Урок русского языка в 11 классе по тексту В. Пескова "Помнить о Родине"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Сухинина Людмила Анатольевна

Анализ текста В. Пескова "Помнить о Родине"  в 11 классе. Учащимся предлагается поработать в группах и исследовать текст. На уроке используется приём "корзина идей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse_po_tekstu_v._peskova.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ текста  В. Пескова  «Помнить о Родине»

Предмет:  русский язык         

Класс: 11 класс        

Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Задачи:

- обучающие:

  • углубление знаний о тексте публицистического стиля;
  • выработка умения  владеть приёмами анализа текста;

- развивающие:

  • развитие мыслительных и аналитических  способностей  учащихся;
  • поисковой и творческой активности, коммуникативных способностей,  навыков работы  в группе, внимания;
  • развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, ясно и понятно выражать свои мысли;

- воспитательные:

  • воспитание самоконтроля;            
  • воспитание   патриотических чувств учащихся;
  • воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: интерес к познавательной деятельности;  воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Отечества;  формирование  уважительного и  бережного отношения к русскому  языку.

Предметные результаты: определение темы, идеи, проблемы текста, языковых особенностей,  выявление  авторской позиции  в конкретном тексте.

Метапредметные  результаты:

Познавательные: владение приёмами анализа текста, отбора и систематизации материала.

Регулятивные: определение цели,  поиск решения учебной задачи и самостоятельное выполнение  ее; соотношение  цели и результатов  своей деятельности; определение степени успешности работы; оценивание  уровня владения учебным действием.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения, умение строить  связное монологическое высказывание; представление результатов  своей деятельности и деятельности группы.

Формы работы учащихся:  индивидуальная, фронтальная, в группах

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Технология: исследовательская деятельность

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя  (организация учебного процесса на этапах урока)

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает благоприятный психологический настрой на работу.  

Приветствуют учителя.

1. Мотивация

Цель  этапа: обеспечение мотивации обучения.

На доске запись:  Анализ текста  …

Включает запись песни «С чего начинается Родина?» (2 куплета).

Сегодня мы с вами будем анализировать текст. Как вы думаете,  для чего я включила песню на стихи  М. Матусовского?

 Действительно, тема нашего урока – «Анализ  текста В. М. Пескова «Помнить о Родине»

Предполагают, что  текст будет о Родине.

2. Актуализация

знаний

Цель  этапа:

актуализация  опорных знаний

Приём «корзина идей».

А что значит для вас понятие Родина?

Запишите на листочках  те  слова, предложения,  ассоциации, которые возникают у вас при слове «Родина»    
(1-2 минуты).

Поработайте в парах: обменяйтесь информацией,  посмотрите, совпали ли в чём-нибудь ваши представления.

А теперь скидываем  в  нашу «корзину» (на доске) всё, что имеет отношение к понятию «Родина».

Каждый записывает  слова, ассоциации, которые возникают при слове «Родина»  - индивид. работа.

Работа в парах

Высказывают свои идеи (идеи повторяться не должны)

3. Целеполагание.

Цель  этапа:

постановка цели.

Какова же цель  нашего урока?

Определяют цель: проанализировать текст   В. Пескова, выяснить,  что значит для него понятие «Родина»  и память о ней.

4. Исследование текста

Цель  этапа:  осуществление исследовательской деятельности на материале текста В. Пескова.

Прочитаем текст.  

Какова тема этого текста? А идея?

А что из этого текста можно добавить в нашу «корзину идей»?  

Исследовать текст мы будем в группах.

Каждая группа  получает задания на карточке:

1.Запишите тему  и идею текста.

 2. Каковы особенности композиции текста?

3. Определите микротемы  текста и составьте его план.

4. Установите, к какому  стилю  относится текст, каков его тип речи.

5.  Назовите  языковые  особенности  (морфологические, лексические, синтаксические),  а также изобразительно – выразительные средства, определяющие стилевую принадлежность текста.

6. Определите проблему текста, сформулируйте её и запишите.

7. Какова позиция автора?

8.Устно обсудите аргументы, которые подтверждают позицию автора.

9.  Оформите свою работу, подготовьтесь представить её своим одноклассникам.

А сейчас каждая группа представит нам результаты своей деятельности.

(оформленные работы сканируются и выводятся на экран, чтобы всем было видно)

1 ученик читает текст  вслух.
Называют тему и  идею.

Выбирают из текста слова, связанные с  понятием «Родина».

Работа в группах.

Выбирают лидера группы,  распределяют обязанности,  составляют план действий,
исследуют текст,
оформляют свою работу, готовятся представить её одноклассникам.

Каждая группа представляет свою работу одноклассникам,  выступает с подготовленным сообщением.

Остальные учащиеся принимают участие в обсуждении представленного материала.

5. Рефлексия

Цель   этапа: подведение итогов работы в группах,  анализ и оценка успешного достижения цели.

Учащиеся подводят итоги работы в группе,

что получилось (не получилось), что мешало (помогало), довольны работой группы (нет), что для себя открыли.

 Вернёмся  к нашей «корзине идей». Что бы вы  ещё добавили в неё после анализа текста?

Сделаем вывод   по тексту В. Пескова.

Подводят итоги работы в группе.

Добавляют в «корзину»  слова прошлое и настоящее, историческая память, делают вывод по тексту Пескова; оценивают свою работу и работу товарищей в группе.

Если оценка не совпадает, лидер группы  объясняет причины несовпадения.

6. Задание на дом

Написать сочинение   в формате ЕГЭ по тексту В. Пескова.

Записывают задание.

В. М. Песков. Помнить о Родине.

  Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове  - Родина?

  Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

  Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

  Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

  Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего.    Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.

 С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…

 Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом  ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...