Конспект урока по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данная разработка будет полезна при проведении урока по указанной теме. Презентация разнообразит работу на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель: 

 Познакомить учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.

Задачи: 

1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

 2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся;

3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.

Тип урока: 

Урок изучения нового материала.

Ход урока:

I.Оргмомент, повторение изученного: 

Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим ранее изученный материал,  проведём нашу традиционную орфографическую разминку  

В это время два ученика работают по карточкам

  1. Сколько букв Н: две или одна? (Сделать карточки н и нн)

(Если в слове пишется одна буква, поднимайте соответствующую карточку, если две – другую.)

Овсяное печенье (суффикс ян);

 картинная галерея (от слова с основой на н картина);

 ветреная погода слово- исключение);

 оловянный солдатик (слово-исключение);

 лебединая песня (суффикс ин);

 соломенная крыша (суффикс енн);

 деревянный брус (слово-исключение);

 карманные часы (от слова с основой на н карман);

 нефтяная скважина (суффикс ян);

 ремесленное училище (суффикс енн).

2) Слитно или раздельно? (Не с прилагательными)

Нелепый вопрос (без не не употребляется);

 неглубокий овраг (можно заменить синонимом без не мелкий;

не широкая, а узкая река ( есть противопоставление с союзом а);

 ненастная погода ( без не не употребляется);

 далеко не удачный ответ ( есть сочетание далеко не );

 неинтересный фильм (можно заменить синонимом без не скучный);

 вовсе не единственное решение (есть сочетание вовсе не);

 не высокий, а низкий кустарник (есть противопоставление с союзом а); нежданный гость ( можно заменить синонимом без не случайный).

  1. (Дать карточки двум ученикам)

Карточки для индивидуальной работы:

1.Спишите, вставляя Н или НН:

Глиняный кувшин, ржаной хлеб, соловьиная трель, машинное масло, стеклянная ваза, лиственный лес, традиционные блюда, ветреная погода, лунная ночь.

2. Спишите, раскрывая скобки:

(Неширокая река, (небрежный почерк, вовсе не интересный фильм, (нечаянная встреча; (не обрывистый, а пологий берег; (нетрудная задача.

II. Переход к изучению новой темы, сообщение темы и целей урока.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Синтаксическая пятиминутка:

(Предложение записать на доске – один ученик, остальные в тетради)

На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).

Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый).Именно об этой части речи мы сегодня и поговорим на уроке. Итак, тема нашего урока… имя числительное! Совершенно верно!

Слайды №1

-Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные.

(Ответы учеников).

 - А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.

III. Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных»

 

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.

-Молодцы, ребята, вы рассказали об интересных фактах, связанных с именем числительным. У меня для вас тоже есть интересные истории, касающиеся этой части речи.

Слайды 2,3,4

IV. Изучение нового материала.

 -Теперь давайте обратимся к учебнику

Упр. 364 ( по заданию)

- Выпишите в 2 столбика числительные, которые обозначают:

Количество предметов: одну, одиннадцать, шесть.

Порядок предметов при счёте: втором, девятнадцатом

Слайд 5

-Выполните следующее задание, письменно ответьте на вопросы, поставьте вопросы к числительным. Что они обозначают?

1. Сколько тебе лет?  Мне (сколько?)двенадцать лет.

2. В каком классе ты учишься? Я учусь (в каком?) шестом классе.

3. Сколько в кабинете парт? В кабинете (сколько?) пять парт.

 4. За какой партой ты сидишь? Я сижу (за какой?) за второй партой.

5. Назови любое число до 10. Я назову  (сколько?) пять.

-Сделайте вывод, что такое имя числительное?

-Давайте прочитаем правило, не ошиблись ли мы?

Стр.34 учебника

-Молодцы, вы не ошиблись!

Слайд 6

 V. Закрепление изученного.

-Имя числительное часто употребляемая часть речи, её можно встретить и в стихотворениях, и в пословицах, и поговорках, ребусах. При выполнении следующих заданий вы в этом убедитесь.

1)Что обозначают числительные  в отрывках из стихотворений?  

Слайд 7 

Маяковский - количество лет.

Пушкин – порядок щелков  при счёте.

 

Слайд 8

2)-Распределите слова в три столбика

         число                             кол-во предметов                 порядок при счёте

Пять и восемь будет тринадцать.

Сложите шестьдесят и один.

В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже

Четвертую тарелку. Первого сентября.

К восьми прибавьте два.

Слайд 9

3)- Определение синтаксической роли числительных: 

Три и два – пять.

 Первый луч солнца пробился в окно.

 Поезд отправляется в два часа.

Я пригласил в гости двух друзей.

Слайд 10

   4)- Решите ребус:  Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.( Прежде  чем вся семья сядет за стол, предварительно вытрите клеёнку.

Слайд11

5)  -Закончите пословицы.

 

VI. Обобщение: 

 Что нового вы узнали на   уроке?

Чему научились?

VII. Рефлексия: 

-Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку  :

*Урок понравился, было интересно;

* Урок не понравился, тему не понял.

 Слайд12

VIII.Домашнее задание: параграф 51, упр. 365.

IX. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Слайд 13

Приложение к уроку

Карточки для индивидуальной работы:

1.Спишите, вставляя Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

2. Спишите, раскрывая скобки:

(Не)широкая река, (не)брежный почерк, вовсе (не)интересный фильм, (не)чаянная встреча; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)трудная задача.

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Имя числительное. Цели урока : -Познакомиться с именем числительным как частью речи. -Научиться находить числительное в тексте

Слайд 2

Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.

Слайд 3

«Немного истории» Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского )

Слайд 4

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш , Второк , Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый . К этим именам добавлялись еще и клички, например : Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Это интересно

Слайд 5

1. Сколько тебе лет? 2 . В каком классе ты учишься? 3 . Сколько в кабинете парт ? 4. За какой партой ты сидишь? 5 . Назови любое число до 10.

Слайд 6

Имя числительное Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) Может быть и главным и второстепенным членом предложения

Слайд 7

Что обозначают числительные в этих отрывках? Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 – И 12 вместе всем. (В.В.Маяковский ) Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка , А с третьего щелка Вышибло ум у старика. (А.С.Пушкин)

Слайд 8

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября.

Слайд 9

Определи синтаксическую роль числительных Три и два – пять . Первый луч солнца пробился в окно . Поезд отправляется в два часа. Я пригласил в гости двух друзей.

Слайд 10

Прочтите фразу Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Слайд 11

Найди продолжение пословице! Семеро … …на все четыре стороны. Заблудиться … …как свои пять пальцев. Знать … …в трёх соснах. Идти … …одного не ждут. Семь раз отмерь … …а два лучше. Один ум хорошо …. … один раз отрежь.

Слайд 12

Домашнее задание: § 51, упр. 365

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока 3 класс "Числительные"

1.      УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы:   Биболетова  М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс

Урок в 6 классе "Склонение имен числительных",  упражнения по теме склонение имён числительных...

Конспект урока-игры "Имя числительное"

Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....

конспект урока-экскурсии "Имя числительное"

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....