Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
3.Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Гацко Евгения Сергеевна
2. Класс: 5-3 Дата: Предмет: русский язык
3. Тема урока: одушевленные и неодушевленные имена существительные.
4. Цель: углубление знаний о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности».
Задачи:
Познавательные:
- учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- углубить знания обучающихся об имени существительном.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
- развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей;
- воспитывать чувства гордости за Родину, гражданственности и патриотизма на конкретном материале;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Цель этапа, метода. | Содержание | Планируемые результаты |
УУД ,предметные | |||||
I фаза Инициация | Настраиваются на работу, проверяют принадлежности. | Добрый день, ребята. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Настроить на рабочий лад, проверить наличие принадлежностей урока. |
|
|
Определение ожиданий и опасений АМО «Солнышко-тучка» | 1.Дети записывают ожидания и опасения. 2. Солнышко кладут перед собой, тучки отдают учителю. | 1.Перед вами два листочка: солнышко и тучка, напишите на солнышке ваши ожидания от урока, на тучке- опасения. 2. Листочек-солнышко оставьте себе, чтобы в конце урока вы могли проверить, оправдались ли ваши ожидания. А листочки-тучки я у вас заберу, чтобы вы ничего не боялись, все плохое мы оставим, с собой в путешествие за знаниями не возьмем. | Создать благоприятную обстановку, снять напряжение, настроить на хорошее настроение. |
|
|
II фаза Погружение в тему. Создание проблемной ситуации. Инпут Проработка содержания темы | 1.Читают, обсуждают в парах, выдвигают предположения. 2.Делают вывод о том, что слова 1-го столбика отвечают на вопрос «кто»- являются одушевленными, 2-го «что»- неодушевленными. 3. Формулируют тему. 4. Дают ответы. Поднимают руки, задают вопросы. Выдвигают предположения, решают проблему. Дают ответы. 5. Узнать способ определения одуш./неодуш.; научиться определять данную категорию у сущ. Задачи: 1.Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности. 2. Научиться применять полученные знания для определения названной категории. 7. Знакомятся с критериями. Если звучит предложение просклонять, принимаем и склоняем слова. У одних совпадают формы Р.и В.п. , а у др. И.п и В .п. Читают параграф учебника, проверяют правильность суждений, Найти способ определения категории одушевленности/ неодушевленности. Научиться применять полученные знания для определения названной категории. выполняют упр…. Осуществляют взаимооценку. Отвечают. | Ребята, посмотрите на экран, в два столбика записаны слова-имена существительные. Прочитайте, обсудите в парах, по какому принципу объединены данные слова? 2. Слушает детей. 3. Давайте сформулируем тему урока. 4. Как вы определяли категорию одушевленности /неодушевленности у существительных? Я вам называю слова, а вы определяете, одуш. оно или нет. Проблемная ситуация. К слову кукла вы задали вопрос «что», но в русском языке оно одушевленное, а слова народ и молодежь- неодушевленные; как вы считаете, может определять категорию одуш./неодуш. не стоит только по вопросу, может есть еще способы? Хорошо, скажите, встречали ли вы в художественной литературе примеры, когда что-то неживое становится живым? Как называется этот приём? 5. Сформулируйте цель урока. Давайте поставим задачи, которые будем решать в течение урока. 6. Хорошо, молодцы, мы определили с вами тему, цели и задачи урока, выяснили, что наших знаний не хватает для решения поставленных задач. Сейчас мы с вами отправимся за знаниями, не забывайте о целях, которые вы определили для себя. 7. Мы приступаем к изучению нового, но прежде обратите внимание на критерии, по которым я вас буду оценивать вашу работу на уроке. 8У вас на партах лежат листочки со словами, давайте попробуем изобрести способ определения категории одуш./неодуш. Что мы можем сделать со словами. --Какую особенность вы заметили? ---Для того, чтобы проверить правильность суждений, давайте обратимся к теоретическому материалу учебника. 9.Прочтите параграф учебника. Вспомните задачу 1, что мы должны были сделать? --Мы решили ее? Перейдем ко 2 задаче. Поработайте в парах с упр. ………. И не забудьте заполнить листы взаимооценки. 1.Проверка. Самостоятельная работа Проверка. | Подвести к теме урока. Определить тему урока Определить уровень имеющихся знаний по данной теме, ………. Учить ставить перед собой цель работы и задачи. Знакомство с новым материалом. Помочь самим вывести способ определения одуш./неодуш. Выдвигают предположения. Учатся оценивать работу друг друга. Учатся контролировать свою работу пошагово. Проработка содержания темы, усвоение нового материала, развитие зун. Учатся самостоятельно справляться с поставленной задачей. | Учитель дерево Отец парта Вася Иртыш Котёнок кубик Ира листок «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Молодёжь Народ Кукла Мертвец Покойник 1.Активно работает на уроке, задает вопросы, отвечает.-1б 2.Знает способ определения одуш./неодушю/., использует его.- 2 б. 3. Сотрудничает с одноклассниками, аргументирует собственное мнение. Выполняем вместе. Отцы столы Бабушки книги Куклы группы УПР Упр. | Умение работать в парах, анализировать, выдвигать гипотезу Задают вопросы к словам, определяют род по вопросу.. Регулятивные у. и н. |
Эмоциональная разрядка | Выполняют упражнения. | Буратино потянулся, Руки в стороны развел, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. | Снятие напряжения и усталости. |
|
|
Проработка содержания темы (продолжения). Итог урока. | Записывают предложение. Находят орфограмму. Называют имена сущ. Доказывают. | Проблемная ситуация 1.Запишем предложение под диктовку: 2.Найдите в предложении орфограмму, с которой мы уже сегодня работали. 3Назовите все имена существительные в этом предложении. 4.А сейчас мы проведем с вами небольшое исследование. Ребята 1 варианта выступят в роли биологов, ребята второго варианта - в роли лингвистов. Ребята, все из вас знают, кто такие биологи? А кто такие лингвисты? Задание следующее: Биологи, подумайте и докажите «цветок» - живой или неживой предмет. Лингвисты, а вы пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите слово «цветок» - существительное одушевленное или неодушевленное. (просклоняйте и посмотрите, какие формы совпадают, сделайте вывод). Вывод. и те, и те по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая из которых живет по своим законам. Но так как мы изучаем язык, нас будут интересовать законы лингвистики, по которым слово «цветок» - существительное неодушевленное. Вспомните, вторую задачу урока. Мы справились? Ребята, что вы узнали сегодня нового на уроке? А какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? | Заботливые дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок. Дети, цветок. |
|
|
Рефлексия |
| 1Ребята, в начале урока я познакомила вас с критериями оценки, при выставлении оценки, к тому же вы проводили взаимооценку, когда работали в группах, листочки я соберу у вас и учту при выставлении итогового балла. 2.Давайте вернёмся к нашим солнышкам. В начале урока вы записали свои ожидания, если они оправдались, вам было все понятно и не осталось вопросов, то прикрепите своё солнышко на доску. Дома вам необходимо будет повторить правило и написать сочинение-миниатюру на тему «Предчувствие весны». В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные. Вы отлично поработали на уроке, молодцы, спасибо! До свидания! |
|
Написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Предчувствие весны». В своем сочинении найдите 5 примеров существительных и определите, какие из них одушевленные, какие неодушевленные. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....
Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....
Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
Урок русского языка в пятом классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".
Материал включает в себя конспект урока и презентацию к нему....