Конспект урока по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данная разработка будет полезна при проведении урока по указанной теме. Презентация разнообразит работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imya_chislitelnoe.docx | 225.51 КБ |
imya_chislitelnoe_prezentatsiya_k_uroku.pptx | 78.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цель:
Познакомить учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.
Задачи:
1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Ход урока:
I.Оргмомент, повторение изученного:
Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим ранее изученный материал, проведём нашу традиционную орфографическую разминку
В это время два ученика работают по карточкам
- Сколько букв Н: две или одна? (Сделать карточки н и нн)
(Если в слове пишется одна буква, поднимайте соответствующую карточку, если две – другую.)
Овсяное печенье (суффикс ян);
картинная галерея (от слова с основой на н картина);
ветреная погода слово- исключение);
оловянный солдатик (слово-исключение);
лебединая песня (суффикс ин);
соломенная крыша (суффикс енн);
деревянный брус (слово-исключение);
карманные часы (от слова с основой на н карман);
нефтяная скважина (суффикс ян);
ремесленное училище (суффикс енн).
2) Слитно или раздельно? (Не с прилагательными)
Нелепый вопрос (без не не употребляется);
неглубокий овраг (можно заменить синонимом без не мелкий;
не широкая, а узкая река ( есть противопоставление с союзом а);
ненастная погода ( без не не употребляется);
далеко не удачный ответ ( есть сочетание далеко не );
неинтересный фильм (можно заменить синонимом без не скучный);
вовсе не единственное решение (есть сочетание вовсе не);
не высокий, а низкий кустарник (есть противопоставление с союзом а); нежданный гость ( можно заменить синонимом без не случайный).
- (Дать карточки двум ученикам)
Карточки для индивидуальной работы:
1.Спишите, вставляя Н или НН:
Глиняный кувшин, ржаной хлеб, соловьиная трель, машинное масло, стеклянная ваза, лиственный лес, традиционные блюда, ветреная погода, лунная ночь.
2. Спишите, раскрывая скобки:
(Неширокая река, (небрежный почерк, вовсе не интересный фильм, (нечаянная встреча; (не обрывистый, а пологий берег; (нетрудная задача.
II. Переход к изучению новой темы, сообщение темы и целей урока.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Синтаксическая пятиминутка:
(Предложение записать на доске – один ученик, остальные в тетради)
На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).
Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый).Именно об этой части речи мы сегодня и поговорим на уроке. Итак, тема нашего урока… имя числительное! Совершенно верно!
Слайды №1
-Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные.
(Ответы учеников).
- А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.
III. Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных»
1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.
2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.
3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.
4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.
-Молодцы, ребята, вы рассказали об интересных фактах, связанных с именем числительным. У меня для вас тоже есть интересные истории, касающиеся этой части речи.
Слайды 2,3,4
IV. Изучение нового материала.
-Теперь давайте обратимся к учебнику
Упр. 364 ( по заданию)
- Выпишите в 2 столбика числительные, которые обозначают:
Количество предметов: одну, одиннадцать, шесть.
Порядок предметов при счёте: втором, девятнадцатом
Слайд 5
-Выполните следующее задание, письменно ответьте на вопросы, поставьте вопросы к числительным. Что они обозначают?
1. Сколько тебе лет? Мне (сколько?)двенадцать лет.
2. В каком классе ты учишься? Я учусь (в каком?) шестом классе.
3. Сколько в кабинете парт? В кабинете (сколько?) пять парт.
4. За какой партой ты сидишь? Я сижу (за какой?) за второй партой.
5. Назови любое число до 10. Я назову (сколько?) пять.
-Сделайте вывод, что такое имя числительное?
-Давайте прочитаем правило, не ошиблись ли мы?
Стр.34 учебника
-Молодцы, вы не ошиблись!
Слайд 6
V. Закрепление изученного.
-Имя числительное часто употребляемая часть речи, её можно встретить и в стихотворениях, и в пословицах, и поговорках, ребусах. При выполнении следующих заданий вы в этом убедитесь.
1)Что обозначают числительные в отрывках из стихотворений?
Слайд 7
Маяковский - количество лет.
Пушкин – порядок щелков при счёте.
Слайд 8
2)-Распределите слова в три столбика
число кол-во предметов порядок при счёте
Пять и восемь будет тринадцать.
Сложите шестьдесят и один.
В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже
Четвертую тарелку. Первого сентября.
К восьми прибавьте два.
Слайд 9
3)- Определение синтаксической роли числительных:
Три и два – пять.
Первый луч солнца пробился в окно.
Поезд отправляется в два часа.
Я пригласил в гости двух друзей.
Слайд 10
4)- Решите ребус: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.( Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытрите клеёнку.
Слайд11
5) -Закончите пословицы.
VI. Обобщение:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
VII. Рефлексия:
-Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку :
*Урок понравился, было интересно;
* Урок не понравился, тему не понял.
Слайд12
VIII.Домашнее задание: параграф 51, упр. 365.
IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Слайд 13
Приложение к уроку
Карточки для индивидуальной работы:
1.Спишите, вставляя Н или НН:
Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.
2. Спишите, раскрывая скобки:
(Не)широкая река, (не)брежный почерк, вовсе (не)интересный фильм, (не)чаянная встреча; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)трудная задача.
1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.
2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.
3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.
4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.
«Немного истории» Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского )
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш , Второк , Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый . К этим именам добавлялись еще и клички, например : Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Это интересно
1. Сколько тебе лет? 2 . В каком классе ты учишься? 3 . Сколько в кабинете парт ? 4. За какой партой ты сидишь? 5 . Назови любое число до 10.
Имя числительное Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) Может быть и главным и второстепенным членом предложения
Что обозначают числительные в этих отрывках? Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 – И 12 вместе всем. (В.В.Маяковский ) Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка , А с третьего щелка Вышибло ум у старика. (А.С.Пушкин)
Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября.
Определи синтаксическую роль числительных Три и два – пять . Первый луч солнца пробился в окно . Поезд отправляется в два часа. Я пригласил в гости двух друзей.
Прочтите фразу Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
Найди продолжение пословице! Семеро … …на все четыре стороны. Заблудиться … …как свои пять пальцев. Знать … …в трёх соснах. Идти … …одного не ждут. Семь раз отмерь … …а два лучше. Один ум хорошо …. … один раз отрежь.
Домашнее задание: § 51, упр. 365
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока 3 класс "Числительные"
1. УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс
Урок в 6 классе "Склонение имен числительных", упражнения по теме склонение имён числительных...
Конспект урока-игры "Имя числительное"
Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....
конспект урока-экскурсии "Имя числительное"
Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....