Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные о и ё после шипящих в суффиксах существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 30.31 КБ |
individualnyy_rabochiy_list.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Цели урока:
Образовательные:
развитие умения работать с учебной информацией;
формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих;
графическое описание применения правила правописания о-е после шипящих в суффиксах существительных.
Развивающие:
формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения;
творчески применять полученные знания;
предъявлять полученный учебный продукт;
реально оценивать свои достижения;
учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.
Воспитательные:
формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками;
осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства урока (оборудование): доска, мел, учебник, карточки, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин.)
– На правах председателя объявляю заседание Клуба любознаек открытым. Так повелось, когда встречаешь человека, необходимо с ним поздороваться, давайте поприветствуем друг друга:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
– Вы все члены клуба любознаек, предлагаю зачитать права и обязанности членов клуба.
Учащиеся зачитывают.
ПРАВА | ОБЯЗАННОСТИ |
- определять объект исследования | - быть любознательным |
- видеть проблему | - проявлять терпимость |
- использовать разные способы получения информации | - уважать мнение другого |
- наблюдать, сопоставлять, сравнивать | - занимать активную позицию |
- устанавливать общее/различие | - обосновывать своё мнение убедительными аргументами |
- обобщать | - стремиться к самостоятельности |
- делать выводы | - осуществлять самоконтроль |
II. Активизация знаний по изученному материалу и опрос (5 мин.)
– Обратимся к объекту нашего исследования, запись которой вам предстоит до конца сформулировать и дописать (О-Е после шипящих в …). Что же является известным в нашем объекте исследования?
- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. Я вам дам характеристику некоторых звуков, а вы определите, каких:
1)Непарный твердый, но парный звонкий согласный - ж;
2)Непарный твердый, парный глухой согласный - ш;
3)Непарные мягкие, непарные глухие согласные - ч, щ.
4)Непарный твёрдый, непарный глухой (шипящие и ц) - СЛАЙД
– В какой части слова вам встречалось правописание обозначенных гласных букв? (В корне). Давайте вспомним, когда в корне слова мы пишем О, а когда Ё? (после шипящих в корне под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е. Если слово с Е подобрать нельзя, то пишется О).
– Для чего необходимы теоретические сведения? ( Для осознанного применения на практике, ведь понимание учебного материала является залогом успешного результата).
- Давайте посмотрим, как вы умеете применять на практике известные вам теоретические знания. Диктант «Проверь себя». Работаем на индивидуальных листах
Текст диктанта: Мотор заглох. Ш…фёр свернул с ш…ссе, остановил машину. Ш…л дождь, поэтому он накинул капюш…н и разж…г костёр. Когда обогрелся, взял ж…сткую щ…тку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути.
- Самопроверка (нет ошибок – 7 баллов, 1-2 ошибки – 6 баллов, 2-4 ошибки – 5 баллов)
3. Изучение нового и формирование навыков применения полученных знаний
(5 мин.)
– Сегодня мы продолжаем знакомство с употреблением необычных букв О-Е после шипящих. Предлагаю вам материал для наблюдений:
Бережок – овражек
Старичок – кусочек
Речонка – реченька
Душонка - душенька
Зайчонок
–Слова какой части речи вы видите? Сравните, чем отличается новая орфограмма от изученной? (Буквы О-Е находятся в суффиксе.) Обозначим суффиксы (обозначают суффиксы на индивидуальных листах).
Определим, что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На ваших листах написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написание слов. Из правильно вставленных пропущенных букв у вас получится слово.
Ч…десный
По…писчик
Б…рабанщик
(Р,р)остислав
М…ньшинство
Обезья(н, нн)ий
Ц..рк
Земл…трясение
- Какое слово получилось? (Ударение) (если вы правильно составили слово и вставили пропущенные буквы, поставьте 1 балл, если допустили ошибки, то ничего не ставьте).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
– Установите закономерность, при которой в суффиксах существительных пишется О. (О пишется под ударением.) - А Е? (Без ударения.) Сформулируем объект исследования, впишем недостающие слова.
- Откройте учебник на странице 125, прочитайте правило. Верные мы сделали выводы?
- Ребята, я уверена, что вы умеете отгадывать загадки. Отгадайте те, которые я предложу. (5 мин.)
Маленький шарик
Под лавкой шарит (Мышь.)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык (Заяц.)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком (Еж.)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет (Белка)
Слова-отгадки появляются на слайде.
-Ребята, вы можете назвать детенышей этих животных? Запишите их в свои листы, применяя правило, изученное нами. (Мышонок, волчонок, зайчонок, ежонок, бельчонок). Объясните ваш выбор гласной в суффиксе существительного. Если вы не сделали ошибок, поставьте себе 4 балла, 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла.
- Какое значение имеет суффикс –онок? (детеныш животного).
- Обратимся в учебнике к заданию 163. (5 мин.) Поработайте в парах, запишите словосочетания, данные в учебнике, одним словом. Первый вариант записывает первые четыре слова, второй вариант – оставшиеся четыре (1 – щелчок - щелкать, старичок - старик, светлячок – светляк, пятачок - пятак, 2 – пирожок - пирог, речонка река, бочонок - бочка, медвежонок - медведь). Сделайте сдовообразовательный разбор слов. Взаимопроверка (если нет ошибок, 4 балла, 1 – 3балла, 2 – 2 балла).
-Давайте попробуем обобщить значение суффиксов, составив схему значений суффиксов – онок, -онк, -ок после шипящих на индивидуальных листах (3 мин.)
1. Уменьшительно-ласкательное
2. оттенок пренебрежения
3. обозначение детенышей животных.
4. Физминутка. (2 мин.)
Если слово пишется с буквой О, то ребята поворачиваются в сторону, где размещена буква О, если с Е – где Е.
Шов, шЁрстка, девчонка, реченька, собачонок, обжора, кусочек, овражек.
5. Игра «Кто напрасно бежит за девчонкой?» (3 мин.) Задание: проанализируйте каждый набор слов и сделайте вывод, кто из бегущих не знает правил (т.е. найдите ошибки в написании слов, исправьте и объясните).
1) Дружок
2) Девчонка
3) Одежёнка
4) ручонка
5) пирожок
6) речёнка
7) медвежонок
8) мешочек
9) кружок
10) ельничок
11) бережок
12) шажок
13) червячок
14) щелчок
15) собачёнка (Если исправили все ошибки, поставьте себе 4 балла, если допустили 1 ошибку – 3балла, 2 ошибки, то ничего не ставьте)
6. Работа в группах (4 группы): (4 мин.)
1 группа – задание 166 – озаглавить и пересказать кратко текст
2 группа – выписать слова с суффиксами –ок, -ек после шипящих (башмачок, цветочек, жучок, паучок, светлячок)
3 группа – озаглавить и пересказать подробно текст:
Мышонок Пик бежал по высохшему болоту. Здесь рос один сухой мох. Он
был жёстким, и Пик колол себе лапки. За болотом начинался лес.
С ветки на ветку, с сучка на сучок, с кустика на кустик пробирался
усталый мышонок. Через три дня он выбрался на лужок.
На лугу пищи было достаточно. Червячок, жучок, гусеница, зёрнышко,
корешок – всё пригодилось мышонку.
4 группа – выписать из этого текста слова с О-е после шипящих в корне и суффиксе (в суффиксе – мышонок, на сучок, на лужок, червячок, жучок, корешок; в корне – жестким)
7. Проверим полученные знания на уроке с помощью программированного диктанта «Проверяю себя» (3 мин.)
1. Длинный языч…к
2. Детский стиш…к
3. Душистый горош…к
4. Белый воротнич…к
5. Золотой петуш…к
6. Последний кусоч…к
7. Чистый роднич…к
8. Желтый колпач…к
9. Новый замоч…к
10. Серый комоч…к
11. Тихий звоноч…к
12. Маленький пастуш…к
13. Потайной ящич…к
14. Детский чулоч…к
15. Маленький верблюж…нок
№ слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Вариант ответа |
- Проверьте себя сами и оцените свою работу. 0-1 ошибка – 5 баллов, 2 ошибки - 4 балла, 3 ошибки – 3 балла.
-Подсчитайте баллы, набранные за урок. 25 баллов 0 – «5», 19 баллов – «4», 12 баллов – «3».
8. Рефлексия (2 мин.)
"Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Домашнее задание. На выбор:
Закончить сказку по данному началу, используя слова на изученную
орфограмму.
Приключения мышонка Пика.
Мышонок Пик бежал по высохшему болоту. Здесь рос один сухой мох. Он
был жёстким, и Пик колол себе лапки. За болотом начинался лес.
С ветки на ветку, с сучка на сучок, с кустика на кустик пробирался
усталый мышонок. Через три дня он выбрался на лужок.
На лугу пищи было достаточно. Червячок, жучок, гусеница, зёрнышко,
корешок – всё пригодилось мышонку.
Однажды Пик чуть не погиб.
Зад.165 (1,2)
- На этом заседание клуба любознаек можно считать закрытым.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный рабочий лист
Ученика(цы) 6 класса
Гласные О, Е после шипящих _____________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....