Урок в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта к уроку в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Содержательная цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
- Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
- Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
- Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Метапредметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Сформулировать цели своей учебной деятельности;
- Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
- Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.
Личностные:
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые ууд |
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. А для этого их сначала сформируем. Я попрошу Вас взять карточки с вопросами. В зависимости от вопроса займите место в одной из четырех групп (на листочках напечатаны вопросы кто?, что? Группы называются аналогично. В ходе урока две будут работать с теорией, выдвигать теоретические предположения по категории одушевленность-неодушевленность, а две – приводить примеры на каждое теоретическое положение. На столе одной группы будет находиться кукла, на другом столе – робот, на третьем – цветок, на четвертом - книга). Ребята, кому из вас достались цветные вопросы, тот будет старшим в группе. Ваши обязанности таковы: регулировать работу в группе, следить за дисциплиной, назначать отвечающего. В общем, вы – мои помощники. Теперь объясню, почему мы сегодня работаем в группах. Сегодня вы не просто ученики, а – исследователи и вам предстоит совершить открытия. В таких ситуация для достоверности, как правило, действует не один человек, а целая группа. Как вы считаете, почему? | Приветствуют учителя, делятся на группы с помощью карточек Одна голова – хорошо, а две – лучше. Чем больше людей, тем больше мнений. В споре рождается истина. | УУД: познавательные (извлечение информации из текста); коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества) |
Цель -подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. Обратите внимание на карту, которая висит на доске (учитель задает вопросы, а после ответов детей указывает места на карте). 1.Скажите, пожалуйста, на какой планете мы находимся? 2.В какой стране живем сейчас? 3. А какой район посетили? 4. Что это за часть речи? 5.Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что? Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Давайте запишем число и тему в ваших маршрутных листах. Да-да, сегодня мы работаем в них для того, чтобы фиксировать результаты нашего исследования. Итак, сегодня у нас тринадцатое февраля. А тему Вы уже сформулировали: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». 6.А какую цель мы перед собой поставим? Вы уже назвали главное правило, которым мы руководствуемся при определении одушевленности-неодушевленности имени существительного. 7.Давайте проверим, как вы справитесь со следующим заданием: рассмотрите рисунок. Назовите существительные и в зависимости от одушевленности-неодушевленности распределите слова в два столбика в ваших маршрутных листах Оцените себя на шкале самопроверки. Молодцы! Справились с этой задачей. Тогда ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос. 8.Какой корень в слове одушевленный? 9.Значит, одушевленные существительные это какие? 10.А неодушевленные? Хорошо. Вернемся к нашей картинке или обратим внимание на предмет на столе группы №3: растение (цветок). Вы сказали, что растение – это неодуш. сущ. А ведь из биологии Вы знаете, что растения живут, дышат, растут. Что же получается, какой-то парадокс: вроде, растения – живые, но относятся к неодушевленным существительным. Разобраться в этом парадоксе поможет цель нашего урока. А вернее задачи, которые нам предстоит решить, чтобы достичь этой цели? 11.А какие задачи? | Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему? 1.Мы находимся на планете Русский язык. 2.живем в стране Морфология. 3.А посетили район Имя существительное? 4.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?- что? 5.На вопрос кто отвечают одушевленные имена существительные, а на вопрос что? – неодушевленные существительные. 6. Познакомиться с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных. 7.одушевленные: мальчики, девочки, ребята, дети, птица; неодушевленные: снег, деревья, санки, снежок и т.п. 8.-душ-. 9.Одушевленные- значит, живые предметы. Они дышат, двигаются, растут. 10. А неодушевленные – неживые предметы.
| УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ; пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели); коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога); регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения) |
Цель - соотношение своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Ребята, сейчас Вам необходимо познакомиться с материалами исследования, проанализировать их, сделать выводы и привести примеры (У всех групп одинаковый материал, но первая группа находит материал, какие группы классифицируют среди одушевленных существительных, вторая группа – приводит примеры на каждую позицию, третья выявляет группы неодушевленных существительных, четвертая приводит примеры. После обсуждений весь материал оформляется в кластер. Учитель – на доске, дети – в тетради). Не забудьте оценить себя на шкале самопроверки, где вы находитесь после выполнения этого задания. | Имя существительное одушевленные неодушевленные (названия живых (названия предметов существ): неживой природы): 1)ФИО (Иванов Иван 1) то, что относится к Иванович), неживой природе(стол), 2)названия людей по 2) названия растений профессии, по родству(поэт, (осина, клен, береза), брат, дядя) 3) и т. п. | УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания); коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; разрешение конфликтов); регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
Цель - построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Просклоняйте, пожалуйста, в своих маршрутных листах в и.п., р. п., в.п. во мн. ч. следующие слова: 1группа – девочка, кукла, 2 группа –ангел, снегирь, 3 группа –отряд, стол, 4 группа –шпроты, бактерия. Оцените себя по шкале. Это грамматический способ разделения существительных на одушевленные и неодушевленные. Отмечаем в кластере. | Приходят к выводу, что р. п. (во мн. ч.) = в. п. (во мн. ч.) у одуш. сущ. И. п. (во мн. ч.) = в. п. (во мн. ч.) у неодуш. сущ. | УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; ); коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью); регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
Цель - усвоить учащимися новый способ действия | Немного отдохнем. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете. А тот, кому брошу мяч, должен вслух назвать, какое это существительное, пока остальные выполняют действия.
Ученик, портной, рыба, сила, пожар, пальто, пожарный, трактор, дерево, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник. - Молодцы, садитесь на свои места. | ||
Цель: пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | Ребята, в начале 4 четверти нам предстоит написание ВПР. Сегодня на уроке я предлагаю проанализировать одно из заданий в формате ВПР с учетом изучаемой темы. Внимательно прочитайте текст. Выполните задания 1 - 4. (1) Какие светлые, особенные ночи в феврале! (2) В лесу легко замечаешь след санной дороги. (3) Далеко уходит узкая санная тропинка. (4) С неба струится белесоватый свет луны. (5) Искрится белая пороша, и на её синеющей снежной белизне отражается мерцание звёзд. (6) В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. (7) Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. (8) Очаровательны эти ночи! Словарная работа: санная дорога – дорога для саней Стиль, тип речи 1. Определите тему и идею текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Выпишите одушевлённые существительные. 4. Выпишите синоним к слову "дорога". Не забываем оценивать себя! | (Художественный, описание). 1.Тема - февральские ночи в лесу, идея - "очаровательны эти ночи!". 2."Февральские ночи в лесу", "Февральские ночи в лесу очаровательны". 3. Охотники, волков, лисиц, зайцев. 4.Тропинка. | УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание); коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать). |
Цель - автоматизация умственных действий по изученным нормам | Составьте, пожалуйста, предложения (словосочетания), где одни и те же слова в одном случае будут одушевленными, а в другом – неодушевленными. 1 группа – роза – Роза, 2 группа – орел – Орел, 3 группа – дворник – дворники, 4 группа – лисички - лисички |
1.Роза растет в саду – девочка Роза 2.Вижу орла – вижу Орёл 3.Позвать дворника – включить дворники 4.Собирать лисички- в лесу бегали лисички | УУД: познавательные ( самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания); коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач); регулятивные( контроль, коррекция, оценка) |
Цель - оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Ребята, у каждой группы на столе пазлы. Обычно мы их собираем, а сегодня нам надо их разобрать (Каждое слово из пазла нужно распределить на две колонки: одушевленные и неодушевленные. Открывшаяся картинка – словесное поощрение за работу на уроке) Сегодня четыре группы исследователей хорошо поработали, выдвигали научные гипотезы и доказывали их, приводили примеры. Мы с вами не прощаемся, потому что планета Русский язык огромна. Впереди нас ждет много открытий. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
|
| УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности); коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся); регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение) |
| Ребята, домашнее задание на выбор:
Б)выполнить тест в МЭШ. В)творческое задание: обычно после какого-либо открытия в мире науки происходит его представление, презентация. Представьте, что вы журналист и вас пригласили на пресс-конференцию, посвящённую одушевлённым и неодушевлённым именам существительным. Вам необходимо будет задать один вопрос выступающим, а затем написать небольшую статью (80-100 слов) по итогам пресс-конференции. Вопрос должен начинаться со слов Какие..? Почему..? Есть ли общее..? Верно ли что..? В чём особенности..? Что общего..? В чём различие..? Шаблон статьи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Сегодня я побывал(а) на пресс-конференции, где обсуждали... Вот уж никогда не подумал(а), что... Оказывается, одушевлённость и неодушевлённость имён существительных... На пресс-конференции докладчики рассказывали о... Больше всего мне понравилось(ись) выступление(я)..., потому что... Кроме того, журналисты также задавали интересные вопросы. Например,.... Вот такая удивительная часть речи - имя существительное! |
неодушевленные
наименования
живых
существ
неживая природа
куклы
небесные светила
растения
Боги, мифические существа
множества живых существ
рыбные блюда
шахматные, карточные
фигуры
труп
мертвый человек
микроорганизмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
Урок русского языка в пятом классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Материал включает в себя конспект урока и презентацию к нему....
Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС...
Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 5 кл. коррекционной школы.
Подробная разработка урока с использованием ИКТ, личностно-ориентированного подхода к обучению....
- Мне нравится (2)