Урок русского языка в 6 классе по теме: "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Обобщающий урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mestoimenie.docx | 25.37 КБ |
prezentatsiya_mestoimenie.pptx | 74.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Местоимение» в 6 классе.
Цели урока :
- Обучающая – повторить, обобщить, закрепить теоретические сведения о местоимениях, научить отличать разряды друг от друга, закрепить навык правописания местоимений, нормы употребления их в речи;
- Развивающая – продолжить формирование навыка работы в группе, само- и взаимооценки;
- Воспитывающая – на материале творчества В.Г. Распутина затронуть проблему взаимоотношений учеников и учителей, подростков, вопросы нравственности.
Эпиграф : «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.»
А. Реформатский.
Формы работы:
- Устный фронтальный опрос.
- Творческие сообщения.
- Работа над грамматическими ошибками.
- Объяснительный диктант.
- Тест.
Оборудование :
- Электронная презентация.
- Раздаточный справочный материал.
- Тестовые задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 2.
Здравствуйте. Я рада видеть всех на очередном уроке русского языка. Кто находится в хорошем настроении и готов к плодотворной работе, тот может сесть. Надеюсь, никто не испытывает какого –либо дискомфорта и каждый нацелен на высокий результат. Мой заряд энергии передаётся вам. Что ждёт впереди? Узнаем вместе и намотаем себе на ус.
Подводящая беседа:
Судя по выделенным словам, вы уже догадались, что тема урока – Местоимение. Мы завершили её изучение. Чем мы занимались на уроках? Что делали?
Какую цель ставим перед собой сегодня? (Повторить, обобщить, закрепить изученное).
Каковы конкретные задачи? (Научиться определять разряды, закрепить правописание, практиковаться в употреблении без речевых и грамматических ошибок).
Для чего нужен этот урок? Где можно будет применить полученные знания? (В повседневной речи.)
Обобщение :
Действительно, знание местоимений очень важно, они занимают третье место по употреблению в речи после существительных и глаголов. Их мир чрезвычайно разнообразен и богат. Неслучайно академик Реформатский сказал: «Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.» (Слайд 3).
Предлагаю поближе познакомиться с этим запасным составом. Переходим к основной части урока.
Основная часть.
- Начнём с устного опроса. Дайте определение местоимения. (Работа по опорной таблице на слайде 4 и в раздатках).
- Перечислите названия разрядов местоимений. (Слайд 4)
- Сообщения о разрядах. (Вы получили задание объединиться в пары и презентовать какой-либо разряд, выбрав по своему желанию тип и стиль речи. Это могла быть сказка, песня, доклад и т.п.)
Личные .
Мы решили перечислить личные местоимения с помощью песни: « Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе – дружная семья, в слове МЫ сто тысяч Я». Они называются личными, потому что имеют лицо. Изменяются по родам, числам, падежам. С предлогами пишутся раздельно. Если слово начиналось с гласного, то в падежных формах добавляется буква Н, например, она – к ней, он – за ним. Чаще бывают подлежащими и дополнениями.
Возвратное.
Местоимение СЕБЯ всегда в гордом одиночестве, у него нет даже именительного падежа. Оно такое жадное, что сократилось до суффикса СЯ, состоящего всего из двух букв, и встречается только в инфинитиве, чтобы показать, что действие направлено на себя. Встречается во фразеологических оборотах. Может «уйти в себя», т.е. задуматься, может «выйти из себя», т.е. рассердиться, может «быть себе на уме», т.е. хитрить, может «взять на себя», т.е. обязаться что-либо исполнять.
Вопросительно – относительные.
В одном городе родилось сразу несколько пар близнецов, и назвали их родители почти одинаково: кто? Кто; что? Что; какой? Какой; каков? Каков; сколько? Сколько; чей? Чей; который? Который. И те, кому не досталось вопросительного знака, обиделись и стали братьям завидовать. Спросят родители: «Кто мыл посуду?» Они отвечают: «Мы не знаем, кто мыл». «Что случилось?» «Мы не скажем, что случилось». «Чья очередь делать уборку?» «Сами решайте, чья очередь». Так и не могут договориться.
Неопределённые.
Мы хотим предложить вам решить математическую задачу, вот её условие.
«В некотором царстве жил-был кто-то, и было у него какое-то что-то. Некто попросил у кого-то сколько-нибудь чего-либо, и кое у кого осталось ещё сколько-то. Скажите, что это».
Мы видим, что решить эту задачу невозможно, так как местоимения только указывают на предмет, признак и количество, но не называют их. Они образуются путём присоединения к относительным местоимениям приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.
Отрицательные.
У относительных местоимений есть друзья, которые жалеют, что у них нет своего знака препинания, как у братьев-близнецов, и стараются присоединить к ним другие приставки, например, НИ, но всё равно получается «никто, ничто, никакой, ничей, нисколько». Хорошо ещё, что пишутся они слитно, и им не так одиноко.
Притяжательные .
Эти местоимения похожи на магнитики, потому что указывают на принадлежность кому-нибудь. У них один общий вопрос – чей? И все члены дружной семьи откликаются: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Они любят ездить на море, качаться на волнах, и поэтому их надо подчёркивать волнистой линией – это определения.
Указательные.
Ещё одна высокомерная семейка. Любят только указывать: сделай то, сделай это, дай столько, купи такое, сам таков. Ещё они указывают, как надо произносить само местоимение «столько» (Изменить по падежам с правильным ударением).
Определительные.
Наша семья живёт в общежитии, и в одной комнате размещаются: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой. Они всегда приходят на помощь и заменяют друг друга. Но в общении и с этими словами надо быть осторожными, не все слова сочетаются друг с другом. В любое время (нельзя говорить в каждое время) и т.п.
Обобщение учителя:
Вы представили все группы местоимений. Чьё выступление понравилось больше всех? Почему? (Выставление оценок друг другу, их комментирование).
Теперь давайте вернёмся ко 2-му слайду и постараемся указать разряды всех местоимений (по цепочке 2-ой ряд).
- Не забывайте, что одни и те же слова могут относиться к разным группам. Посмотрим, как вы это умеете определять.
(Слайд 5)
Мои постоянные выигрыши щекотали его нервы, и Вадик снова допустил меня к игре.
«Его давно не били,» - сказал Птаха.
(Слайд 6)
Запах её духов я принимал за дыхание.
Тут я её спрашивал, без всяких артиклей.
Дополнительно : объясните расстановку знаков препинания.
Из какого произведения эти предложения? Какие фрагменты упомянуты?
Как вы относитесь к сложившимся ситуациям? Дайте моральную оценку поступкам героев.
- Какие разряды местоимений вызывают затруднения в правописании? (Объяснительный диктант у доски)
Я знаю, что ты голодаешь. Обещаю больше никаких посылок не отправлять, но эту возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают. А ты способный мальчишка, и школу тебе бросать нельзя.
Откуда мне было знать, что никому не прощалось, если в каком-нибудь деле он вырывается вперёд? Для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом. В ту осень я постигал эту науку на своей шкуре.
Дополнительные вопросы отвечающим (слайд 9) Найти и исправить речевые и грамматические ошибки:
Все, кто уехали из деревни, очень скучали по ней.
Распутин – самый известнейший писатель-деревенщик.
Школа стояла на линейке, и они ждали раскаяния ученика.
В ихние планы не входило отдавать мальчику выигранную кассу.
- Основные вопросы, связанные с местоимениями, мы повторили. Приступаем к выполнению самостоятельной работы.
Укажите разряд местоимений, подчеркните их как член предложения.
(Н..)кто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый и не понимал ещё, какие испытания ждут меня на новом месте. Н..( с) кем из ребят я тогда ещё не сошёлся, но во время игры я стал получать деньги каждый день. Если Вадик тюкал какую (нибудь) монетку к себе, я пользовался своим приёмом , накатывал её от себя. (Самопроверка, слайд 10)
- Кто справится с работой раньше, принимает участие в викторине по пословицам с использованием местоимений. Объясните значение пословиц, укажите разряд местоимений.
Слайд 11.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Что вымучит, то и выучит.
Свои собаки грызутся – чужая не приставай.
У каждой пташки свои замашки.
Нашему Ванюшке всё под ногами камушки.
Какова псу кормля, такова его и ловля.
Век живи – век учись.
Заключительный этап урока.
Учиться, конечно, очень важно и нужно , но я думаю, мы прислушаемся к совету В.Г. Распутина, у которого есть рассказ под названием «Век живи – век люби.» Любите свой родной язык, школу, своих одноклассников, родителей, хорошую книгу, будущую профессию, людей, Родину. Сегодня урок окончен, всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте! Я рада видеть всех на очередном уроке русского языка. Кто находится в хорошем настроении и готов к плодотворной работе, тот может сесть. Надеюсь, никто не испытывает какого –либо дискомфорта и каждый нацелен на высокий результат. Мой заряд энергии передаётся вам . Что ждёт впереди? Узнаем вместе и намотаем себе на ус.
Академик А. Реформатский: « Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.»
Разряды местоимений: Личные Возвратное Вопросительные Относительные Притяжательные Неопределённые Отрицательные Указательные Определительные
Определи разряд местоимения Мои постоянные выигрыши щекотали его нервы, и Вадик снова допустил меня к игре. «Пацаны, его давно не били,» - сказал Птаха. Дополнительно: звонит, средства, жалюзи, дремота, искра .
Определи разряд местоимения Её пальцы беззастенчиво подвинули монетку. Тут я её спрашивал, без всяких артиклей. .
Объяснительный диктант с самопроверкой Я знаю , что ты голодаеш ь . Обещаю больше никаких посылок не отпр а влять , но эту возьми. Сколько у нас сытых лоботрясов , которые ни в чём ничего не сообр а жают. А ты способный мальчишка , и школу тебе бросать нельзя.
Объяснительный диктант Откуда мне было знать , что никому не прощалось , если в каком-нибудь деле он вырывается в перёд? Для других он выскочка, и больше всех его не навидит тот , кто идёт за ним следом. В ту осень я постигал эту науку на своей шкуре.
Исправьте речевые и грамматические ошибки Все, кто уехали из деревни, очень скучали по ней. Распутин – самый известнейший писатель-деревенщик. Школа стояла на линейке, и они ждали раскаяния ученика. В ихние планы не входило отдавать мальчику выигранную кассу.
Проверочная работа (Н..)кто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый и не понимал ещё какие испытания ждут меня на новом месте. Н..( с) кем из ребят я тогда ещё не сошёлся но в игру меня приняли и я стал получать деньги каждый день. Если Вадик тюкал какую ( нибудь ) монетку к себе то я пользовался своим приёмом накатывал её от себя.
Объясните значение фразеологизмов Моя хата с краю, я ничего не знаю. Что вымучит, то и выучит. Свои собаки грызутся – чужая не приставай. У каждой пташки свои замашки. Нашему Ванюшке всё под ногами камушки. Какова псу кормля , такова его и ловля. Век живи – век учись.
Век живи – век люби. Домашнее задание: готовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"
урок с элементами групповой работы...
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....