Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
урок с элементами групповой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_seminar_v_6_klasse__po_teme_mestoimenie..docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – семинар в 6 классе по теме «Местоимение».
Тип урока – обобщение знаний.
Технология урока – семинар, групповая форма отработки умений и навыков при закреплении.
Средства обучения – учебник, дидактический материал (карточки), обобщающая таблица «Разряды местоимений»; «Лингвистические сказки» Подгаецкой.
Цели урока:
1.Познавательные:
а) повторить и обобщить знания учащихся об основных морфологических признаках местоимений;
б) развивать умение делать сообщение на лингвистическую тему.
2. Практические:
а) закрепить умение определять разряд местоимения;
б) провести мониторинг изучения темы.
3. Общепредметные:
а) воспитывать интерес к предмету в ходе обобщения лингвистической темы;
б) развивать память, логическое мышление, речь; разные виды компетентности;
в) воспитывать умение работать в группе.
Оформление доски.
Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле выходят, когда «освобождают игру» самостоятельные части речи.
Реформатский.
Предварительное домашнее задание по группам:
1. Сделать сообщение о разрядах местоимения: каждая группа берёт один разряд.
2. Подготовить для ребят интересные задания, связанные с этим разрядом.
Ход урока
- Слово учителя о целях и форме урока (обратиться к эпиграфу).
- Сообщение уч-ся о разрядах местоимений, о их особенностях и упражнения по каждому разряду.
I группа
1 ученик рассказывает о личных местоимениях, а 2ой проводит викторину,
3 ученик из группы оценивает ответы.
- Почему местоимение в разделе «Морфология» стоит после существительного, прилагательного, числительного?
- Какую часть речи заменяют личные местоимения?
- Какие два личных местоимения мешают ездить по дорогам? Я МЫ
- Какое личное местоимение нужно добавить к другому, чтобы получить много крупных плодов? ТЫ к ВЫ
- Какое местоимение занимает последнее место в алфавите?
- Какое местоимение превратится в союз, если его прочесть справа налево? ОН
II группа
1 ученик рассказывает о притяжательных местоимениях.
2 ученик упр. 521 (по учебнику практики на конструирование предложений).
3 ученик проверяет составленные предложения.
III группа
1 ученик рассказывает о возвратном местоимении СЕБЯ.
2 ученик предлагает уч-ся составить фразеологизмы, используя СЕБЯ в нужном падеже.
Карточка (3 группа)
таить
постоять
увлечь СЕБЯ
замкнуться
говорить
3 ученик оценивает ответы.
IV группа
1 ученик предлагает уч-ся лингвистическую загадку.
Я вам сейчас расскажу об одном разряде местоимений.
Представьте: в дверь постучали. Ты спрашиваешь:
- Это мама стучит?
- Или тётя?
- Или Саша?
- Или Маша?
А за дверью отвечают: «Нет».
И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Ты бы не ел, не пил, всё только спрашивал.
- Это бабушка?
- Это дедушка?
- Это Коля?
А с этим местоимением очень легко задать вопрос. Задайте его. КТО ТАМ?
Правильно, вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, но стоит им попасть в сложноподчинённое предложение, как они превратятся в относительные.
2 ученик дает задание.
Перестройте предложения, чтобы вопросительные стали относительными (предложения записаны на карточках, уч-ся записывают их в переделанном варианте, строят схемы полученных предложений.)
Карточка (4 группа) пример одной из них.
«Какие лыжи нужны для прыжков с трамплина?» - спросили мальчики у тренера.
Я спросил друга: «Что ты делаешь в свободное время?»
3 ученик собирает карточки и оценивает их.
V группа
1 ученик рассказывает о неопределённых местоимениях.
2 ученик предлагает уч-ся заменить словосочетания одним неопределённым местоимением (уч-ся записывают в тетрадь)
Неизвестно кто КТО-ТО
Всё равно кто КТО-НИБУДЬ
Кто-то один КТО-НИБУДЬ
Некоторые из нас КОЕ-КТО
Споткнулся о неизвестный предмет О ЧТО-ТО
Всё равно с кем идти С КЕМ-НИБУДЬ КОЕ С КЕМ
3 ученик предлагает вспомнить о правописании этих местоимений и проверяет.
VI группа
1 ученик рассказывает об отрицательных местоимениях.
2 ученик предлагает уч-ся работу по вариантам
I II
Ответить на вопросы, используя
Отрицательные Неопределённые
Местоимения
Не с кем С кем поговорить? С кем-нибудь
Нечего Чего ждать? Чего-нибудь
Не о чём О чём поговорить? О чём-то
Не с кого С кого спросить? С кого-нибудь
Никто Кто пришёл? Некто кто-то
3 ученик Какие орфограммы использовали? Проверяет работу.
VII группа
1 ученик рассказывает об указательных местоимениях.
2 ученик предлагает уч-ся упр.562 по учебнику практики.
3 ученик проверяет.
VIII группа
1 ученик рассказывает об определительных местоимениях.
2 ученик предлагает уч-ся заменить обычные словосочетания фразеологизмами, используя определительные местоимения.
Игра «Кто больше?»
Быстро бежать - во весь дух, на всех парусах, изо всех сил, со всех ног.
Обязательно сделать - любой ценой, в любом случае.
Сильно ударить - изо всех сил, со всего размаху.
Громко кричать – во всю ивановскую.
3 ученик проверяет карточки с фразеологизмами и определяет победителя.
- Заключительное слово учителя.
Подведение итогов (ещё раз обратиться к словам Реформатского)
- Домашнее задание.
Написать сочинение на лингвистическую тему об одном из разрядов местоимений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"
Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...
Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"
Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...
План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.
На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....
Витамины.Урок-семинар в 11 классе.
•Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для зд...
Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»
Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»...