Эффективные приемы работы с текстом при написании сочинения-рассуждения
статья по русскому языку

 Корнеева Ирина Владимировна

Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочинений на разные темы.

Ключевые слова: русский язык, сочинение-рассуждение, ученик, компетенция, речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneeva_i._v._vystuplenie_47_konferentsiya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Корнеева Ирина Владимировна

Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочинений на разные темы.

Ключевые слова: русский язык, сочинение-рассуждение, ученик, компетенция, речь

EFFECTIVE METHODS OF WORK WITH TEXT WHEN WRITING A WRITING-DISCUSSION

ФИО

Sort of activity

e-mail:

Abstract. The article considers the basic techniques of working with textual material, which will help to write an essay-discussion. These recommendations will help teachers and students write essays and essays on various topics.

Key words: Russian language, essay, reasoning, student, competence, speech

Введение

Речь человека – это бесценный дар, который необходимо совершенствовать. Она способна показать уровень интеллекта и культурного воспитания. Богатая речь лучше доносит собственную мысль, тем человек кажется умнее и приобретает статус в обществе. В современном мире, к сожалению, не только ученики младших и средних классов могут иметь недочеты в развитии речи, такая проблема встречается и среди взрослых людей. Грамотное развитие речи и письма – это актуальная цель в программе обучения русскому языку. Начинать становление необходимо с младших классов, постепенно усложняя уровень развития. Ведь именно наша грамотная речь и письмо – основополагающие улучшения деятельности сознания и познания всего вокруг.

При обучении понимания и интерпретации текста преследуется главная цель, которая заключается в развитии творческого и коммуникативного потенциала ученика. В современной структуре обучения, формирование речевой компетенции является важной проблемой, которая часто связывается с отсутствием языкового воспитания, низким уровнем языковой компетенции населения. Все мы знаем, что человек с ранних лет должен воспитывать в себе освоение таких основных навыков, как способность к самостоятельному мышлению, расширение своего словарного запаса, самостоятельное развитие своей личности. Благодаря развитию своей речевой компетенции, человек становится более коммуникабельным и защищенным. В связи с этой проблемой, в школах при изучении русского языка, литературы, включают формирование не только лингвистических навыков, но и речевой компетенции обучающихся. Так как для формирования положительной психологической среды каждый человек должен овладеть культурой устной и письменной речи, и тем как пользоваться языковыми навыками в различных речевых ситуациях. Развитие речевой компетенции и навыков мышления в школах формируют путем написания сочинений-рассуждений [1].

Основное содержание

Как мы выяснили ранее, развитие речевых навыков очень важно в жизни каждого человека. Хорошим толчком для их развития является анализирование текстов. Текст – дидактическая основа, которая дает учащимся определенный набор знаний. Именно поэтому, текстоцентризм в обучении носит положительный характер и помогает реализовать коммуникативно-деятельностный подход учителя к ученикам. Также анализирование текстов и написание различного рода сочинений способствует формированию интуиции. Во время того, как учащийся производит анализ текста, он постепенно развивает собственную языковую и коммуникативную компетенцию, творческие навыки и свое воспитание. Приемы работы с текстом условно подразделяются на 2 группы: а) анализирование и понимание о чем читаешь б) подстраивание текста под себя (его реконструкция). После этого происходит придумывание собственных идей для сочинения. То есть во время написания сочинения-рассуждения на определенную тему можно отталкиваться от каких-либо идей, придумывая на основе них собственные. Такая работа постепенно учит школьника изложению своих мыслей [2].

Приоритет на уроках русского языка отдается работе с текстами-рассуждениями и написанию сочинений, на основе собственных суждений. Особенно это используется в старших классах, так как во время сдачи выпускных экзаменов и Единого Государственного Экзамена отдают предпочтению проверке коммуникативной компетенции ученика. Данное сочинение позволит проверить все навыки, полученные в процессе обучения. А именно то, как выпускник мыслит, какой уровень развития имеет, как может логически построить свое суждение, как владеет письменной монологической речью и так далее [3].

Собственное исследование

Приступим непосредственно к приемам написания сочинения рассуждения. В рамках написания данной статьи нами был произведен теоретический анализ основных черт сочинений-рассуждения и составлен список приемов, необходимых во время его написания. Цель работы – составление списка основных приемов написания сочинения-рассуждения учениками разных классов.

Первое, на что стоит обратить внимание – это грамотно распределить свою работу. Начать следует со вступления. В нем вы донесете основную мысль вашего рассказа. Вступление обычно описывает основную проблематику, которая поднимается в тексте, актуальность, тезисный план текста и основную идею работы. Вступительная речь допускает использование цитат из некоторых источников, близких к теме рассуждения.

Второй прием – это грамотная аргументация собственных мыслей. После вступления, в котором вы описали основную составляющую текста и донесли до читателя главную мысль, необходимо перейти к основной части теста. Эта часть – ваши собственные мысли касаемо данной темы. Незачем производить пересказ уже известных авторов, вам необходимо привнести в сочинение свои мысли. Ведь именно поэтому оно имеет характер рассуждения, потому что вы доносите исключительно свою точку зрения. Основную часть необходимо построить на аргументах, при помощи которых вы будете доказывать собственную правоту. В качестве доказательства аргументов желательно предоставить пару примеров. Это поможет убедить читателя в правдивости ваших мыслей. Веская аргументация лучше всего описывается в виде достоверных фактов, данных статистики, отсылок к высказываниям известных личностей.

После изложения своих мыслей необходимо перейти к логическому завершению сочинения. Оно представляет собой подведение итогов вышесказанного, построение коротких и грамотных выводов. В данной части не должно быть противоречий с основным содержанием работы. Не допускается критическое мышление автора, гораздо лучшим вариантом окажется выказывание предложений, касающихся проблематики вопроса. Тем самым вы натолкнете читателей на собственную мысль . Рекомендуется Сильные слова

Используйте не просты слова, а их сильные синонимы. Вместо «бежала» можно написать «гналась, мчала, летела…» Они так же оттянут на себя внимание, создадут яркие запоминающиеся образы. Это покажет, что Вы не только владеете языком, но и действительно увлечены этой темой, Вы прочитали эти произведения и переживали за героев, возмущены или наоборот восхищены действиями персонажей.
Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Я разделяю позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише.

Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. (проходит красной нитью, целиком и полностью, труженики полей и др.)

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях.

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Необходимо помнить, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.



Пишите, как вам нравится читать

У каждого есть своя любимая книга. Раз она такая особенная, то значит она чем-то зацепила Вас. Разберите ее по частям. Проанализируете как она написана, обратите внимание на места, которые у вас вызвали особенные чувства, неважно что это было радость или злость, это эмоции, на которые вас побудил автор напечатанными словами. Я не призываю копировать, что именно вам нравиться. Вы поймете, как написать, чтобы заинтересовать. Более того много читайте, и вы на подсознательном уровне поймете ка надо, а как не стоит.

Заключение

Таким образом, в статье мы разобрали особенности написания сочинения-рассуждения. Данная работа требует концентрации внимания и умения анализировать и обобщать изученный материал. Подготовка должна начинаться примерно с пятого класса. Выпускники должны уметь логически строить свои мысли и рассуждать на заданные темы. Представленные выше приемы окажут им помощь в написании данного вида сочинений.

Список литературы

  1. Огай, О.Н. Единый государственный экзамен по русскому языку. Сочинение–рассуждение. – Самара, 2012.
  2. Литвинов, В.В. Сочинение в старших классах средней школы: учебное пособие/ В.В. Литвинов – М.: Издательство ГРАФА , 2013. – 250 с.
  3. Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя/под ред. Г.Я. Солгиника/ Л.М. Лосева – М.: издательство ЭЛЬФ ИПР, 2009. – 156 с.
  4. Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2019: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....

Эффективные приемы работы с текстом на уроках лит-ры в 5-7 кл. в рамках ФГОС.

Создание условий для максимальной реализации ключевых компетенций учащихся....

Анализ текста и написание сочинения-рассуждения

Рабочая программа элективного курса, 11 класс...

Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе

Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...