конспект урока-экскурсии "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_chislitelnoe.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-экскурсии по теме  «Имя числительное»

Возрастная категория: для учеников шестых классов.

Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела; раскрыть все многообразие информации; четко обозначить темы, добившись полного понимания детей, чем они будут заниматься на последующих уроках русского языка; развивать логическое и образное мышление.

Оборудование: семь корон, вырезанных и склеенных из плотных листов белого картона; разноцветные фломастеры для различных надписей на них; один лист ватмана, на котором нарисована схема маршрута экскурсии по королевству «Имя числительное».

План урока-экскурсии

1.        Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

2.        Представление главных действующих персонажей.

3.        Непосредственно экскурсия. Выполнение устных и письменных заданий в ходе нее.

4.        Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-экскурсии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач. «Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию в раздел "Морфология" по большому королевству "Имя числительное", в процессе которой выясним обобщенное значение, грамматические признаки и функционирование в разнообразных предложениях данной части речи, а также пополним свой лексический запас. Я на некоторое время стану вашим экскурсоводом, а вы — непосредственными и активными участниками импровизированной экскурсионной группы».

2.        Представление главных действующих персонажей. Учитель-экскурсовод:

—        Познакомьтесь с главными героями нашей экскурсии — количественное числительное, порядковое числительное, простое числительное, составное числительное, дробное числительное, собирательное числительное и числительное, которое обозначает целое число. Давайте поприветствуем их!

(Когда учитель начинает перечислять различные разделы имен числительных, на середину аудитории поочередно выходят семь учеников, обучающихся в этом же классе, на головах которых надеты небольшие короны, сделанные из белого картона, с соответствующими их названиям разноцветными надписями на них.)

3.        Непосредственно экскурсия. Выполнение устных и письменных заданий в ходе нее.

Учитель-экскурсовод:

—        Уважаемые участники экскурсионной группы! Сначала обратите свое внимание на эту красочную схему маршрута нашей экскурсии, которая висит на самом входе в удивительное королевство под названием «Имя числительное».

На доску прикреплена схема (см. ниже), нарисованная на стандартном листе ватмана разноцветными фломастерами.

Числительное — часть речи, обозначает число, количество предметов, их порядок при счёте;

—        сколько? какой? (какая? какое? какие?);

—        количественные и порядковые;

—        количественные: числительные, которые обозначают целые числа; собирательные; дробные;

—        простые и составные;

—        изменяются по падежам;

—        подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Учитель-экскурсовод:

—        Итак, сначала мы посетим одну из областей королевства «Имя числительное» под названием «Количественные числительные». Представит нам его один из жителей этого государства.

В середину класса выходит ученик, у которого на голове корона с яркой надписью «Количественные числительные», и выразительно читает наизусть следующий текст одной всем известной русской народной песенки, а затем объясняет: «Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят карасей, Один ершок — И того в горшок. Ухи наварю, Всех ребят накормлю».

—        Здесь именами числительными являются слова «семь», «пятьдесят», «один». Все они обозначают количество предметов (в данном случае — рыб) и отвечают на вопрос сколько? Следовательно, они относятся к разряду количественных числительных. В предложении вместе с именами существительными «окуней», «карасей», «ершок» образуют словосочетания, которые являются одним членом предложения. Все они — подлежащие.

Учитель-экскурсовод:

—        Но в этом царстве есть еще одна область, которая называется «Порядковые числительные».

Затем на середину класса выходит другой ученик в короне «Порядковые числительные» и выразительно читает наизусть отрывок из русской народной песенки, после этого комментируя: «У бабушки козел, У Варварушки седой; Он под печкой живал, Все сухарики едал. Отпросился козел У бабушки на часок — Погулять во лесок: — Уж ты, бабушка, Ты, Варварушка! Ты пусти, пусти в лесок На единственный часок! Я семь волков убью, Тебе шубу сошью, А восьмого убью — Воротник пришью».

—        В этом отрывке из русской народной песенки слово «восьмого» является именем числительным. Оно обозначает порядок предметов (в данном случае — волков) при счете и отвечает на вопрос какого? Следовательно, относится к порядковым числительным. В предложении является определением. А числительное «семь» принадлежит к области количественных числительных, потому что обозначает количество предметов (волков) и отвечает на вопрос сколько? В предложении вместе с именем существительным «волков» образует словосочетание, которое является одним членом предложения — дополнением.

Учитель-экскурсовод:

—        А волшебная область «Количественные числительные», в свою очередь, территориально подразделяется на три необыкновенных города — «Числительные, которые обозначают целые числа», «Собирательные числительные» и «Дробные числительные». Давайте заочно посетим их и для этого передадим слово их представителям, которые живут там.

После этих слов на середину класса выходит третий по счету ученик, у которого на голове корона с надписью «Числительные, обозначающие целые числа», и выразительно читает наизусть следующую русскую народную считалку:

«Шла бабушка с заморья, Несла кузовок. В том кузовочке Лежали грибочки, Кому — гриб, Кому — два, А тебе, дитятко, Весь кузовок».

—        Здесь слово «два» является именем числитель-ным, так как обозначает количество предметов (грибов) и отвечает на вопрос сколько? Кроме того, оно относится к разряду количественных числительных, обозначающих целые числа. В предложении является дополнением.

Далее на середину класса выходит другой ученик, у которого на голове корона с надписью «Собирательные числительные». Он выразительно читает наизусть слова из русской народной песенки:

«Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ехал Ваня, поспешал, С ворона коня упал. Он упал, упал — лежит, Никто к Ване не бежит... Таня с Маней увидали — Прямо к Ване подбегали. Прямо к Ване подбегали Да за обе руки брали. Они брали, поднимали, На коня его сажали, В путь-дорогу провожали: — Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам!»

—        В этой русской народной песенке слово «обе» является именем числительным, отвечающим на вопрос сколько? и обозначающим несколько предметов как одно целое. Поэтому оно относится к разряду собирательных числительных. В предложении является обстоятельством.

Потом на середину класса выходит следующий школьник в короне «Дробные числительные» и обращается к участникам экскурсионной группы со следующими словами:

—        Однажды утром маленькая принцесса, живущая в необыкновенном сказочном городе под названием «Дробные числительные», вошла в большой зал своего прекрасного дворца, две третьих которого занимал шикарный белый рояль. Позанимавшись музыкой, девочка отправилась в красивый зеленый сад, на ту его одну вторую часть территории, где росли огромные кусты красных и белых роз.

—        Здесь слова «две третьих» и «одну вторую» явля-ются дробными именами числительными, потому что они состоят из двух частей, одна из которых называет числитель дроби и относится к разряду количественных числительных (две, одну), а другая называет ее знаменатель, представляя разновидность порядковых числительных (третьих, вторую). В предложении являются обстоятельствами.

Учитель-экскурсовод:

—        Кроме того, все это загадочное царство «Имя числительное» имеет два отдельных самостоятельных княжества, именуемых «Простыми числительными» и «Составными числительными». Давайте познакомимся и с ними.

Ученик, носящий на голове корону с надписью «Простые числительные», выразительно читает наизусть отрывок из следующей русской народной песенки: «Долгоногий журавель На мельницу ездил, На мельницу ездил, Диковинку видел, Ай-люли, ай-люли, Диковинку видел: Две сороки-белобоки Пошли танцевать, Ай-люли, ай-люли, Пошли танцевать».

—        Здесь «две» является количественным именем числительным, так как обозначает количество предметов (сорок-белобок), целых чисел и отвечает на вопрос сколько? А в связи с тем, что оно состоит всего лишь из одного слова, то относится к простым числительным. В предложении вместе с именем существительным «сороки- белобоки» образует словосочетание, являющееся одним членом предложения — подлежащим.

Учитель-экскурсовод:

—        Дорогие экскурсанты! Обратите внимание! Вот здесь располагается чудесное княжество под названием «Составные числительные».

Затем в середину класса выходит учащийся в короне «Составные числительные», и загадывает остальным участникам экскурсии русскую народную загадку и позже дает следующие объяснения: «Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят, семь одежек, А все без застежек».

—        Здесь «семьдесят семь» является количественным именем числительным, так как обозначает число, коли-чество предметов (одежек) и отвечает на вопрос сколь-ко? Также оно относится к разряду составных количественных числительных, потому что состоит из двух слов. В предложении вместе с именем существительным «одежек» образует словосочетание, которое является одним членом предложения — подлежащим.

Учитель-экскурсовод:

—        А сейчас мы посмотрим и убедимся, как поняли и хорошо ли усвоили полученную информацию наши дорогие участники экскурсии. Вы записываете под диктовку различные тексты, а затем объясняете, какие слова в них относятся к именам числительным, какие они — количественные или порядковые, собирательные, дробные или обозначающие целые числа, простые или составные, а также какими членами предложения они являются и в каком падеже употребляются в данном случае. Докажите и аргументируйте свои ответы.

Учитель диктует, один ученик записывает на доске, а остальные школьники — в своих тетрадях русскую народную загадку:

«Четыре брата бегут —

Друг друга не догонят». (Колеса)

Учащиеся отгадывают загадку, затем комментируют и объясняют:

—        Слово «четыре» является именем числительным, так как обозначает число, количество братьев и отвечает на вопрос сколько? Относится к разряду количественных числительных, простое, обозначает целое число. В предложении вместе с именем существительным «братья» образует словосочетание, которое является одним членом предложения — подлежащим. В данном случае употреблено в именительном падеже.

Далее другой ученик выходит к доске, остальные дети записывают в своих тетрадях отрывок из русской народной песенки:

«— Заинька, не видал ли кого? Серенький, не видал ли кого? — Видел, видел, парень мой, Видел, видел, милый мой: Три девицы хороши, Красавицы пригожи».

Ответ учеников:

—        «Три» — имя числительное, так как обозначает число, количество девиц и отвечает на вопрос сколько? Относится к разряду количественных числительных, обозначающих целые числа. Простое, потому что состоит из одного слова. В предложении вместе с именем существительным «девицы» образует словосочетание, которое является одним членом предложения — подлежащим. В данном случае стоит в именительном падеже.

Затем учитель диктует русскую народную потешку, один ученик работает у доски, все остальные — в своих тетрадях:

«— Федул, что губы надул?

—        Кафтан прожег.

—        Велика ли дыра?

—        Один ворот остался».

Ответ учеников:

—        «Один» — имя числительное, так как обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? Относится к разряду количественных числительных, обозначающих целые числа. Оно простое, потому что состоит только из одного слова. В предложении вместе с именем существительным «ворот» образует словосочетание, которое является одним членом предложения — подлежащим. В данном случае употреблено в именительном падеже.

4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-экскурсии. На заключительном этапе, подводя итоги экскурсии, учитель еще раз обращает внимание всех учеников — и действующих персонажей, и участников экскурсионной группы — на схему, акцент на которой был сделан в самом начале урока. Предлагает ученикам теперь уже самим перечислить признаки имени числительного, опираясь на данную схему, а также обобщить, что нового они сегодня узнали об этой части речи.

Ответ учеников:

—        Имя числительное — это часть речи, которая обозначает число, количество предметов или их порядок при счете. Отвечает на вопросы сколько? или какой? какая? какое? какие? Все имена числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные, в свою очередь, подразделяются на числительные, которые обозначают целые числа, дробные и собирательные. Кроме того, имена числительные бывают простыми (состоящими из одного слова) и составными. Изменяются по падежам. Могут быть разными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Конспект урока "Имя числительное"

Тема:  Имя числительное. 6класс.          Здоровый образ жизни в цифрах и фактах (практикум)Цель: обобщить и повторить изученный материал по теме «Имя...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока "Порядковые числительные"

Урок по теме "Порядковые числительные" разработан для 3 класса общеобразовательной школы. Для урокаа разработана презентация с использованием макросов. Для подключения необходимо...

План-конспект урока "Порядковые числительные"

План-конспект урока "Порядковые числительные", 3 класс....

Конспект урока "Имя числительное (зачёт)"

Зачёт по теме "Имя числительное"...

Конспект занятия "Порядковые числительные" 3 класс

Урок введение нового грамматического материала. Урок с элементами игры и творчества....