Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения
методическая разработка по теме

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, работающие в 5-11 классах, благодарят учителей начальных классов за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, отзываются за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_fyodorova.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдоровой О. 060663 гр.

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

      Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, работающие в 5-11 классах, благодарят учителей начальных классов за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, отзываются за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами - глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Известно, что наибольшие трудности в средней школе возникают при изучении русского языка и математики. Многие недостатки в подготовке школьников по этим предметам в 3-4 классах объясняются тем, что учителя этих классов часто не обладают достаточной информацией о фактическом уровне знаний, умений, навыков учащихся, полученных в начальных классах, не имеют четкого представления о трудностях, с которыми встречаются их воспитанники в 5 и последующих классах, и, следовательно, не всегда могут принять соответствующие профилактические меры. Рассмотрим особенности преемственности в работе по подготовке и написанию изложения. Изложение один из видов письменных творческих работ, призванных развивать связную речь учащихся. В основе изложения лежит воспроизведение содержания высказывания, создание собственного текста на основе данного.

По программе «Начальная школа XXI века» подготовка к написанию изложения начинается уже со 2 класса при изучении тем: «Что такое текст. Виды текста. Заголовок. Порядок частей текста. План текста. Составление плана». С 3 класса во втором полугодии программой предусмотрена тема «Учимся писать изложения». Учащиеся пишут подробное изложения, близкое к содержанию текста, задаются вопросы по каждой части. На протяжении первого полугодия 4 класса рассредоточено проводится тема «Работа над изложением». К концу первого полугодия дети тренируются писать изложение с элементами сочинения, делая первые шаги к теме «Учимся писать сочинение». А уже позже учащиеся учатся писать сжатое изложение. Изучив распространенную рабочую программу по русскому языку в г. Валуйки В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой можно увидеть, что в планировании предусмотрены разнообразные виды работ, среди которых есть изложение. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

  1. понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную мысль, структурные части исходного текста
  1. владеть техникой чтения;
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  3. разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  5. подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи и др.

      В 5 классе встречаются темы: «Главное в тексте — идея, основная мысль. (Подобная тема изучается в 3 классе). Подготовка к изложению по теме: «Синтаксис и пунктуация».  Написание изложения. Как связать предложения в тексте? Способы связи предложений в тексте. Изложение, близкое к тексту. Подготовка к  изложению по теме: «Лексика и фразеология».  Написание изложения.

В 6 классе тем по написанию изложения мы можем увидеть так же не много, такие как: «Выборочное изложение. Рассказ», «Сжатое изложение»,  «Контрольное изложение». Методика работы над изложением в 3-4 клссах и 5 очень близка:  Объявление цели урока; Актуализация опорных знаний (что такое тема, идея, план); Вступительная беседа; Чтение текста; Беседа по тексту; Составление плана изложения; Работа по плану (деление текста на части, анализ); Чтение и языковой разбор текста (выявление выразительных и изобразительных средств, обоснование их применения в тексте); Анализ грамматических форм; Устный пересказ; Орфография, пунктуация, лексическая работа; Повторное чтение текста; Написание изложения. Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтении. Виды лексической подготовки в основном остаются те же, но она несколько усложняется в дальнейших классах.

      Делая вывод всему вышепроанализированному можно прийти к выводу о том, что проблема преемственности в работе по подготовке и написанию изложения решается неудовлетворительно, так как очень малое количество тем встречается по написанию изложения. Несмотря даже на то, что в рекомендациях по подготовке учащихся к итоговой аттестации  в форме ГИА по русскому языку в 9 классе советуют соблюдать преемственность  в подготовке к итоговой аттестации  между  начальной, основной и старшей ступенями обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и ...

"Подготовка к написанию изложения"

Разработка урока,презентация...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".

Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...