НЕ с существительными. Урок русского языка по ФГОС 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок-рефлексия. Материал включает в себя технологическую карту урока, карточки самопроверки, рабочий лист урока, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 178 КБ |
НЕ с существительными. Презентация | 1.18 МБ |
Рабочий лист урока "НЕ с существительными" | 50 КБ |
Карточка самопроверки | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РЕФЛЕКСИИ
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК: В.В. Бабайцева
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Тип урока: урок рефлексии.
Цели урока.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и
реализации коррекционной нормы.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при
закреплении темы «Правописание НЕ с существительными».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин) | |||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности. | Эпиграф к уроку: Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо. | Учащиеся отвечают на вопрос, в чем смысл эпиграфа и как он поможет на уроке. | П3, К5, К7, Л9 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) | |||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 1. Повторим словообразование: распределить слова в таблице по способам образования, объяснить написание: Объездчик, барабанщик, беспорядок, кусочек, подоконник, видеокамера, пальтецо, водопровод, вареньице, вагончик, несчастье. 2.Лексическая разминка. Необходимо по лексическому значению слова угадать существительное, которое должно начинаться с НЕ-. Небылица, невежа, невежда, ненастье, неправда. 3.Синтаксическая разминка. 1)На его лице выражалось и (не)доумение и тревога и радость. (Д.Лихачёв) Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним? – Какие слова в этой фразе являются ключевыми? ( Не умею, не могу, не хочу, врага) – Какими частями речи они являются? (Глаголы, частица, существительное) – Какую орфограмму мы вспомним в первой половине фразы? (НЕ с глаголами) – Как пишется не с глаголами? Сегодня на уроке мы уже встречались с НЕ. В словах какой части речи? Как напишем слово «несчастье», «нездоровье», «не стол»? | 1. Ученики работают с таблицей (Приложение 2). Сверяют свои ответы и оценивают свою работу: 2 балла – 0-1 ошибка, 1 балл – 2-3 ошибки, 0 баллов – более 3 ошибок. 2. По лексическому значению определяют слово, записывают. 3.Записывают предложение, объясняют графически постановку знаков препинания, раскрывают скобки. Отвечают на вопросы. Ребята испытывают затруднения при ответе на последние вопросы. | П2, П3, П8, К7, Р1, Р9 |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин) | |||
Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | 1.Определим тему и цель сегодняшнего урока. 2. Просит заполнить первые два столбца таблицы: знаю, хочу узнать. | 1.Учащиеся выдвигают гипотезы. 2. Заполняют таблицу. | П4, П8, Р2, К12 |
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 мин) | |||
Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | – Как же можно решить возникшую проблему? Можно воспользоваться учебником, можно – на основе практической работы. Попробуем провести небольшое исследование. Вспомним, когда НЕ с глаголами пишется слитно? А когда – раздельно? На примере глаголов попробуем разобраться с существительными. Прочитайте предложения: Ненастье задержало наш отъезд. Внимание солдат устремилось на неприятеля. Он говорил не правду, а ложь. | Учащиеся предлагают варианты. Дают ответы. Составляют алгоритм работы. 1.Находим существительное, при котором есть НЕ. 2.Определяем, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание). | К12, П4, П16, Р2 |
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин) | |||
Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Учитель наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана. II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением: НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________ III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении? Подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой, задача – найти синоним для каждого слова. Учитель: А что такое синонимы? | Ученики выполняют лингвистические эксперименты и записывают выводы. ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ. ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением. ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?) _______________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом А. Выполняют задание на соответствие. Работа в парах – взаимопроверка. Ответы учащихся. | П6, П7, Р2 |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин) | |||
Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике §81. Прочитаем правило вслух. К правильным выводам мы пришли? | Учащиеся читают учебник, проговаривают правило вслух. | К11, К12, К9, Р6 |
Физминутка (2 мин) | |||
– Мы с вами недавно повторяли род имени существительного. Давайте ещё раз вспомним про него, а заодно подвигаемся: если я называю существительное женского рода – присели, мужского – встали, среднего – руки вверх. | Выполняют упражнения. | ||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (7 мин) | |||
Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Учитель предлагает выполнить творческие задания в парах. 1.Составить пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило. 2.Вставить подходящие по смыслу слова. 3. Раскрыть скобки Проверяют по карточкам самопроверки. | Ученики выполняют задания. Затем проверяют по карточкам. 1.А труд работа (не )наслаждение. Слезы выпускает (не)счастье. Быть (не)друг мудрее учит. Грех (не)правда всякая. 2. И туман, и …….. осень поздняя несет. В осеннее ………. семь погод на дворе. ………. луна освещает снег летучий. В решении задачи была допущена ………. . …………, а явную ложь почувствовал он в его словах. ………. доставила нам много …………. . Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда, неприятность. 3.Видно (не)ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду, а ложь. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. | П3, К9, К13, Р9, Р3, Р8 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин) | |||
Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Тест в формате ЕГЭ | Выполняют тест. Проверяют по слайду. | П3, П18, К9, К13, Р9 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин) | |||
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | 1. Учитель предлагает написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке (прием «Телеграмма»). 2. Педагог предлагает оценить свою деятельность. 3. Учитель предлагает и комментирует задание на выбор: 1) алгоритм выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными, 2) составить таблицу «НЕ с существительными, 3) упр. 126 Р.Т. | 1. Учащиеся пишут телеграммы.
2. Оценивают свою деятельность: • Лингвистический эксперимент - максимум 2 балла. •Задание на соответствие (синонимы) - максимум 2 балла. • Творческое задание - максимум 3 балла. • Тест - максимум 3 балла. Итого: максимум - 10 баллов. Ключ к оценке: • 10-9 баллов - оценка "5"; • 8-7 баллов - оценка "4"; • 6-5 баллов - оценка "3". 3. Выбирают и записывают задание | П3, П19, Р7, Л11, Л10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо. С е мна дц атое н оя бря Кла сс ная работа
Приставочный Сложение Приставочно-суффиксальный Суффиксальный беспорядок несчастье видеокамера водопровод подоконник барабанщик кусочек объездчик пальтецо вареньице вагончик ПОВТОРИМ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Лексическая разминка Вымысел, лживое сообщение – это Невоспитанный, грубый человек – это Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это Дождливая, пасмурная погода – это То же, что ложь - это небылица невежа невежда ненастье неправда
Синтаксическая пятиминутка На его лице выражалось и (не)доумение и тревога и радость. , , и , и , и
Не умею не могу не хочу – три главных врага человека. (Д.Лихачёв) , ,
Нестол? Как напишем? Несчастье? Не счастье? Не здоровье? Нездоровье? Не стол?
Правописание НЕ с существительными
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Правило написания НЕ с глаголом. Правило написания НЕ с существительными
Он говорил не правду , а ложь. Прочитайте предложения: Ненастье задержало наш отъезд. Внимание солдат устремилось на неприятеля . а (Враг)
Подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ. Неприятель выдумка Небылица грубость Неряха противник, враг Ненависть грязнуля Невежливость вражда
1. Составить пословицы, в которых бы употреблялись слова на изучаемое правило. А труд работа (не)наслаждение. Слезы выпускает (не)счастье. Быть (не)друг мудрее учит. Грех (не)правда всякая. Задания с самопроверкой 1. И туман, и …… .. осень поздняя несет. 2 . В осеннее ……… . семь погод на дворе. 3. ……… . луна освещает снег летучий. 4. В решении задачи была допущена ……… . . 5. ………… , а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. ……… . доставила нам много ………… . . Даны слова для справок. 2. Вставить подходящие по смыслу слова. Видно (не)ряху по грязной рубахе. Говорить (не)правду, а ложь. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Сила с (не)правдою не уживаются. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. 3. Раскрыть скобки
ТЕСТ 5. В каком слове НЕ является отрицательной частицей? а) (Не)урожай б) (Не)собака в) (Не)домогание г) (Не)воля 1. В каком словосочетании НЕ пишется раздельно? а) какая (не)ряха б) случилось (не)счастье в) мой (не)приятель г) (не)веселье, а грусть 2. В каком предложении НЕ пишется слитно? а) Звучала (не)правда, а ложь. б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить. в) Он мне (не)друг, а враг. г) Это был (не) сон, а явь. 4. В каком слове НЕ является частью корня? а) Неправда б) Недруг в) Ненастье г) Непогода 3. В каком предложении НЕ пишется раздельно? а) (Не)знакомца предупредили. б) Мы ценим (не)преданность, а труд. в) Дурное слово друга делает (не)другом. г) (Не)честность всегда вредит.
ТЕСТ 1 Г 2 Б 3 Б 4 В 5 Б
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Правило написания НЕ с глаголом. Правило написания НЕ с существительными Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
ТЕЛЕГРАММА Очень краткая запись. Пример . Кратко написать самое важное, что уяснил с урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
Оцените свою работу: • Лингвистический эксперимент - максимум 2 балла. • Задание на соответствие (синонимы) - максимум 2 балла. • Творческое задание - максимум 3 балла. • Тест - максимум 3 балла. Итого: максимум - 10 баллов. Ключ к оценке: • 10-9 баллов - оценка "5"; • 8-7 баллов - оценка "4"; • 6-5 баллов - оценка "3".
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
НЕ с существительными
- Повторим словообразование. Распределите слова в таблице по способам образования:
Приставочный | Суффиксальный |
Приставочно-суффиксальный | Сложение |
Объездчик, барабанщик, беспорядок, кусочек, подоконник, видеокамера, пальтецо, водопровод, вареньице, вагончик, несчастье.
- Лексическая разминка
По лексическому значению слова угадайте существительное, которое должно начинаться с НЕ-.
- Вымысел, лживое сообщение – это
- Невоспитанный, грубый человек – это
- Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это
- Дождливая, пасмурная погода – это
- То же, что ложь - это
- Таблица З – Х – У
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
- Прочитайте предложения:
Ненастье задержало наш отъезд.
Внимание солдат устремилось на неприятеля.
Он говорил не правду, а ложь.
I. Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?
ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.
II. Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ или близким по значению выражением:
НЕПРИЯТЕЛЬ – ___________________
ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.
III. Подчеркните однородные члены в 3-м предложении, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?
ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?) _______________________________. В таком предложении есть противопоставление с союзом А.
- Подобрать синонимы к соответствующим словам с НЕ. Слова записаны вразнобой, задача – найти синоним для каждого слова, соединить линиями.
Неприятель | выдумка |
Небылица | грубость |
Неряха | противник, враг |
Ненависть | грязнуля |
Невежливость | вражда |
ФИЗМИНУТКА
Пламя, мысль, поэт, голос, семя, горечь, шорох, сестра, имя, подруга, трамвай, сырость, окно, дедушка, грусть, фиалка, стремя.
6.Составить пословицы, в которых бы употребились слова на изучаемое правило.
А труд работа (не )наслаждение.
Слезы выпускает (не)счастье.
Быть (не)друг мудрее учит.
Грех (не)правда всякая.
6.Вставить подходящие по смыслу слова.
1.И туман, и …….. осень поздняя несет. 2. В осеннее ………. семь погод на дворе. 3. ………. луна освещает снег летучий. 4. В решении задачи была допущена ………. . 5. …………, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. ………. доставила нам много …………. .
Слова для справок: непогода, ненастье, невидимка, неточность, неправда, неприятность.
6.Раскрыть скобки
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду, а ложь.
Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
7.Задание в формате ЕГЭ.
ТЕСТ: «НЕ с существительными».
- В каком словосочетании НЕ пишется раздельно?
а) какая (не) ряха
б) случилось (не)счастье
в) мой (не)приятель
г) (не)веселье, а грусть
- В каком предложении НЕ пишется слитно?
а) Звучала (не)правда, а ложь.
б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.
в) Он мне (не)друг, а враг.
г) Это был (не) сон, а явь.
- В каком предложении НЕ пишется раздельно?
а) (Не)знакомца предупредили.
б) Мы ценим (не)преданность, а труд.
в) Дурное слово друга делает (не)другом.
г) (Не)честность всегда вредит.
- В каком слове НЕ является частью корня?
а) Неправда
б) Недруг
в) Ненастье
г) Непогода
- В каком слове НЕ является отрицательной частицей?
а) (Не)урожай
б) (Не)собака
в) (Не)домогание
г) (Не)воля
ТЕЛЕГРАММА
Это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке
и т.д.
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
Работа не наслаждение, а труд.
Несчастье слезы выпускает.
Недруг учит быть мудрее.
Всякая неправда – грех.
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
1.И туман, и непогоду осень поздняя несет. 2. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 3. Невидимкою луна освещает снег летучий. 4. В решении задачи была допущена неточность. 5. Не правду, а явную ложь почувствовал он в его словах. 6. Непогода доставила нам много неприятностей.
КАРТОЧКА САМОПРОВЕРКИ
Видно неряху по грязной рубахе.
Говорить не правду, а ложь.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сила с неправдою не уживаются.
Ещё не зима, но уже выпал первый снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку
Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели: - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст им скучать на уроке....
"Разносклоняемые имена существительные" - урок русского языка в 6 классе ФГОС
Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
"Имя существительное". Урок по русскому языку 5 класс.
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год....
Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)
Цели урока:Предметные:1) различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...