Конспект урока: Сочинение - рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет»
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение - рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» | 126.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сочинение - рассказ по сюжетным картинкам на тему «Стёпа дрова колет» (2 часа)
Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.
Задачи:
- образовательные:
- повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;
- повторить особенности рассказа как жанра повествования;
- актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;
2) развивающие:
- развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;
- продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;
- развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
- развивать познавательный интерес к предмету;
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;
- учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;
- напомнить о правилах безопасного поведения в быту.
Результаты обучения:
- личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;
- метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;
- предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам с включением готовой части текста (вступления и заключения).
Оборудование:
- учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 2» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;
- мультимедийный комплект, презентация;
- раздаточный материал: примерные планы сочинений.
Ход урока
- Оргмомент.
- Здравствуйте! Садитесь!
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).
- Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас - на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).
- Итак, мы действительно будем работать с текстами типа повествование. А как вы думаете, каким образом? (…) Вспомните, на прошлой неделе мы тоже работали с текстом типа повествование – с басней «Два товарища». Какую работу мы с вами провели? Что выполнили? (написали изложение). Ну, так кто догадался, что мы будем делать сегодня? (писать сочинение-повествование).
- Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)
- Итак, какова будет тема нашего сочинения? («Стёпа дрова колет»). (СЛАЙД 1)
- Оформим запись в тетради (запись числа, темы урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам на тему «Стёпа дрова колет»).
3. Анализ задания.
- Читаем задание, предложенное в упражнении 517. Осмысливаем, что будем делать. (…)
- (СЛАЙД 2): Итак, у нас получится сочинение–рассказ. В упражнении нам даны варианты вступления, сюжетные рисунки и пословицы – в упр.508. Давайте разберём каждое из заданий.
1.Знакомимся с вариантами вступления (читаем вслух выразительно) и беседуем по вопросам, перейдя по «звёздочке» на СЛАЙД 4:
Вопрос / вступление | I | II |
С кем произошёл случай? | Со Стёпой Рассказчик - свидетель события | С автором (Стёпа –это автор) Рассказчик слышит, узнаёт о случае от Стёпы |
Кому мы могли бы рассказать о случае со Стёпой? | Другу, родственнику, брату Маме и папе (если Стёпа – это одноклассник) | |
С какой целью было бы наше высказывание (повествование)? | Посоветовать Предостеречь Повеселить Поделиться Погоревать о случившемся Посочувствовать |
- С какой целью было бы наше высказывание (повествование)?
Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело, когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).
-Одинаковым ли получится текст, если адресаты и цели повествования будут разными?
Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).
2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).
- Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).
- Физкультминутка.
Имитация рубки дров. Обращаю внимание, как правильно нужно держать топор и замахиваться им во избежание несчастного случая (СЛАЙД 5).
5. Актуализация знаний. Композиция рассказа.
- А теперь давайте вспомним, как строится текст повествовательного характера? Какова его композиция? Расскажите. (Ответы учащихся, затем работа со СЛАЙДом 6) (…)
- Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1). Составьте эту часть рассказа (…)
- Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2). Расскажите. (…)
- Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3). Расскажите (…).
- Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка). Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)
- Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).
- А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).
6. Самостоятельная работа по предложенным планам текста.
- Перед вами два предложенных плана. Сравните их с предложенными нам вступлениями. Подумайте, какой из планов соответствует первому, а какой соответствует второму вступлению? Пронумеруйте предложенные вам планы (работают, по окончании проверка) (СЛАЙДЫ 7,8).
7. Словарно-орфографическая работа.
- А теперь скажите, что колет Стёпа? (дрова). (работа по презентации над понятиями поленья, чурки, брёвна, чурбаны, а также над правописанием глагола «колет») (СЛАЙДЫ 9-12).
8. Постановка и формулировка задания.
- Итак, что предстоит вам сделать на 2 уроке? (СЛАЙД 13).
- И помните, что в повествовании текст «держится» сменой действий, в таком тексте велика роль глагола. Поэтому нужно постараться подобрать точные, яркие глаголы и правильно их употребить.
Урок 2. Работа учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам по заданному началу «Стёпа дрова колет»
Конспект урока представляет собой письменный поэтапный план урока с подробным описанием действия учителя и учащихся....
Конспект урока в 6 классе «Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица».
Тема: «Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица».Класс: 6.Учебник: Русский язык 6 класс 2 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др....
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...
- Мне нравится (1)