
Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.
Внимание! В сочинении необходимо прокомментировать ИМЕННО ТУ проблему, которая была сформулирована, иначе комментарий не будет засчитан. |
Если в тексте несколько проблем, то и комментарии к этим проблемам будут разными.
Какие бывают виды комментария? Комментарий к проблеме текста может быть концепционным или текстуальным1.
КОНЦЕПЦИОННЫЙ комментарий предполагает размышления о важности, личной или общественной значимости, актуальности проблемы.
Внимание! Актуальный — очень важный в настоящее время. Употребляйте это слово правильно. |
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ комментарий — это ответ на вопрос: как автор РАСКРЫВАЕТ проблему в данном тексте. Здесь можно предложить подумать над следующими вопросами.
- Каким способом автор раскрывает проблему?
- Обосновывает ли автор свое мнение? Как?
- На каком материале раскрывает автор проблему?
- Какова коммуникативная цель автора?
- Как автор относится к проблеме?
Внимание! И тот, и другой вид комментария предполагает опору на прочитанный текст, иначе баллы за комментарий будут снижены. |
Как выбрать тип комментария?
Концепционный комментарий можно выбирать тогда, когда проблема очень актуальна и значима, когда мысли, высказанные автором, вас затронули и вам хочется вступить с автором в диалог. Однако этот тип комментария требует развитых речевых умений, свободы в обращении со словом. Его можно рекомендовать тем, кто имеет опыт написания публицистических текстов.
Текстуальный комментарий можно выбирать в любом случае. Это самый распространенный вид комментария, ему проще научиться.
Каким способом автор раскрывает проблему?
- Автор открыто формулирует проблему и открыто высказывает свою позицию. (Характерно для публицистических текстов.)
- Автор ставит проблему и приглашает читателя к размышлению. Позиция явно не выражена, но ясна из содержания текста. (Характерно для публицистических текстов.)
- Автор рассказывает историю, читатель должен понять ее смысл и сам сформулировать проблему. Позиция может быть выражена или не выражена явно. (Характерно для художественных текстов.)
ТЕКСТ
Сахаров всегда говорит «не то». В этом особенность его статей, его речей, его мышления. И в этом особенность его дара. В сущности смысл гения, определение гения в том и состоит, что он «не то». Не то что обычное мнение, обычное видение. Способность видеть мир не так, как его видят другие, видеть по-своему, присуща именно великим художникам, ученым, философам. Благодаря этому иному, «неправильному» взгляду нам открывается многообразие и объемность мира. Начав свою самостоятельную научную работу по проблемам управляемой термоядерной реакции, Андрей Дмитриевич Сахаров проявил это самое умение увидеть проблему «чуть» иначе, чем все другие. Конечно, слово «умение» не точно. Этому нельзя научиться. Для таланта многое значит природная способность плюс умение добросовестно, много работать. Тут слово «умение» уместно. Великие же ученые, так же, как и великие художники, осуществляли себя через какие-то иные качества. Скорее, это — озарение, это иное устройство хрусталика, иная оптика души, никому больше не присущая.
Андрей Дмитриевич Сахаров взошел в нашей отечественной физике как звезда первой величины. По своим задаткам, по зачину, по результатам он сразу зачислен был в разряд физиков мирового класса. Конечно, секретность, вернее сверхсекретность, работ над термоядерным оружием мешала нормальному научному общению, мешала публикациям. Сахаров не мог бывать на международных симпозиумах, его не знали, о нем не могли узнать. Секретность губительна для науки, сверхсекретность Сахарова приковывала его цепью, и остается лишь поражаться, как, несмотря на все, могло взмыть творчество ученого, поднять его так высоко, а главное — сохранить в нем независимость ума и духа.
Д. Гранин
Обосновывает ли автор свое мнение?
- Автор только высказывает свое мнение, но не обосновывает его.
- Автор высказывает свое мнение и его обосновывает:
- приводит примеры, аргументы;
- проводит сопоставление или противопоставление фактов, понятий, концепций;
- применяет цитирование; использует образные средства.
- Автор не только высказывает свое мнение, но хочет убедить читателя в своей правоте.
Что такое позиция экзаменуемого по проблеме?
В сочинении необходимо не только сформулировать и прокомментировать проблему, сформулировать позицию автора, но и выразить свое мнение по данной проблеме, согласившись или не согласившись с авторской позицией, а также обосновать его, приведя не менее двух аргументов.
Вспомним, из каких структурных частей состоит сочинение. Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что…
Внимание! Чтобы в сочинении не было речевых повторов, тезис нужно переформулировать. |
Приведем пример на основе текста К. Паустовского.
Проблема | Позиция автора по проблеме | Позиция экзаменуемого по проблеме |
Проблема одинокой старости (Каково это — остаться в старости одиноким?) | Нет ничего страшнее одинокой старости — убежден К. Паустовский. | Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что одинокая старость — это страшный и несправедливый итог жизни. |
Обратитесь к тексту Д. Гранина и выразите согласие с мнением автора по проблеме секретности научных исследований.
Проблема | Позиция автора по проблеме | Позиция экзаменуемого по проблеме |
Проблема секретности научных исследований (Как секретность влияет на развитие науки?) | Д. Гранин считает, что секретность губительна для науки. |
Как выразить согласие с позицией автора?
Возможные варианты ответов:
Я согласен с автором и тоже считаю, что…
секретность тормозит (негативно влияет на) развитие науки.
секретность негативно (отрицательно) сказывается на развитии науки.
отрицательное влияние секретности на развитие науки трудно переоценить. И др.
Кроме обобщенной модели выражения согласия, существует множество речевых клише, которые помогут вам разнообразить речь.
- Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (тезис)
- Я согласен с автором текста в том, что… (тезис)
- Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что… (тезис).
- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (тезис).
- С автором трудно не согласиться. Действительно, (тезис).
- Не приходится сомневаться в правоте авторской позиции. И правда, (тезис).
- Автор убедил меня в своей правоте. Действительно, (тезис). И т.д.
Внимание! Способы формулирования мысли могут быть разными, но их общая структура остается прежней: ВЫРАЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ + ТЕЗИС. |
Совет! Составляйте свои собственные списки речевых клише, фиксируйте в них удачные речевые обороты.
Что такое этические ошибки?
Этические ошибки (Э) — нарушение в работе системы ценностей и правил этики, проявляющееся в речи; речевая некорректность.
К этическим ошибкам относятся:
- Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание;
- словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме;
- угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;
- употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго;
- высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности;
- проявление в речи недоброжелательности.
Примеры этических ошибок.
- Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
- Этот текст меня бесит.
- Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
- Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
- Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар!
- Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
Что такое аргументы?
Аргумент — это утверждение, приводимое в подтверждение другого утверждения (тезиса).
Аргумент — это ответ на вопрос: ПОЧЕМУ Я ТАК ДУМАЮ?
План смыслового анализа исходного текста
- Определить, какой текст перед вами — публицистический или художественный (тексты других стилей редко встречаются на экзамене). Сделать это необходимо потому, что подходить к художественным и публицистическим текстам нужно по-разному.
- Определить типы речи, встречающиеся в тексте — описание, повествование, рассуждение; понять, как они в тексте соотносятся — какой является ведущим, какие представлены как включенные фрагменты, подумать, зачем автор включил их в текст.
Тематический план
№ урока | Тема и основное содержание урока | Самостоятельная работа | Кол-во аудиторных часов | Кол-во часов самост. работы |
I | ЕГЭ как форма итоговой аттестации. ЕГЭ по русскому языку | 1 | 7 | |
Урок 1. ЕГЭ как форма итоговой аттестации. Общие положения. | Анализ материалов сайта ege.edu.ru | 1 | 1 | |
ЕГЭ по русскому языку. Структура теста. Отражение в тесте ЕГЭ системы языка. Что нужно знать и уметь, чтобы успешно выполнить тест ЕГЭ по русскому языку. | Тестирование | 1 | ||
Предварительное тестирование в формате ЕГЭ. | Работа над ошибками в частях А и В | 1 | ||
II | Часть С в тесте ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение | |||
Урок 2. Требования к сочинению-рассуждению | Анализ результатов предварительного тестирования. | 1 | 1 | |
Урок 3. Тема и проблема текста. Позиция автора по проблеме | Формулировка проблем текста | 1 | 1 | |
Урок 4. Комментарий к проблеме текста | Комментарий к проблеме текста | 1 | 1 | |
Урок 5. Позиция экзаменуемого по проблеме текста. Этические нормы и этические ошибки | Формулировка позиции автора по проблеме текста | 1 | 1 | |
Урок 6. Аргументация своего мнения. Фактологическая точность в фоновом материале | Аргументация позиции с опорой на литературный материал | 1 | 1 | |
Урок 7. Порядок работы над сочинением. Композиция и логика построения работы | Редактирование текста | 1 | 1 | |
Урок 8. Итоговая работа | Редактирование текста | 1 | 1 | |
III | Нормы литературного языка и их отражение в тесте ЕГЭ | |||
Урок 9. Нормы литературного языка в тесте ЕГЭ | Тест | 1 | 1 | |
Урок 10. Орфоэпические нормы в тесте ЕГЭ | Тест | 1 | 1 | |
Урок 11. Орфографические нормы в тесте ЕГЭ | Тест | 1 | 1 | |
Урок 12. Лексические нормы в тесте ЕГЭ. Лексическая правильность речи. Точность и выразительность речи | Тест | 1 | 1 | |
Урок 13. Лексика и фразеология в тесте ЕГЭ | Редактирование текста | 1 | 1 | |
Урок 14. Грамматические нормы в тесте ЕГЭ | Редактирование текста | 1 | 1 | |
IV | Морфемика и словообразование в тесте ЕГЭ | |||
Урок 15. Основа слова и окончание. Корень слова | Задание | 1 | 1 | |
Урок 16. Приставка. Суффикс | Задание | 1 | 1 | |
Урок 17. Словообразование. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы словообразования | Тест | 1 | 1 | |
Урок 18. Сложение. Переход из одной части речи в другую. Повторение | Тест. Самооценка теста | 1 | 1 | |
Урок 19. Итоговое тестирование | Творческая работа | 1 | 1 | |
V | Морфология в тесте ЕГЭ | |||
Урок 20. Задания по морфологии в тесте ЕГЭ | Задание | 1 | 1 | |
Урок 21. Самостоятельные части речи. Имена | Задание | 1 | 1 | |
Урок 22. Самостоятельные части речи: местоимения и местоименные наречия | Тест | 1 | 1 | |
Урок 23. Самостоятельные части речи. Глагол | Тест | 1 | 1 | |
Урок 24. Особые формы глагола: причастие | Тест | 1 | 1 | |
Урок 25. Особые формы глагола: деепричастие | Тест | 1 | 1 | |
Урок 26. Наречие и слова состояния. Знаменательные части речи: переход из одной части речи в другую | Задание | 1 | 1 | |
Урок 27. Служебные части речи. Переход из одной части речи в другую | Задание | 1 | 1 | |
Урок 28. Повторение | Тест | 1 | 1 | |
VI | Повторение и обобщение изученного. Итоги курса | |||
Урок 29. Повторение | Тест | 1 | 1 | |
Урок 30. Повторение | Тест | 1 | 1 | |
Уроки 31, 32, 33, 34. Итоговое тестирование в формате ЕГЭ | Тест | 4 | ||
Урок 35. Анализ итогового тестирования | Самоанализ результатов курса | 1 | 1 | |
ИТОГО | 35 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомменти- рована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзамену- емым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) | 3 | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | 2 | |
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт | 1 | |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе |
II | Речевое оформление сочинения | |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
допущено не более 2-х ошибок | 2 | |
допущено 3–4 ошибки | 1 | |
допущено более 4-х ошибок | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
допущены 1 – 3 ошибки | 2 | |
допущено 4–5 ошибок | 1 | |
допущено более 5-и ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение языковых норм | |
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1 – 2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм | |
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2 – 3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 11 | Соблюдение этических норм | |
этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу | 23 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов[1]1.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущено 1–3 ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2013 года по русскому языку1
Обозначение заданий в работе и бланке ответов:
А — задания с выбором ответа,
В — задания с кратким ответом,
С — задания с развернутым ответом.
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 | ||
А1 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | 1 |
А2 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 1 |
А3 | Морфологические нормы (образование форм слова) | 1 |
А4 | Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) | 1 |
А5 | Синтаксические нормы. | 1 |
А6 | Синтаксические нормы | 1 |
А7 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте | 1 |
А8 | Средства связи предложений в тексте | 1 |
А9 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 1 |
А10 | Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи | 1 |
А11 | Части речи | 1 |
А12 | Лексическое значение слова | 1 |
А13 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи | 1 |
А14 | Правописание корней | 1 |
А15 | Правописание приставок | 1 |
А16 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 1 |
А17 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 1 |
А18 | Правописание НЕ и НИ | 1 |
А19 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 |
А20 | Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами | 1 |
А21 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями) | 1 |
А22 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 |
А23 | Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) | 1 |
А24 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 |
А25 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
А26 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи | 1 |
А27 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 1 |
А28 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 |
А29 | Функционально-смысловые типы речи | 1 |
А30 | Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами | 1 |
Часть 2 | ||
В1 | Основные способы словообразования | 1 |
В2 | Части речи | 1 |
В3 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание | 1 |
В4 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные | 1 |
В5 | Простое осложненное предложение | 1 |
В6 | Сложное предложение | 1 |
В7 | Средства связи предложений в тексте | 1 |
В8 | Речь. Языковые средства выразительности | 4 |
Часть 3 | ||
С1 | Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 23 |
Всего заданий — 39, из них по типу заданий: А — 30, В — 8, С — 1.
Максимальный первичный балл за работу — 64.
Общее время выполнения работы — 210 мин.
Типы вопросов по содержанию
№ | Предмет вопроса | Вопросительные слова | Примеры |
1. | Характеристика предмета или явления | Какой? Как? Каким образом? | Какие книги развивают любовь к чтению? Какое произведение можно назвать произведением искусства? Как сохранить нравственное достоинство и честь? Какие телевизионные передачи наиболее интересны зрителям? |
2. | Сравнительная характеристика | Что общего? В чем различия? Что лучше / важнее и т.д. | Как отличить хорошую, «живую» книгу от литературного попкорна? Что важнее — сохранить честь или достичь благополучия? |
3. | Оценка предмета или явления, нравственный выбор | Хорошо ли? Можно ли? Нужно ли? Допустимо ли? Трудно ли? Насколько важно? Необходимо ли? В чем опасность? | Нужно ли человеку получать образование? Насколько важно для человека получить образование в молодости? Трудно ли выбрать книгу для чтения? Необходимо ли современному человеку понятие духовности? Можно ли говорить о духовности / бездуховности искусства? Можно ли назвать свободным человека, который унижает других? В чем опасность штампов? |
4. | Содержание понятия | Что такое? | Что такое интеллигентность? Что такое настоящая любовь? Что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху? Не подменяется ли сегодня понятие духовности другими понятиями? |
5. | Взаимосвязь явлений | Как связано? Как влияет? Совместимо ли? | Как образование связано с духовным развитием человека? Как влияет наука на жизнь и привычки человека? Совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение? Как влияет канцелярит на нашу речь? Как соотносится вкус, чувство языка и уважение к людям? С чем связано ощущение родины у русского человека? |
6. | Условия | В каком случае? При каких условиях? Когда? Всегда ли? | В каких случаях компьютер может быть опасным для подростков? Что может помешать оппонентам достичь истины в споре? |
7. | Причины | Почему? | Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? |
8. | Следствия | К чему приводит? Каковы могут быть последствия? | Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев? К чему может привести равнодушное отношение общества к больным людям? Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? |
9. | Цели | Зачем? Каковы цели? | Зачем нужна литература в школе? |
10. | Возможность / невозможность каких-либо явлений | Возможно ли? Легко ли? | Возможно ли построить идеальное общество? Легко ли встретить настоящую любовь? |
11. | Способы достижения цели | Как достичь? Как сделать так, чтобы? | Как привить детям любовь к чтен |
Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако поднятые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в этом вопросе.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.
1. Взаимоотношения отцов и детей.
- Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
- Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
- Проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
- Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
- Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
- Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
- Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
- Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
- Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
- Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство.
- Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
- Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
- Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство.
- Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
- Проблема защиты чести и собственного достоинства.
- Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми.
- Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
- Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
- Проблема истинной дружбы.
- Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
- Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
- Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира.
- Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
- Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека.
- Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
- Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
- Проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство.
- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
- Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
- Проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы.
- Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
- Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
- Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
- Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделён.
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим.
- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
- Проблема действенного сострадания.
- Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне.
- Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
- Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
- Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
- Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
- Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Комментарий проблемы: типы, примеры, речевые клише
Комментарий — рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Можно выделить два типа комментария.
Тип комментария | Примеры комментария каждого типа |
1) Текстуальный — объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответ на следующие вопросы:
| Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
2) Концепционный — интерпретация пишущим проблемы текста (рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
| Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссии уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
Примечания:
- Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).
- Комментарий — не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о… /повествует о…/приводит факты…/; на примере из жизни великого учёного NN показывает, что…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…
Особенно грустно/страшно, по мнению автора, то, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…
Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно/недавно доказано:… Вот почему указанная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены
Варианты вступления
- Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М. Веллер. - Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева. - Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье. - Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л. Павлова. - Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин. - Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем. - Краткая справка о писателе.
М. Веллер ― современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте. - Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память ― творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память ― тесно взаимосвязанные вещи. - Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы ― вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является парадоксом? Обратимся к этому тексту. - Размышление об одном или нескольких понятиях текста.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые. - Размышление об актуальности проблемы.
В человеке существуют два начала ― рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в человеке живет чувство прекрасного. - Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка - это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка ― это часть нашей культуры. - Размышление об исторических, социальных, культурных истоках проблемы.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.
Типичные цели заключения | Примеры |
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении | В заключение сказанного ещё раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними. |
2) дать оценку сказанному, чётко высказать своё мнение | Всё сказанное позволяет сделать вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи ― сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка ― наш долг перед прошлым и будущим! |
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение | Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников. |
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию | В заключение ещё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки правилам чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом нужно помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности. |
Краткий словарь паронимов
АБОНЕМЕНТ — документ, предоставляющий право на пользование чём-либо, на какое-либо обслуживание, а также само такое право. Абонемент в театр.
АБОНЕНТ — лицо, пользующееся абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб (телефонной сети, электро- и газоснабжения). Абонент телефонной сети.
АДРЕСАНТ — тот, кто адресует кому-либо что-либо (информацию, письмо, телеграмму и т. п.). Неизвестный адресант.
АДРЕСАТ — тот, кому адресована какая-либо информация, адресовано письмо, телеграмма и т. п. Московский адресат.
ВЕЛИКИЙ — 1. Очень большой, огромный. Великая мощь. Великое разнообразие. 2. Выдающийся по своему значению, по своим достоинствам. Великая революция. Великий идеал.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ — производящий сильное впечатление внешним видом, торжественный. Величественный дворец.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — относящийся к гуманизму как мировоззрению; свойственный гуманизму. Гуманистические принципы. Гуманистические традиции русской литературы.
ГУМАНИТАРНЫЙ — относящийся к общественным наукам, изучающий человека и его культуру. Гуманитарные науки. Гуманитарное образование.
ГУМАННЫЙ — проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный. Гуманное отношение. Гуманная профессия врача.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к дипломатии, деятельности по осуществлению внешней, международной политики государства. Дипломатический протокол. Дипломатический представитель.
ДИПЛОМАТИЧНЫЙ — 1) Тонко рассчитанный, ловкий, уклончивый. Дипломатичный ответ. 2) Осторожный, избегающий прямо высказывать свое мнение, мягкий, вежливый. Дипломатичный человек.
ДОБРОВОЛЬНЫЙ — совершаемый без принуждения. Добровольное пожертвование.
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ — относящийся к добровольцу. Добровольческий отряд.
ЗЛОЙ — исполненный чувства вражды. Злой человек.
ЗЛОСТНЫЙ — имеющий дурную цель, сознательно недобросовестный. Злостный прогульщик.
ИНФОРМАТИВНЫЙ — несущий информацию, насыщенный информацией; содержательный. Очень информативный текст.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ — относящийся к информации, сообщающий о чём-либо. Информационная телепередача.
ИСКУСНЫЙ — 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. Искусный повар. 2. Умело, хорошо сделанный. Искусная вышивка.
ИСКУССТВЕННЫЙ — не природный, сделанный наподобие подлинного. Искусственная кожа.
КРАСОЧНЫЙ — 1. Относящийся к производству красок. Красочное производство. 2. Исполненный красками, в красках; написанный яркими красками, яркий. Красочная таблица. Красочный портрет. 3. Перен. Яркий, выразительный. Красочный рассказ.
КРАСЯЩИЙ — содержащий краску, служащий для окрашивания чего-л. Красящее вещество.
НАДЕТЬ, НАДЕВАТЬ (что) — 1. Натянуть, надвинуть (одеж¬ду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого- что-либо. Надеть пальто. Надеть перчатки. 2. Укрепить какой-л. предмет на чём-либо, прикрепить на что-либо. Надеть коньки. Надеть серьги, кольца, часы.
ОДЕТЬ, ОДЕВАТЬ (кого, что) — облечь кого-либо в одежду. Одеть ребенка.
НЕВЕЖА — грубый, невоспитанный человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость.
НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек. Дремучий невежда.
НЕСТЕРПИМЫЙ — такой, который трудно, невозможно стерпеть, перенести; невыносимый; очень сильный по степени своего проявления. Нестерпимая боль.
НЕТЕРПИМЫЙ — тот, кто не может мириться с кем- чем-либо, признавать кого-, что-либо; не считающийся с чужим мнением. Нетерпимый человек. Нетерпим к чужому мнению.
ОБИДНЫЙ — 1. Причиняющий обиду, оскорбительный. Обидное замечание. 2. Досадный, неприятный. Обидная ошибка. Обидное поражение.
ОБИДЧИВЫЙ — легко обижающийся, склонный видеть обиду, оскорбление там, где их нет. Всегда настороженный и очень обидчивый человек.
ОПАСНЫЙ — связанный с опасностью, представляющий опасность для кого-, чего-либо. Опасный соперник.
ОПАСЛИВЫЙ — осторожный, действующий с опаской. Опасливый вор.
ОСВОИТЬ — научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности. Освоить новую специальность.
УСВОИТЬ — сделать привычным; понять, запомнить. Усвоить прочитанное.
ПОСТУПОК — действие, совершенное кем-либо. Красноречиво характеризуют человека его поступки.
ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок, какие-либо нормы, правила поведения; провинность. Незначительный проступок.
ПОЧТЕННЫЙ — достойный почтения, уважения. Почтенный старец. Почтенный возраст.
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ — 1. Относящийся к кому-либо с почтением, оказывающий почтение, а также содержащий в себе или выражающий почтение. Почтительный юноша. Почтительный поклон. 2. Значительный (о размере, величине чего-либо). Находиться на почтительном расстоянии.
СНИСКАТЬ — добыть, прилагая усилия, заслужить. Снискать уважение. Снискать покровителей и единомышленников.
СЫСКАТЬ — найти, обнаружить, отыскать. Днем с огнем не сыскать.
УДАЧЛИВЫЙ — такой, которому во всем сопутствует удача. Удачливый человек.
УДАЧНЫЙ — 1. Завершившийся удачей, успехом; успешный, счастливый. Удачная охота. Удачный день. 2. Вполне отвечающий требованиям, условиям; хороший. Удачный костюм. Удачное фото.
ФАКТ — истинное, действительное событие, явление. Исторический факт.
ФАКТОР — причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты. Фактор развития. Фактор производства.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ — относящийся к человеку, к человечеству, а также свойственный, присущий человеку. Человеческая цивилизация. Человеческие стремления.
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ — внимательный, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение.
ЭФФЕКТИВНЫЙ — приводящий к нужным результатам, действенный. Эффективное лечение.
ЭФФЕКТНЫЙ — производящий сильное впечатление, эффект. Эффектный жест.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
[1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать» Занятие факультатива 11 класс
Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Клише для написания сочинение по русскому языку в 11 классе
Клише для учащихся поможет написать сочинение на ЕГЭ по рускому языку....
Речевые клише для написания сочинения по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ
Речевые клише для написания сочинения по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27)
Опорная таблица позволяет научить обучающихся правильно строить сочинение по русскому языку в тестировании ЕГЭ ( задание № 27), а также использовать необходимые речевые образцы, ориентироваться ...
Конспект урока русского языка "В поисках мудрости" (подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 10 классе)
Открытый урок в 10 классе был проведен в 2015 году....
Комментарии
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс
Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс