Урок русского языка в 11 классе по тексту В. Пескова "Помнить о Родине"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Анализ текста В. Пескова "Помнить о Родине" в 11 классе. Учащимся предлагается поработать в группах и исследовать текст. На уроке используется приём "корзина идей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse_po_tekstu_v._peskova.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Анализ текста В. Пескова «Помнить о Родине»
Предмет: русский язык
Класс: 11 класс
Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом.
Задачи:
- обучающие:
- углубление знаний о тексте публицистического стиля;
- выработка умения владеть приёмами анализа текста;
- развивающие:
- развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся;
- поисковой и творческой активности, коммуникативных способностей, навыков работы в группе, внимания;
- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, ясно и понятно выражать свои мысли;
- воспитательные:
- воспитание самоконтроля;
- воспитание патриотических чувств учащихся;
- воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: интерес к познавательной деятельности; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Отечества; формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку.
Предметные результаты: определение темы, идеи, проблемы текста, языковых особенностей, выявление авторской позиции в конкретном тексте.
Метапредметные результаты:
Познавательные: владение приёмами анализа текста, отбора и систематизации материала.
Регулятивные: определение цели, поиск решения учебной задачи и самостоятельное выполнение ее; соотношение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы; оценивание уровня владения учебным действием.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения, умение строить связное монологическое высказывание; представление результатов своей деятельности и деятельности группы.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в группах
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Технология: исследовательская деятельность
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя (организация учебного процесса на этапах урока) | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствуют учителя. |
1. Мотивация Цель этапа: обеспечение мотивации обучения. | На доске запись: Анализ текста … Включает запись песни «С чего начинается Родина?» (2 куплета). Сегодня мы с вами будем анализировать текст. Как вы думаете, для чего я включила песню на стихи М. Матусовского? Действительно, тема нашего урока – «Анализ текста В. М. Пескова «Помнить о Родине» | Предполагают, что текст будет о Родине. |
2. Актуализация знаний Цель этапа: актуализация опорных знаний | Приём «корзина идей». А что значит для вас понятие Родина? Запишите на листочках те слова, предложения, ассоциации, которые возникают у вас при слове «Родина» Поработайте в парах: обменяйтесь информацией, посмотрите, совпали ли в чём-нибудь ваши представления. А теперь скидываем в нашу «корзину» (на доске) всё, что имеет отношение к понятию «Родина». | Каждый записывает слова, ассоциации, которые возникают при слове «Родина» - индивид. работа. Работа в парах Высказывают свои идеи (идеи повторяться не должны) |
3. Целеполагание. Цель этапа: постановка цели. | Какова же цель нашего урока? | Определяют цель: проанализировать текст В. Пескова, выяснить, что значит для него понятие «Родина» и память о ней. |
4. Исследование текста Цель этапа: осуществление исследовательской деятельности на материале текста В. Пескова. | Прочитаем текст. Какова тема этого текста? А идея? А что из этого текста можно добавить в нашу «корзину идей»? Исследовать текст мы будем в группах. Каждая группа получает задания на карточке: 1.Запишите тему и идею текста. 2. Каковы особенности композиции текста? 3. Определите микротемы текста и составьте его план. 4. Установите, к какому стилю относится текст, каков его тип речи. 5. Назовите языковые особенности (морфологические, лексические, синтаксические), а также изобразительно – выразительные средства, определяющие стилевую принадлежность текста. 6. Определите проблему текста, сформулируйте её и запишите. 7. Какова позиция автора? 8.Устно обсудите аргументы, которые подтверждают позицию автора. 9. Оформите свою работу, подготовьтесь представить её своим одноклассникам. А сейчас каждая группа представит нам результаты своей деятельности. (оформленные работы сканируются и выводятся на экран, чтобы всем было видно) | 1 ученик читает текст вслух. Выбирают из текста слова, связанные с понятием «Родина». Работа в группах. Выбирают лидера группы, распределяют обязанности, составляют план действий, Каждая группа представляет свою работу одноклассникам, выступает с подготовленным сообщением. Остальные учащиеся принимают участие в обсуждении представленного материала. |
5. Рефлексия Цель этапа: подведение итогов работы в группах, анализ и оценка успешного достижения цели. | Учащиеся подводят итоги работы в группе, что получилось (не получилось), что мешало (помогало), довольны работой группы (нет), что для себя открыли. Вернёмся к нашей «корзине идей». Что бы вы ещё добавили в неё после анализа текста? Сделаем вывод по тексту В. Пескова. | Подводят итоги работы в группе. Добавляют в «корзину» слова прошлое и настоящее, историческая память, делают вывод по тексту Пескова; оценивают свою работу и работу товарищей в группе. Если оценка не совпадает, лидер группы объясняет причины несовпадения. |
6. Задание на дом | Написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту В. Пескова. | Записывают задание. |
В. М. Песков. Помнить о Родине.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолёт в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина – это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.
Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю.
С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его…
Человек должен вырастать сыном своей страны. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....